Объекты стандартов организации

СТО могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию и оказываемые услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынки, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключаемыми договорами или контрактами.

Ранее действовавшие стандарты предприятий (СТП) не распространялись на поставляемую продукцию. Включение в объекты стандартизации СТО поставляемой продукции является серьезным и вполне обоснованным нововведением в стандартизацию, так как за рубежомстандарты изготовителей — «фирменные стандарты» на товары, давно ипрочно утвердились в практике.

По сравнению с национальными стандартами они являются более мобильными в части применения повышенныхпоказателей качества и новых международных стандартов. Именно изготовители-лидеры устанавливают в своих стандартах нормы, превышающие требования национальных стандартов, «не дожидаясь, когда подтянутся» другие предприятия отрасли. Поэтому стандарты фирм мировогоуровня «задают тон» в качестве продукции. Только за счет превосходстватребований фирменных стандартов по сравнению с национальными и международными стандартами можно победить в конкурентной борьбе.

Объектом стандартизации могут быть требования к качеству закупаемой продукции. Речь идет о собственных стандартах организаций — потребителей продукции. В этом случае предприятия-изготовители будут ориентироваться на эти требования и, заключив долгосрочный договор на поставку соответствующей продукции с ссылкой на СТО потребителя, начнут ее производство по данному стандарту.

СТО будут разрабатываться на полученные в результате научно—исследовательских работ принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний.

Примером являются действующие стандарты общественных объединений. Хорошо известны стандарты Российского общества оценщиков на такую сравнительно новую услугу, как оценка качества и стоимости имущества (имущество физических и юридических лиц). Примерами стандартов на новые виды продукции являются стандарты научно-технического общества (НТО) бумажной и деревообрабатывающей промышленности на унифицированные окна повышенной энергоэффективности для жилых зданий в регионах Сибири. Новые методы испытаний, методология экспертизы являются объектом стандартов того же НТО(по экологической экспертизе малоэтажных жилых зданий), стандартов Торгово-промышленной палаты (по экспертизе качества различных потребительских товаров).

8.Что такое отраслевой стандарт и где он применяется

(ОСТ) Отраслевой стандарт распространяется на продукцию, которая подлежит обязательной государственной стандартизации. Сюда входят правила, нормы, требования и понятия, которые необходимы для поддержания надлежащего качества товаров в отраслях. Также к объектам отраслевой стандартизации может быть отнесен какой-либо отдельный вид товара ограниченного применения. Это может быть инструмент или технологическая оснастка, которая применяется в конкретной области, полуфабрикаты, сырье или материалы, а также различные виды товаров ширпотреба. К объектам также могут быть причислены типовые технологические процессы и технические нормы, относящиеся к данным отраслям, методы, нормы и требования построения в области проектирования: эксплуатации и выпуска товаров ширпотреба и промышленной продукции.

Отраслевые стандарты являются обязательными для организаций и предприятий в тех отраслях, в которых применяются ОСТы. Также ОСТы обязательны для предприятий, которые принимают или потребляют продукцию данной отрасли, подлежащую обязательной стандартизации. Утверждают и контролируют соблюдение отраслевых стандартов министерства (ведомства), которые являются головными (ведущими) в производстве данной продукции. Обязательность соблюдения требования стандартов отраслей определяется предприятиями, применяющими отраслевые стандарты.

Отраслевые стандарты подразделяются на некоторые группы, например:

• ОСТы на транспортные средства. К примеру, ОСТ 37.001.417-90 регламентирует качество фильтров для тонкой очистки масла тракторных, автомобильных и комбайновых двигателей;

• ОСТы, регламентирующие требования к гаражному оборудованию и процессу обслуживания транспортных средств;

• ОСТ на мероприятия, связанные с предпродажной подготовкой (например, ОСТ 37.001.082-92 регламентирует качество процесса предпродажной подготовки автомобильной техники).

