Государственный орган: понятие, признаки виды

Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма.

Орган государства - это элемент механизма государства, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией.

Государственный орган - это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. К числу государственных органов относятся, например, суд, президент, парламент и т. д.

Основные признаки государственных органов:

а) создаются и функционируют в соответствии и на основе норм права;

б) относительная структурная и функциональная обособленность в механизме государства по признаку их специализации;

в) функциональное взаимодействие друг с другом в процессе реализации каждым своих полномочий, обязанностей.

Среди государственных органов различают:

а) единоначальные;

б) коллегиальные;

в) органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др.

Система государственных органов образует так называемый государственный аппарат

Государственный орган (ГО) – основная ячейка механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками:

1. Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства;

2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, в т.ч. возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;

3. Государственный орган действуют от имени государства и по его поручению;

4. Государственные органы образованы и действуют на основе принятых государством нормативно-правовых актов;

5. Выполняют свойственные только им задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;


6. Состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений;

7. Имеют соответствующую материальную базу;

8. В процессе реализации имущественных прав выступают в качестве юридического лица;

9. Осуществляют свою деятельность на определенной территории.

Классификация государственных органов:

1) По порядку образования:

- органы, избираемые непосредственно народом;

- органы, формируемые другими государственными органами.

2) По способу принятия решений:

- коллегиальные (Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ);

- единоличные представлены одним лицом (Президент РФ, Ген. прокурор РФ).

3) По характеру компетенции:

- органы общей компетенции - круг вопросов, по которым принимаются властные решения, охватывает многие сферы общественной жизни (экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и др.);

- специальной компетенции - специализируется на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

4) По принципу разделения властей:

- законодательные;

- исполнительные;

- судебные.

5) По иерархии:

- высшие - распространяют свои полномочия на территорию всего государства;

- местные – функционируют в административно-территориальных единицах и их полномочия распространяются только на эти регионы.

6) По правовым формам деятельности:

- правотворческие;

- правоприменительные;

- правоохранительные.

7) По срокам полномочий:

- постоянные;

- временные - создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.

Государственный аппарат — это система государственных органов, уч​реждений и организаций, осуществляющих регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной, судебной и других ветвей власти, различные формы и методы государственного воздействия. «Клеточка»государственного аппарата — это государственный служащий.

Структура государственного аппарата зависит, во-первых, от организации государственной власти (в тотали​тарных социалистических странах отрицается разделение властей), во-вторых, от политико-территориального устройства государства (унитаризм, федерализм,существование автономных образований), в-третьих,от деления на органы и должностные лица, осуществляю​щие властные полномочия(например, парламент, судьи), и органы и должностные лица, образующие обслуживающий аппарат (например, аппарат Правительства РФ, канцелярии судов,эксперты — советники министерств).

С точки зрения разделения властей в аппарате управления государства различаются органы (а иног​да—и должностные лица) законодательной, исполнительной и судеб​ной власти. В странах тоталитарного социализма, где принята иная концепция, различаются органы государственной власти, органы госу​дарственного управления, суда и прокуратуры.

Наиболее сложным является государственный аппарат в федера​тивном государстве.По существу, он имеет двойственный характер - наряду с государственным аппаратом федерации имеются и государ​ственные аппараты субъектов. Первый представлен общегосударст​венными законодательными, исполнительными, судебными и други​ми органами, а также федеральными государственными служащими, входящими в состав таких органов. Государственный аппарат субъек​тов федерации представлен их законодательными, исполнительными и иногда — своей системой судебных органов, действующих парал​лельно с системой судебных органов федерации (например, в США), однако во многих федерациях существует единая судебная система (например, в Канаде). В России также имеется единая судебная систе​ма, но субъекты федерации учреждают свои конституционные(устав​ные) суды и мировые суды (мировых судей).

В деятельности государственного аппарата могут участвовать дру​гие организации, учреждения, органы, если им поручаются отдельные функции органов государственного управления (одновременно переда​ются и материальные средства, необходимые для выполнения таких функций). Такая возможность предусмотрена, в частности, Конститу​цией РФ по отношению к органам местного самоуправления. В этом случае такие органы становятся как бы частью государственного аппа​рата, их решения и распоряжения приобретают государственное значе​ние, а сами они в пределах переданных им функций находятся под контролем государства. Иногда отдельными функциями государствен​ных органов наделяются общественные объединения. Чаще всего это общественные организации лиц творческих профессий, действующие в сфере культуры, иногда —объединения промышленников и торговцев (торгово-промышленные палаты,регистрирующие в некоторых орга​нах товарные знаки, осуществляющие арбитраж по торговым делам).

Наши рекомендации