Почему люди смотрят новости?

Действительно, почему? Этот простой вопрос часто ставит в тупик моих студентов. Первый ответ, который приходит в голову: «Для того, чтобы иметь информацию». Снова спрашиваю: «А зачем? Почему человек добровольно грузит себя информацией, часто негативной?» И вот здесь еще труднее ответить.

Самым точным вариантом ответа мне кажется такой: «Мы нуждаемся в информации, чтобы лучше сориентироваться в этой жизни». Известно, что человеку интересен прежде всего он сам. Каждому хочется совершать как можно меньше ошибок. А для этого надо лучше представлять себе мир, в котором мы живем, ситуацию вокруг нас, события, которые могут случиться с нами. Новости – это и есть тот поток реальной ежедневной информации, который помогает ощутить себя участником некоторых процессов, а следовательно, избегать каких-то ошибок и лучше обдумывать свои действия.

Чтобы лучше понять этот тезис, попробуйте представить свою жизнь без телевизионных новостей. Для чистоты эксперимента исключите последние известия из газет и радио. Останутся игры, развлечения, просвещение, интересные люди, любовные истории и т. д.

Представили это себе? То есть вы не знаете ни международных событий этого дня, ни того, что случилось за день в стране и в вашем городе. При этом вам надо работать или учиться (или и то и другое), принимать какие-то решения, реализовывать свои планы. Это как жизнь без зеркала: что-то с нами происходит, но мы не можем этого ни увидеть, ни осознать, ни приспособиться к новым обстоятельствам.

Новости – это то, что люди обсуждают друг с другом, и реакция на ту или другую новость – один из важнейших психологических показателей личности. Кстати, новости часто включают для того, чтобы было о чем поговорить и, как ни странно, для того, чтобы отвлечься от своей повседневности и узнать: а что у других? Это тоже важная функция новостей. Новости как телевизионный жанр «обречены» на успех, даже когда они совсем неудачные и мало соответствуют своему названию. Мне доводилось видеть информационные программы, в которых реально не было новостей, а были расплывчатые сюжеты о земляках, длинные интервью с представителями власти и чтение газет вслух. На вполне доброжелательную критику коллег авторы этих программ возмущались: «Нас любят, нас смотрят, мы имеем высокий рейтинг». Я вполне допускаю, что это так и есть, потому что других новостей на этом региональном телевидении нет и, значит, зрители вынуждены принимать за новости то, что называется новостями. При этом им приходится добывать из этой массы информации то, что им реально интересно и нужно знать. Но все-таки смотрят? Да, смотрят.

И все же, если говорить о телевизионном жанре новостей, есть некоторые четкие законы, по которым он строится.

Чем хорошая новостная программа отличается от плохой?

Самый короткий ответ: всем. Удивительно, но уже через две-три минуты просмотра любой информационной программы можно понять, профессионально это сделано или нет. Начну с самого начала.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА

Она должна быть как звук пионерского горна – яркая, манящая, с четкой драматургией и обязательным заключительным аккордом. Конечно, есть блестящие примеры такого музыкального решения, прежде всего на федеральных каналах, где существует уже привычная музыка «Вестей», программы «Время» или синглы НТВ. Есть прекрасные примеры лучших региональных программ: «Афонтово» в Красноярске, «Час пик» в Томске и др. Практически везде музыка написана специально под данную программу, естественно, в контакте с дизайнерами, которые делают заставку. Даже цветовое решение заставки должно быть взаимосвязано с ее музыкальным решением. Это трудно описать словами, но попробуйте внимательно поглядеть на экран десять–двенадцать секунд и проанализировать собственные эмоции. Вас позвали смотреть программу? Вас заманили? Вас чуть-чуть взбодрили? Вас порадовали хорошей музыкальной фразой с современной аранжировкой? Значит, все в порядке.

К сожалению, на региональном ТВ уделяют мало внимания этим первым секундам. Мне приходилось слышать даже музыку оркестра Поля Мориа в качестве заставки к новостям. А кто-то брал любую «живенькую» музыку, а перед появлением диктора сводил ее микшером на нет. Это непрофессионально.

Обратите внимание, что сегодня музыкальная заставка многих новостных программ состоит из двух частей: первая – до появления диктора в студии, а вторая – после его слов «Вы смотрите программу новостей...». Далее музыка меняет ритм и логично заканчивается перед анонсом. Иногда музыка используется во время анонса, но уже другая. Вы должны уметь внимательно замечать эти ритмы, обращать на них внимание – уже не как зрители, а как творцы, деятели, участники производства программы.

ДИЗАЙН ЗАСТАВКИ

Однажды после просмотра сорока информационных программ подряд со мной случилось что-то непонятное: перед глазами мелькали часы, телевизионные вышки и тайм-коды. Потом я поняла – это все заставки слились в одну Большую заставку. Конечно, дизайн – дело непостоянное и он может меняться вместе со временем. Есть мода, есть стиль.

