Понятие «конкурентоспособность» муниципального образования

Традиционная система местного самоуправления не поддерживает конкурентоспособность муниципального образования, поскольку основана на стандартных организационных структурах, в границах которых организация способна использовать только находящиеся в ее прямом подчинении ресурсы. В результате возможности территории и населения муниципального образования оказываются вне сферы влияния органов местного самоуправления, призванных не просто управлять муниципальной собственностью и предоставлением муниципальных слуг, а обеспечить развитие на местах, повышение уровня и качества жизни населения.

В развитии теоретических и практических подходов к управлению муниципальным образованием актуальным стал вопрос о роли конкуренции как механизма определяющего развитие муниципального образования, а соответственно и управленческих технологий повышения их конкурентоспособности. При этом дискуссионным остается вопрос о понятии «конкурентоспособность муниципального образования». Эта дискуссия разворачивается в рамках обсуждения проблемы конкурентоспособности регионов. М. Портер определяет конкурентоспособность региона с позиций продуктивности использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами[18]. При этом, конкурентоспособность эко­номики регионов рассматривается с одной стороны как предоставление регионами различных условий для размещения на своей территории хозяйствующих субъектов. Иначе эту конкурентоспособность называют борьбой за производителя. С другой стороны конкурентоспособность регионов проявляется в создании на их территории населению условий для проживания и социально-экономической деятельности (борьба за жителя)[19].

Если исследователи остаются в рамках дискуссии о региональной конкуренции, при обсуждении механизмов конкурентного взаимодействия муниципальных образований, то неизбежно выходят на производственно-кластерные представления об их конкурентоспособности. Город при этом представляется средой функционирования фирм, а его конкурентоспособность определяется конкурентоспособностью находящихся на его территории предприятий. Создание производственных кластеров, объединяющих производства, находящиеся на территории муниципальных образований, становится основным механизмом повышения конкурентоспособности последних.

В тоже время в современных исследованиях как самостоятельная начинает подниматься проблема конкурентоспособности муниципальных образований, которые рассматриваются не только как территория деятельности предприятий, но и как субъекты конкуренции, и при соответствующих условиях они могут выступать как предпринимательская структура, для реализации целей которой необходимо обладать высокой конкурентоспособностью»[20].

На наш взгляд в данной трактовке муниципального образования как конкурирующего субъекта происходит механический перенос характеристик конкурирующего хозяйствующего субъекта на муниципальное образование, как предпринимателя. Между тем, современные научные представления о муниципальном образовании дают основание полагать, что этот субъект конкуренции имеет характеристики отличные от характеристик предприятий – традиционных участников конкурентного взаимодействия. Индивидуальный характер хозяйственного взаимодействия субъектов на уровне муниципального образования определяет особенности его позиций в конкурентной среде. Конкурентоспособность муниципальных образований в настоящее время может рассматриваться не только с точки зрения соперничества, но и с точки зрения сотрудничества с другими муниципальными образованиями, что отражено в процессах взаимодействия. Наличие данных процессов представляется фактом достаточно высокого уровня его конкурентоспособности[21].

Подобный подход к конкурентоспособности городов находит свое отражение и в исследованиях зарубежных специалистов в области разработки городских конкурентных стратегий. В частности исследователи констатируют, что в последние десятилетия города стали различаться «по своей способности реагировать на проблемы и разрабатывать новые стратегии их решения», при том что они функционируют в в одних и тех же институциональных и финансовых условиях. При этом на первый план выходят «искусство организации партнерства, формирования коалиций и работы в сетях организаций государственного и частного секторов»[22].

Предположение, что основой взаимодействия конкурирующих муниципальных образований является индивидуальный характер построения хозяйственных отношений в рамках местных сообществ напрямую выводит нас на вопрос о преимущественно поссибилитарной природе их конкурентного поведения. Способность муниципального образования устанавливать взаимодействие с другими участниками конкуренции рассматривается как важный фактор конкурентоспособности.

Выход на проблему конкуренции как механизма развития муниципального образования ставит вопрос об управлении процессами повышения их конкурентоспособности.

Стратегическое управление муниципальным образованием является механизмом повышения его конкурентоспособности

Наши рекомендации