Статус юридического лица интеграционных образований
Европейские сообщества с момента их образования были наделены статусом юридического лица. Сравнительно развернутая характеристика этого статуса дана уже в первом учреди-^ тельном договоре. Статья 6 Договора о ЕОУС 1951 г. гласила: «Объединение является юридическим лицом. В международных отношениях Объединение обладает правоспособностью, необходимой для осуществления своих функций и достижения целей.
В каждом из государств-членов Объединение обладает наибольшей правоспособностью, предоставляемой юридическим лицам в данном государстве; Объединение может, в частности, приобретать или отчуждать движимое и недвижимое имущество и выступать стороной в суде.
Объединение представлено своими институтами — каждым в рамках их полномочий».
Приведенная формулировка интересна в том отношении, что она, во-первых, сравнительно четко определяет как внутреннюю, так и международную правосубъектность интеграционного образования (право вступать в сношения с третьими государствами и соответственно заключать с ними соглашения, необходимые для достижения целей самого Объединения). Во-вторых, указывает на максимально широкую правоспособность данного юридического лица, осуществляемую на территории государств-членов, входящих в Объединение. Само по себе право владения и распоряжения движимым и недвижимым имуществом, право его свободного отчуждения или приобретения не является какой-либо новеллой в праве, так же как и
право искать защиты и отвечать по суду. Обращает на себя внимание, однако, постановка вопроса о том, что объединение обладает такими правами в максимально широком и полном объеме на территории всех государств-членов. Это особенно важно, если соотнести данное положение с постановлениями Соглашения об иммунитетах и привилегиях Сообществ, а затем и Союза на территории государств-членов. Обладание такими иммунитетами и привилегиями сближает статус юридического лица Сообществ со статусом юридического лица, которым обладают непосредственно государства-члены.
В-третьих, особо важное значение имеет содержащееся в данной статье уточнение, согласно которому права, проистекающие из статуса юридического лица, осуществляются институтами объединения. На практике таким институтом в период существования ЕОУС являлся Высший руководящий орган, а с созданием Сообществ такого рода полномочия перешли в основном к ЕК. В связи с этим следует обратить внимание на то обстоятельство, что службами, подчиненными Комиссии, и самой Комиссией заключаются многообразные по своей природе частноправовые контракты, осуществляемые в пределах полномочий Сообществ, ответственность по которым несет Сообщество в лице Комиссии. Ответственность по контрактным обязательствам не следует смешивать с ответственностью политико-правового характера. Действие или бездействие институтов Европейских Сообществ по выполнению задач, предусмотренных учредительными договорами, могут быть оспорены путем применения особой системы исков в рамках ЕС, главными из которых являются иски о неисполнении обязательств, иски о бездействии и иски об аннулировании. Ответственность по такого рода искам, рассматриваемым судебными органами ЕС, несут те институты, которые ответственны за такого рода действия (бездействие) или акты. В тех случаях, когда какой-либо акт исходит одновременно от двух институтов, например совместный регламент Совета и Парламента, иск может вчиняться каждому из этих институтов.
Вопрос о трактовке прав и полномочий, проистекающих из статуса юридического лица во внутреннем праве, не вызвал особых споров или возражений. Несколько сложнее обстояло дело с определением международной правосубъектности Европейских Сообществ. Непосредственно в самих учредительных договорах весьма лаконично трактуется вопрос о праве Сооб-
54 Часть 1. Европейское право: содержание, природа и особенности
Глава 2. Правовая природа Европейского Союза
ществ заключать отдельные виды международных соглашений. На этом основании была высказана и поддержана рядом государств-членов точка зрения, согласно которой Сообщества обладают ограниченной международной правосубъектностью. Соответственно, они могут заключать соглашения с третьими государствами или международными организациями только в том случае, если это прямо предусмотрено учредительным актом, например при осуществлении общей торговой политики или образовании ассоциаций. Такой подход серьезно ограничивал правосубъектность Сообществ и вызвал возражения со стороны Комиссии и других институтов. Своего рода арбитром в этом споре выступил Суд Европейских Сообществ. Он сформулировал в своих решениях концепцию параллельных внешнеполитических полномочий. Согласно этой концепции если одной из главных задач Европейских Сообществ является построение общего рынка, то институты Сообщества должны обладать всеми полномочиями, которые необходимы для решения этой задачи. Следовательно, во всех тех случаях, когда институты Сообществ наделяются внутренними полномочиями для достижения поставленных целей, они должны обладать аналогичными по своему характеру полномочиями и в области внешних связей.