Законодателями моды и стиля для региональных телекомпаний становятся федеральные каналы. Ничего плохого я в этом не вижу. Лучше иметь хороший образец перед глазами, чем сочинять что-то слабенькое свое. Однако сила региональных компаний в узнаваемости проблем, людей, и даже родного города. А нейтральные вышки, тайм-коды и абстракции дезориентируют зрителя, поскольку такая заставка может быть и во Владивостоке, и в Рязани, и в Хабаровске.

На мой взгляд, надо, учитывая моду и стиль, все же искать свою картинку, свой образ. И некоторым это удается. Всем знакома знаменитая «тройка лошадей» – в «Вестях», а если говорить о региональных компаниях, то вспоминается стильная заставка «Афонтова», где есть кадры студии, города, образ ведущего, и все это очень коротко, четко в соответствии с музыкой.

Один из законов дизайна заставки – это возможность многоразового просмотра. Это значит, что зритель каждый раз должен находить что-то новое в привычной картинке, но в то же время она не должна быть перегружена деталями. Делая заставку, профессиональный дизайнер всегда должен учитывать оформление студии, стиль ведущих и программы в целом, потому что главный закон профессиональной работы – это закон гармонии.

СТУДИЯ

Отзвучала музыка, закончилась заставка. В кадре появляются студия и ведущий. Как правило, в первый момент зрители все-таки больше внимания обращают на студию. В последнее время при оформлении студии распространенным стилем стал стиль ньюсрум: на переднем плане ведущий, за ним стоят компьютеры, телевизоры, ходят какие-то люди, идет работа по сбору и подаче информации. Этот стиль принят во всем мире и действительно очень удобен. Сама картинка каждую секунду напоминает зрителю, что новости – дело оперативное, непрерывное, напряженное. И вот, пожалуйста, наша кухня, где все делается только для вас, прямо в эту секунду и даже на ваших глазах.

Конечно, когда на ведущих федеральных каналах России в одно время появились практически одинаковые картинки студий новостей, зрители были несколько разочарованы, потом привыкли. Разница, конечно, есть: в крупности плана ведущего, экранах монитора, наконец в наличии или отсутствии заднего живого плана с людьми и компьютерами, но стиль один.

Что касается региональных студий, то здесь беда. Плохо, когда пытаются в небольшой комнате построить свой «ньюсрум» и мы видим испуганного диктора, за спиной которого вышагивают специальные люди вокруг одного жалкого компьютера. Или другой вариант: диктор, за ним мелькающие экраны с непрерывно меняющейся картинкой. Все это отвлекает и смешит. Если нет возможности сделать хорошо, то лучше не пытаться повторять заморский или московский образец. В основном авторы и продюсеры местных новостей все же понимают это и сажают ведущего на фоне логотипа студии, большой фотографии ночного города или на рире с нейтральной фоновой картинкой. Однако даже такое простое решение требует грамотной работы осветителя и оператора в студии, потому что основной просчет студийных картинок местных новостей – это слияние диктора и фона. А так как на заднике часто используются геометрические линии или фигуры, то из нашего ведущего во все стороны «лезут рога», или прямо через голову «проходят молнии», или он окружен какими-то столбами и т. д. При этом не надо думать, что возможности студии напрямую связаны с ее размером и стоимостью студийного оборудования.

Много раз мне приходилось убеждаться, что в маленькой неказистой комнате хороший оператор может выстроить грамотную композицию кадра и «оторвать» диктора от фона, используя обычные наши зонтики» и пару фонарей.

■ Помню, как однажды на занятиях в Центре «Практика» немецкая журналистка Сабина Пройшхофф попросила журналистов и операторов найти самое подходящее место для диктора непосредственно в учебном классе. Кто-то переворачивал стулья, кто-то двигал столы, кто-то ставил цветы на задний план. Все старались. Каково же было удивление слушателей, когда Сабина предложила элементарный вариант, посадив диктора таким образом, что за его спиной оказался угол комнаты. Этот угол сразу дал необходимый «воздух», сделав пространство трехмерным. Хитро улыбнувшись, Сабина сказала: «Друзья, угол есть в каждой комнате». ■

ВЕДУЩИЙ

Ведущего как элемент студийной картинки всегда разглядывают. И режиссерам, и продюсерам, и самим ведущим надо относиться к этому с пониманием. Телевидение – это все-таки видение. И первые несколько секунд никто из зрителей вообще не вслушивается в содержание речи диктора. Последите за собой: как вы реагируете на новое лицо на экране? Скорее всего, смотрите: как одет, сколько лет, улыбается или нет. А если на экране знакомый ведущий, то все равно первые секунды мы посвящаем обсуждениям: постриглась или нет, в каком сегодня она пиджачке, в каком настроении. Конечно, хорошо, когда в студии есть специальный стилист, который опять же в контакте с дизайнером, оператором, режиссером и в гармонии с общим решениям программы подбирает стиль ведущему. Но в региональных компаниях, как правило, ведущий сам себе стилист. И здесь появляются проблемы.

