Глава 3: Концептуальные основания конфликтологии
Рассмотрение конфликтов в социологической теории. Психологические концепции агрессивности в контексте теории конфликта. Понимание конфликта в политико-правовой мысли.
Как уже отмечалось ранее, конфликтология является междисциплинарным курсом, включающим аспекты социологии, психологии, юриспруденции. Поэтому, для того, что бы проанализировать концептуальные основания данной дисциплины, следует обратиться к соответствующим разделам вышеназванных научных направлений.
1. Рассмотрение конфликтов в социологической теории.
Социологическая наука рассматривает конфликты как обусловленные объективными закономерностями общественного развития социальные противоречия.
При этом рассмотрение конфликта в социологической теории осуществляется в контексте двух основных направлений:
1. Диалектическая теория конфликта;
2. Теория конфликтного функционализма.
Диалектическая теория конфликта получила отражение в трудах Карла Маркса. Диалектическая теория конфликта предполагает рассмотрение межклассового конфликта как основной движущей силы социального развития. При этом конфликты в обществе обусловлены неравенством в сфере отношений собственности и вытекающим из этого неравенства антогонистическим противоречием между производительными силами и производственными отношениями. В качестве субъектов конфликта, по мнению Маркса, следует рассматривать социальные общности- классы. Маркс выделяет два основных класса экспроприаторов (угнетателей) и экспроприируемых (угнетенных). Антогонизм классовых интересов является условием классового конфликта. Такой конфликт с одной стороны знаменует собой глубочайший кризис социально-экономических отношений сложившихся в условиях той или иной общественно-экономической формации, а с другой является началом становления более прогрессивной по отношению к предыдущей формы государства и общества.
В качестве факторов обусловливающих социальные конфликты Маркс выделяет следующие обстоятельства:
- Чем более неравномерно распределены в системе дефицитные ресурсы (собственность), тем глубже противоречие интересов между господствующими и подвластными классами.
- Чем отчетливее представители подвластного класса начинают осознавать свои интересы, тем более вероятно, что они будут сомневаться в законности и справедливости существующей в настоящее время формы распределения собственности.
- Чем больше представители подвластного класса сомневаются в законности распределения дефицитных ресурсов, тем больше вероятность их вступления в открытый конфликт с представителями господствующего класса.
- Чем сильнее поляризация господствующих и подвластных, тем более насильственным будет конфликт.
- Чем более насильственным является конфликт, тем больше структурные и содержательные изменения будет претерпевать социально-политической системы.
Теория конфликтного функционализма. Данное направление получило свое развитие в работах Георга Зиммеля, которого большинство ученых относит к основателям теоретической конфликтологии. Он считала, что конфликт в обществе неизбежен и неотвратим. Но если Маркс социальную структуру общества представил в виде господствующих и подчиненных классов, а конфликт, по его мнению, произрастает в системе «господство-подчинение» и всегда ведет к разрушению или социальным изменениям, то Зиммель социальную структуру общества представил в виде неразрывно взаимосвязанных процессов ассоциации (объединения для достижения общих целей[18]) и диссоциации (разобщения) ее элементов. По его мнению, конфликт является естественной составляющей этих процессов, а так как конфликт присущ и диссоциации и ассоциации то он необязательно приводит к разрушению системы или социальным изменениям.
Зиммель отмечает положительные последствия конфликтов: сохранение и укрепление социальной системы как целостности, сплочение и унификация социального организма.
В качестве источников конфликта Зиммель называет не только столкновение интересов, но и проявление людьми, так называемых им «инстинктов враждебности». Инстинкт враждебности может усилить остроту конфликта. Смягчить же конфликт возможно благодаря гармонии отношений между людьми и инстинкту любви.
Таким образом, Зиммель выделяет своеобразные факторы, влияющие на характер протекания конфликта - инстинкты любви и ненависти.
Зиммель, рассматривает конфликт в качестве изменчивой переменной, которая проявляет различные степени интенсивности или силы. Крайними точками шкалы интенсивности являются конкуренция и борьба. Борьбу Зиммель определил как беспорядочную непосредственную битву сторон. Конкуренция это более упорядоченная взаимная борьба сторон, приводящая к их взаимному обособлению.
В отличие от Маркса, который считал, что конфликт, в конце концов, обязательно усиливается, приобретает революционный характер и приводит к структурным изменениям системы. Зиммель чаще анализировал менее интенсивные и острые конфликты, которые укрепляют прочность и интеграцию социальной системы. Однако Зиммель высказал несколько значимых для общей конфликтологии суждений об остроте и силе конфликта. Эти суждения могут быть сведены к следующим.
- Чем эмоциональнее поведение людей вовлеченых в конфликт, тем конфликт острее.
- Чем выше сплоченность участвующих в конфликте групп, тем острее конфликт.
- Чем менее изолированы конфликтующие группы, тем острее конфликт.
- Чем больше конфликт становится самоцелью, тем он острее.
- Чем более (по представлению его участников) конфликт выходит за пределы индивидуальных целей и интересов, тем он острее.
2. Психологические концепции агрессивности в контексте теории конфликта
По мнению психологов, в основу большинства конфликтов положены проявления агрессии, выражающиеся в открытом насилии одного субъекта по отношению к другому.