В отличие от Европейских Сообществ ЕС формально статусом юридического лица не был наделен. Одна из главных причин сложившейся ситуации в том, что круг ведения ЕС охватывает особо важные и чувствительные для национальных государств сферы. Это вопросы внешней политики и сотрудничества в области юстиции и внутренних дел. Несколько государств высказали опасение, что наделение ЕС статусом юридического лица резко расширит полномочия Союза в этих областях и позволит практически распространить на них юрисдикцию Суда ЕС. И это в то время, когда формально сфера общественных отношений, относимая ко второй и третьей опорам (за некоторыми исключениями), под юрисдикцию Суда ЕС не подпадала.
Сложилась несколько парадоксальная и своеобразная ситуация, поскольку в ряде случаев переговоры велась практически от имени ЕС. Например, расширение имеет место в рамках ЕС, принципиальные решения принимаются Европейским советом, однако формально-юридически ЕС стороной в этих соглаше-
ниях не являлся. В какой-то мере выход из сложившегося положения был найден в связи с тем, что Сообщества и Союз обладают единой системой институтов. Права юридического лица, присущие Сообществу, осуществляются на практике институтами Сообществ. Но одновременно эти же институты являются и институтами Союза. Конечно, подобная правовая двусмысленность не укрепляла позиций ЕС на международной арене. Это приобрело особую значимость на современном этапе, поскольку активность институтов ЕС за последние годы в этой сфере заметно возросла, особенно после изменений, внесенных в правовой механизм общей внешней политики Амстердамским договором, становления О ПВО и учреждения поста Высокого представителя ЕС по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.
Вопрос о международной правосубъектности ЕС решен в ДР. Он содержит весьма лапидарную, но тем не менее очень значимую формулировку. Соответствующая ст. 47 ДЕС гласит: | «Союз наделяется статусом юридического лица». Детализация | содержится в последующих установлениях ДФЕС. Они в основном воспроизводят применительно к ЕС те положения, которые содержались еще в Договоре о создании ЕОУС. Строго и безоговорочно решается в ДР вопрос о международной правосубъектности Союза со всеми вытекающими отсюда последствиями. Договоры, заключаемые Союзом, обязывают Союз и го- / сударства-члены.
Рассматривая вопрос о статусе юридического лица, следует обратить внимание на то, что им могут быть наделены отдельные финансово-экономические органы, осуществляющие непосредственно оперативную деятельность в соответствующей сфере ведения ЕС. Таковы, например, ЕИБ и ЕЦБ. Кроме того, ЕС обладает правом создания и, соответственно, участия в деятельности и имуществе различного рода ассоциаций и организаций, статус которых определяется их собственными уставными документами. Такие организации и учреждения, например Европол, Европейское агентство по охране внешних границ и ряд других, могут обладать статусом юридического лица согласно собственным уставным документам. Это самостоятельные юридические лица, осуществляющие свои полномочия в рамках собственной компетенции. Юридической ответственности за их действия ЕС не несет.
56 Часть I. Европейское право: содержание, природа и особенности
Глава 2. Правовая природа Европейского Союза
2.3. Характерные черты и особенности Европейского Союза
Европейские Сообщества, а ныне ЕС радикально отличаются от любых других международных организаций рядом характерных черт и особенностей.