На одном из фестивальных просмотров информационных программ мне пришлось увидеть подряд двадцать девушек в черном. В черном, как известно, появляться в студии вообще нельзя: трудно выставить правильный баланс цвета на камере и т. д. А когда они шли подряд, появилось ощущение парада вдов. При этом кто-то был в кофтах, кто-то в платье, а одна девушка вообще в нарядной бархатной блузке, отделанной перышками. И это в новостях!

Есть непреложные правила для ведущего новостей. Одежда должна быть строгой, то есть обязателен пиджак, причем с длинным рукавом даже летом. Цвет должен быть спокойным, галстук – не кричащим, на женщинах минимум украшений, никаких цепей и висячих серег, возможна тонкая нитка жемчуга и серьги типа «гвоздики». Все это не само по себе, а только в гармонии с дизайном студии и с концепцией самой программы. Грим, макияж, прическа – это обязательно. Неопрятная голова диктора – это полное неуважение к зрителям и к самому себе. К сожалению, мне случалось видеть такое и слышать оправдание: «Я была целый день на съемках» или: «У нас нет парикмахера». Эдуард Сагалаев в таких случаях всегда говорил: «Ну что же, отправляйтесь по домам к телезрителям и каждому зрителю объясняйте ситуацию».

Действительно, «тираж» телевидения не сравним ни с газетой, ни с радио. И зритель всегда имеет право судить о том, что он видит, и сравнивать одного ведущего с другим. При этом положение регионального телевидения весьма сложное, потому что все программы: и региональные, и федеральные – находятся в одном «ящике». И легким движением руки, используя пульт, зритель переключается с неряшливо одетой и замотанной местной ведущей на блестящую Анну Шнайдер или Екатерину Андрееву. Здесь же замечу, что это отличает телевидение и радио от газет, потому что местная газета печатается отдельно на другой бумаге или в качестве вкладки. Ее можно взять в руки, и поэтому нет такого острого ощущения принципиально разного качества.

СОВЕТЫ

КАК ВЕДУЩЕМУ НАУЧИТЬСЯ ВЫГЛЯДЕТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО?

Научитесь относиться к самим - себе как бы со стороны, как к модели, как к картинке или, как это сейчас модно говорить, к лицу канала. То есть совсем не надо требовать соответствия своего стиля в жизни и на экране.

Найдите среди своих знакомых и - коллег человека с хорошим вкусом. Это может быть человек любой специальности: оператор, скульптор, фотограф, парикмахер, про которого все знают, что у этого человека отличный вкус. И даже имея в кармане совсем немного денег, он или она всегда выглядят изысканно и модно. Приведите этого человека в студию, покажите ему запись своих программ с разными прическами и в разной одежде и сделайте так, как он скажет. Во всяком случае попробуйте.

Надо помнить, что мода меняется и вместе с ней меняется облик ведущих и даже их количество! На телеканале «Россия» вслед за НТВ ведущие стали появляться в паре, а не один, как раньше. На экране возникает процесс выстраивания общения между ними, и, естественно, подбор пары для совместного общения со зрителем и между собой – дело очень сложное. Если на НТВ ведущие Пивоваров – Гильдеева смотрятся гармонично и давно научились «работать» друг на друга, то на телеканале «Россия» двое ведущих сидят рядом, но этим пока заканчивается их общение.

Прежде чем перейти на парное ведение, руководителям программы надо готовить ведущих к общению, примерно как космонавтов готовят к совместному полету.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Столько уже сказано, а между тем мы находимся всего на пятнадцатой секунде программы. Прозвучала музыка, посмотрели заставку, разглядели студию и ведущего (или двоих). Начинается анонс программы, или шпигель, как его принято сейчас называть. Но прежде чем мы разберем некоторые правила создания шпигеля, самое время упомянуть о концепции. Это очень важный момент. Потому что перед разбором содержания информационной программы надо определиться: а какую, собственно, программу мы хотим сделать? Вы ответите: «Разве новости не подразумевают некую одинаковость?» Оказывается, нет. Если для одного федерального канала главным в показе новостей всегда будут события, то для другого – люди и только через людей события. И даже если зритель не знает об этом, то он это чувствует.

Например, канал НТВ – это нечто более остропроблемное и дискуссионное, чем Первый канал. А телеканал «Россия» – наиболее официальный. Так получилось не случайно. Это требования концепции, которая принята учредителями и руководством канала и доведена до каждого сотрудника новостей. Не случайно появился рабочий термин: «не ложится» . Тот или иной материал или сюжет может «не лечь» в программу одного канала и вполне уютно устроиться на другом.

Я уверена, что многие беды региональных новостных программ происходят от отсутствия какой-либо концепции вообще. Ставится условная задача: находите новости и рассказывайте о них людям. И вот журналисты, режиссеры, операторы пытаются находить и рассказывать. Кто-то делает трехминутный сюжет об интересном человеке, кто-то ведет прямой репортаж с горящей свалки, и всё по отдельности нормально. А цельное впечатление отсутствует и программа на глазах разваливается, превращаясь в некий набор случайных материалов.

Наши рекомендации