На основе комплексной стандартизации в Российской Федерации разработаны и успешно функционируют системы стандартов, каждая из которых охватывает определенную сферу деятельности, проводимой в общегосударственном масштабе или в определенных отраслях народного хозяйства.

Нормативно-техническую и организационно-методическую основу производства конкретных видов, типов, групп продукции составляют отраслевые системы стандартов, регламентирующие технические характеристики, требования к качеству и надежности изделий, способы и методы достижения и контроля этих требований и др. Отраслевые системы включают также комплексы стандартов на термины, определения и обозначения, применяемые в отрасли.

К отраслевым системам относится, например, система стандартизации изделий электронной техники. За основу разработанной системы стандартов (государственных и отраслевых) приняты сферы их действия: проектирование, производство, применение и эксплуатация. В соответствии с этим принципом в систему стан­дартизации электронных приборов входят комплексы стандартов: на конструкции и размеры приборов; на классы приборов; на сферу проектирования приборов; на сферу производства приборов; на сферу применения приборов; на поставку приборов; на организационно-методическую документацию.

Стандарты на конструкции приборов включают габаритные и присоединительные размеры, соответствующие международным рекомендациям на корпуса, на технические требования, конструкции и размеры упаковки. В комплекс стандартов на классы электронных приборов входят стандарты на термины и определения, системы обозначений, системы параметров, ряды параметров, методы измерений и руководство по применению.

В сфере производства в отраслях, как правило, используются единые государственные системы стандартов. Единые государственные системы стандартов обеспечивают единообразие и наивысшую эффективность проведения важнейших видов работ, общих для различных отраслей народного хозяйства. К подобным системам относятся Государственная система стандартизации (ГСС), Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), Единая система технологической документации (ЕСТД), Единая система классификации и кодирования технико­экономической информации. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), Государственная система стандартов безопасности труда (ГССБТ) и др.

Например, Единая десятичная система классификации и кодирования технико-экономической информации. Огромные масштабы производства в нашей стране, быстрый технический прогресс промышленности и связанное с этим увеличение потоков информации, циркулирующей в народном хозяйстве, требуют оперативной ее обработки для планирования, учета и эффективного управления деятельностью предприятий и отраслей. Этой цели служит общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации на базе государственной системы вычислительных центров и единой автоматической сети связи страны.

Работа Автоматической системы управления (АСУ) требует применения машинного языка, то есть перевода технико-экономической информации на язык цифровых кодов. Для этого создана Государственная система классификации и кодирования, включающая комплекс взаимосвязанных общесоюзных классификаторов промышленной и сельскохозяйственной продукции, конструкторской документации и технологический классификатор.

9. Правила проведения Госнадзора.

Одной из важнейших составных частей любой системы управ­ления является контроль и надзор за соблюдением определенных требований. В системе управления качеством продукции — это го­сударственный надзор и ведомственный контроль за внедрением и соблюдением стандартов, метрологического обеспечения и каче­ства продукции. В общей системе управления качеством продукции в стране особое место занимает надзор и контроль за соблюдением требований всех категорий стандартов (ГОСТ, ОСТ, ТУ, СТО, ИСО).

Надзор за соблюдением требований, указанных в стандартах, производится с помощью государственного надзора. Надзор за внедрением и соблюдением стандартов осуществляет Госстан­дарт России, его территориальные, областные органы, а также городские лаборатории государственного надзора и соответству­ющие научно-исследовательские институты или организации в соответствии с их компетенцией от имени государства во всех отраслях народного хозяйства, на всей территории Российской Федерации. Госстандарт России не ограничен рамками отдель­ных отраслей народного хозяйства, отдельных видов продукции, что позволяет применять наиболее эффективную форму надзо­ра — комплексные межотраслевые проверки, когда наряду с про­веркой по внедрению и соблюдению технических требований стандартов о соответствии готовой продукции проводят такие же работы по сырью, материалам, комплексным изделиям, уз­лам, агрегатам и т.д. на предприятиях—изготовителях продукции. Анализ материалов комплексных проверок, охватывающий ши­рокий круг предприятий-изготовителей, министерств, ведомств с различными формами собственности, позволяет сделать выводы о качестве выпускаемой продукции и причинах обнаружен­ных недостатков.