1. Союз обладает собственной системой институтов, которые самостоятельно осуществляют полномочия, входящие в сферу ведения интеграционных образований, и обладают правом принятия обязательных правовых актов (Европейский совет, Совет ЕС, ЕК, Европейский парламент, Суд ЕС, отчасти ЕЦБ). Принимаемые ими в пределах их компетенции нормативные правовые акты распространяют свое действие, за некоторыми исключениями, на всех субъектов европейского права; их решения создают, как правило, права и обязанности не только для государств-членов и институтов ЕС, но и для частных физических и юридических лиц. Такого рода институты могут состоять как из официальных представителей государств-членов (Европейский совет и Совет ЕС), так и из лиц, формально не зависимых от государств-членов и осуществляющих управление делами Союза, руководствуясь только общими интересами интеграции и правом ЕС (например, ЕК, Суд ЕС, Европарламент, ЕЦБ и Счетная палата). Одна из весьма интересных особенностей формирования Европарламента заключается в том, что его депутаты избираются гражданами ЕС путем всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании. Максимально самостоятельными являются такие институты, как Суд ЕС и Счетная палата. Особенно велики роль и значение Суда ЕС. В ряде случаев он призван выполнять своего рода функции арбитра в отношениях между институтами или в отношениях между институтами и государствами-членами. Решения Суда ЕС обязательны для всех субъектов права ЕС.
2. Европейские интеграционные образования обладают собственной автономной правовой системой. Источниками права ЕС выступают как учредительные акты, так и акты, непосредственно принимаемые институтами ЕС. Именно эти акты вторичного (производного) права содержат основную массу норм, регулирующих общественные отношения, связанные с процессом европейской интеграции. Эти правовые установления обладают юрисдикционной защитой, которая осуществляется как судеб-
ными органами на уровне ЕС, так и национальными судебными учреждениями, обязанными защищать права и интересы частных лиц, основанные на праве ЕС.
3. Союз обладает собственным автономным бюджетом. Одна из важнейших особенностей бюджетной системы ЕС заключается в том, что она формируется не за счет взносов государств-членов, а за счет собственных средств. В бюджет ЕС поступают все налоги и сборы от импорта сельскохозяйственной продукции, переводится часть средств, поступающих от налога на добавленную стоимость, а также отчисления от внутреннего валового продукта государств-членов, составляющие не более 1,2% ВВП. Бюджет ЕС на 2004 г. приближался к 100 млрд евро. Предполагается, что в ближайшие семь лет, особенно после расширения, он будет увеличен почти в полтора раза (хотя единство мнений по этому вопросу пока отсутствует).
4. Союз располагает собственной валютной системой. В 1999 г. ее первыми участниками стали 12 из 15 государств-членов. В 2009 г. их стало 16. Во всех странах этой группы введена в обращение единая денежная единица — евро. Все ее участники должны удовлетворять определенным требованиям, сформулированным в нормативных правовых актах, образующих в совокупности Пакт стабильности и экономического роста.
5. Союз обладает собственным гражданством. Гражданство ЕС является производным от национального гражданства государств-членов. Каждое лицо, обладающее гражданством государства-члена, автоматически обретает гражданство ЕС. В свою очередь, утрата национального гражданства влечет утрату гражданства ЕС. Состояние в гражданстве ЕС порождает определенные права и обязанности. Они включают свободу передвижения и проживания на территории государств-членов, право избирать и быть избранным на выборах в Европейский парламент, а также при проведении муниципальных (местных) выборов в государствах-членах по месту их проживания. Граждане ЕС располагают правом на защиту и представительство их интересов на территории третьих государств со стороны дипломатических и консульских органов других государств-членов или со стороны ЕС в целом. Они обладают также правом обращения с петицией в Европейский парламент и правом принесения жалоб Европейскому омбудсману.
58 Часть I. Европейское право: содержание, природа и особенности
6. Союз обладает собственной территорией. Территорию ЕС образует национальная территория государств-членов. Их граница с иностранными государствами, не входящими в ЕС, или с открытым морем образует внешнюю границу ЕС. На всю территорию, находящуюся в рамках этих границ, распространяется юрисдикция ЕС, действуют правовые установления, принятые в ЕС (некоторые исключения из этого правила фиксируются непосредственно в учредительных актах).
Приведенные характерные черты и особенности ЕС позволяют прийти к выводу, что он радикально отличается от других международных межправительственных организаций. Это и служит основанием для выделения интеграционных образований в самостоятельную правовую категорию.