В психологических теориях конфликтов существует достаточно большой разброс во мнениях по поводу природы и форм агрессивных проявлений, с которыми неразрывным образом связаны конфликты.
Наибольший интерес представляют:
1. Этологическая концепция Лоренца;
2. «Охотничья» гипотеза Ардри.
Этологическая концепция Лоренца.
Данная гипотеза содержит в себе положение, что агрессия изначально присуща живой природе и обусловлена борьбой за выживание.
Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей также, как и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессии помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы. Наконец, сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.
При этом наделение животных более высокой степенью агрессивности и более эффективными орудиями агрессии, одновременно предполагает наличие у них ограничительного барьера, связанного с недопущением агрессии в отношении себе подобных. Чем выше степень агрессивности, тем более сильным является барьер препятствующий проявлению агрессии в отношении себе подобных.
По гипотезе Лоренца конфликты обусловлены соотношением двух факторов:
- количеством накопленной агрессивной энергии;
- силами, необходимыми для выплеска этой энергии.
Несмотря на то, что Лоренц считал агрессию неизбежной, в значительной степени являющейся следствием врожденных сил, он оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля подобного поведения. Он полагал, что участие в различных действиях, несвязанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек насилия. Можно с некоторым преувеличением сказать, что угроза всплеска насилия у человека может быть предотвращена посредством тысячи других действий. Лоренц утверждал также, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.
«Охотничья» гипотеза Ардри. По мнению Ардри убийство изначально присуще человеку. При этом изначально человек убивает, чтобы выжить.
Вместе с тем в процессе эволюции убийство приобретает качественно иное содержание. В человеческой среде появляется качественно новый тип людей – охотник, для которого убийство становится функциональным предназначением и смыслом жизни.
Стремясь оправдать убийство себе подобных, люди вырабатывают стереотип: свой – чужой, друг – враг.
При этом негативно оценивается убийство «своего». В то время как убийство врага воспринимается как явление социально-полезное. Ардри уверяет, что именно охотничий инстинкт как результат естественного отбора в сочетании с развитием мозга и появлением оружия поражающего на расстоянии, сформировал человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же вида.
Таким образом, на уровне психологии конфликт воспринимается с точки зрения внешнего выражения агрессии. При этом адресность направленности агрессии обусловлена психологическим стереотипом: друг – враг.
В подобном понимании конфликт против друга является деструктивным, против врага конструктивным.
3. Понимание конфликта в политико-правовой мысли.
Непосредственно конфликты в политико-правовой теории вплоть до последнего времени не рассматривались.
Вместе с тем ряд политико-правовых теорий представляют безусловный интерес для юридической конфликтологии. К числу таких теорий следует отнести:
1. теорию естественного права;
2. теорию насилия.
Теория естественного права (Т. Гоббс). В данной теории рассматривается процесс возникновения государства и взаимодействия государства и общества.
По данной теории предгосударственное состояние (естественное состояние) – это состояние всеобщего конфликта («война всех против всех»).
Для предотвращения конфликта люди подписывают общественный договор и создают государство, которому передают свои права и свободы в обмен на обязательство государства сохранять те права, которые им же и установлены.
Если государство начинает злоупотреблять своими полномочиями, используя их не на благо обществу, а во вред, то у людей появляется право на восстание.
Таким образом, нарушение общественного договора со стороны государства, по сути, оправдывает конфликты, направленные против данного государства.
Теория насилия. Исходным моментом рассуждений авторов данной теории (Л. Гумплович, Е. Дюринг, А. Менгер) является утверждение о насильственном характере возникновения государства. По их мнению, государственно-правовой порядок образовался путем насилия и укрепился почти исключительно путем военных конфликтов. Теория насилия предполагает возникновение государства как в результате внешнего насилия, когда более развитое (более агрессивное) племя подчиняет менее развитое (менее агрессивное), так и в результате внутреннего насилия, результатом которого является порабощение «сильнейшими» соплеменниками «слабейших».
При этом насилие рассматривается Е. Дюрингом не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, которое порождает единство противостоящих друг другу «элементов»: государств-победителей и побежденных, управляющих и управляемых, господ и рабов.
Контрольные вопросы по теме:
1. Какие аспекты конфликта позволяют рассматривать его в качестве объекта исследования социологической, психологической, политико-правовой науки?
2. Что является причиной межклассового конфликта и почему межклассовые конфликты рассматривались К.Марксом в качестве «основной движущей силы истории?»
3. Какие функции конфликта выделяет в своей теории Г.Зиммель? Какие факторы выделяются Г.Зиммелем в качестве причин обусловливающих обострение конфликта?
4. Что такое агрессия? Каким образом связаны между собой агрессия и конфликт?
5. Может ли агрессия накапливаться и если да, то что будет в том случае если уровень «агрессивной энергии» приблизится к критической точке?
6. Что является крайней формой агрессии?
7. С какими обстоятельствами по мнению Ардри связано выделение в обществе социальной группы «охотников»? Что такое «образ врага» и каким образом он формируется?
8. Какие политико-правовые теории в наибольшей степени связаны с рассмотрением конфликтов?
9. Какие причины порождают «войну всех против всех» в догосударственном состоянии? При каких условиях у общества возникает «право на восстание» против государства?
10. Какие типы конфликтов рассматриваются в «теории насилия», каковы причины этих конфликтов?