Объектами государственного надзора являются:

• нормативные документы по стандартизации и техническая документация;

• продукция, процессы и услуги;

• иные объекты в соответствии с действующим законодатель­ством о государственном надзоре.

Основные задачи органов государственного надзора за соблю­дением стандартов предусматривают:

• содействие предупреждению нарушений законов Российской Федерации, содержащих обязательные требования к объектам стан­дартизации и стандартов;

• проверку соблюдения обязательных требований государствен­ных стандартов Российской Федерации при установлении соот­ветствия отраслевых стандартов, технических условий, стандар­тов предприятий, стандартов научно-технических и инженерных обществ, технической документации обязательным требованиям государственных стандартов России;

• контроль за своевременным включением мероприятий по внедрению стандартов в план развития народного хозяйства и в планы предприятий, организаций, а также за выполнением пла­нов государственной и отраслевой стандартизации;

• надзор за внедрением стандартов и соблюдением их на ста­диях проектирования, производства, испытаний, хранения, транс­портирования, применения, реализации и утилизации продук­ции;

• надзор за соответствием показателей качества проектируе­мой и выпускаемой продукции показателям, предусмотренным стандартами;

• проверку своевременного прекращения действия устаревших и разработки новых стандартов и состояния информации о вновь вводимых и отмененных стандартах и о действующих отечествен­ных и зарубежных стандартах;

• испытания продукции, в том числе сертификационные.

Органы государственного надзора Госстандарта России и дру­гие государственные органы управления в соответствии с их ком­петенцией взаимодействуют с органами управления, обществен­ными организациями потребителей, страховыми обществами (ас­социациями), правоохранительными органами, оказывают им содействие в выполнении возложенных на них задач. Взаимодействие осуществляется в целях совершенствования стандартов и технических условий, повышения качества продукции и эффек­тивности производства, обеспечения безопасности жизни и здо­ровья людей и имущества, охраны окружающей среды. Органы государственного надзора Госстандарта России и других государ­ственных органов управления информируют органы управления и общественность о качестве продукции. Задания по проведению государственного надзора за внедрением и соблюдением стандар­тов включаются в годовые планы, утверждаемые Госстандартом России. Планы должны предусматривать комплексную проверку, т.е. проверку как основного предприятия по выпуску данного из­делия, так и предприятий, изготовляющих и поставляющих для данного предприятия сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также проверку проектных, конструкторских и науч­но-исследовательских организаций, разрабатывающих конструк­цию изделия и технологию его изготовления.

Государственный надзор за внедрением и соблюдением стан­дартов проводится поэтапно:

1-й этап — проверка наличия информации об утверждении стандарта, приказов по внедрению стандарта, плана организаци­онно-технических мероприятий по подготовке производства к выпуску продукции в соответствии с требованиями нового стан­дарта;

2-й этап — проверка выполнения плана организационно-тех­нических мероприятий по внедрению стандарта. На этом этапе проверяют обеспеченность предприятия необходимым сырьем, основным и вспомогательным оборудованием, технологической оснасткой, технической документацией для введения стандарта. Если стандарт не внедряется, то следует установить причину, по которой не внедряется стандарт;

3-й этап — проверка обеспечения выпуска продукции по но­вому стандарту. На этом этапе, проводят проверку соответствия стандарта конструкторской и технологической документации для производства продукции, проверку соблюдения предприятием установленных стандартами программ и методик контрольных испытаний продукции, проверку состояния измерительной тех­ники, связанной с производством данной продукции.

О целях и сроках проверки ставят в известность руководство проверяемого предприятия.

10.

Каков же порядок разработки технического регламента? Технический регламент принимается федеральным законом в установленном порядке, с учётом положений рассматриваемого закона. О разработке технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печати федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, например, в газете или в специальном бюллетене.

С момента опубликования этого уведомления проект общих технических регламентов должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления, например, коммерческим организациям, отдельным предпринимателям и т.п. В качестве основы для разработки общих технических регламентов могут использоваться полностью или частично международные или национальные стандарты.

В проекте должны быть указаны: информация о том, в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации разработаны данные требования; обоснование необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента. При этом должны быть указаны фамилия, имя, отчество разработчика данного проекта общих технических регламентов, почтовый и электронный адреса, по которым должен осуществляться приём в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Заинтересованные лица должны в письменной форме выдать свои замечания и предложения. С учётом выданных замечаний и предложений разработчик дорабатывает проект общих технических регламентов, организует публичное обсуждение данного откорректированного проекта.

Затем проект общих технических регламентов выносится на обсуждение в Государственную Думу, но при наличии ряда документов:

- обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте;

- финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте;

- документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта;

- документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта;

- перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Внесённый в Государственную думу проект федерального закона о техническом регламенте с приложением всех необходимых документов направляется Думой в Правительство РФ. В течение месяца Правительство направляет в Госдуму отзыв, подготовленный с учётом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Затем проект государственного закона о техническом регламенте, принятый Госдумой в первом чтении, должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования (например, по телевидению или радио) в электронно-цифровой форме.

Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется вновь Госдумой в правительство РФ не позднее чем за месяц до рассмотрения данного проекта Госдумой во втором чтении. Правительство РФ вновь направляет в Госдуму отзыв о проекте и только тогда в третьем чтении Госдумой принимается закон о техническом регламенте.

Как мы видим, принятие любого закона Российской федерации идёт долгим, но обоснованным путём.

Однако в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан окружающей среде, Президент Российской Федерации имеет право издать технический регламент без его публичного обсуждения.

Технический регламент может быть принят международным договором, но обязательно с ратификацией в установленном порядке. Ратификация – это утверждение государственной властью международного договора или закона, заключённого её уполномоченным.

Например, в Российской Федерации ратификацией занимается Федеральное собрание

11.

Порядок разработки и утверждения стандартов осуществляется по следующей общей схеме:

1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Разработчик стандарта организует уведомление о разработке национального стандарта, которое должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, отличающихся от положений соответствующих международных стандартов.Разработчик национального стандарта обеспечивает доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления.

2. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта. Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта не может быть менее чем два месяца.

3. Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний представляется в Технический комитет (ТК) по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.По результатам экспертизы Технический комитет готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Данное предложениенаправляется национальному органу по стандартизации, который наоснове представленных Техническим комитетом документов принимает решение.Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатномиздании федерального органа исполнительной власти по техническомурегулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение 30 дней со дня утверждения национального стандарта.

4. Национальный орган по стандартизации утверждает и публикует в печатном издании федерального органа исполнительной власти потехническому регулированию и в упомянутой выше информационнойсистеме перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технического регламента.

Процедура разработки и принятия стандартов регламентирована ГОСТ Р 1.2—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки. Утверждения. Обновления и отмены».

Международные и национальные организации по стандартизации большое внимание уделяют участию потребителей в работах по созданию стандартов. Некоторые из них находят средства для участия потребителей в заседаниях рабочих групп Технических комитетов.

Правила обозначения стандартов. Обозначение стандарта состоит из индекса ≪ГОСТ Р≫, регистрационного номера и отделенных от него четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта. Если национальный стандарт входит в систему или комплекс общетехнических или организационно-методических стандартов, то его обозначение дополнительно включает одно-, двухразрядный код системы стандартов, отделенный от остальной цифровой части обозначения точкой.

Наши рекомендации