Владимирский край и пётр i

История Владимирского края конца XVII в. связана с именем Петра I. С 1689 г. его приезды сюда стали регулярными, что было вызвано строительством флота на Переславском озере. Еще в 1681 на р. Яузу был спущен старый английский бот, который сам Пётр называл “дедушкой русского флота”. Однако Яуза была тесна для “водяной потехи”, и в скором времени Петру сообщили, что ближайшее от Москвы крупное озеро (в 120 верстах) —

___________________________111

Переславское. Опасаясь, что матушка Наталья Кирилловна Нарышкина не отпустит его (Петру не было еще 17 лет), непоседливый царь сказал, что дал обет съездить в Троицкий монастырь на богомолье, а оттуда уже тайно пробрался в Переславль.

В январе 1689 г. Петра женили на дочери окольничего Лопухина - Евдокии. Однако уже в апреле 1689 г. Пётр был на Переславском озере, где велось строительство нескольких судов.

В сентябре 1689 г., уже после подавления стрелецкого бунта Пётр с матерью и женой отправился в Александрову слободу. Здесь ещё со времен Ивана IV существовал конюшенный двор. Впоследствии при Федоре Ивановиче двор был расширен. Управление им осуществлялось государевым Конюшенным приказом. В начале царствования Петра I заведовал александровской конюшней, считавшейся одной из лучших в России, Иван Чепелев.

Вместе с царём в Александрову слободу прибыл весь двор и потешные полки. На обширных полях, прилегающих к слободе, царь под руководством Патриция Гордона проводил военные учения — “экзерциции”. Между тем на Переславской верфи работы продолжались. Пётр так увлёкся своей строительной деятельностью, что в феврале Лев Кириллович Нарышкин, дядя царя, и князь Борис Голицын были вынуждены приехать в Переславль и уговаривать царя вернуться в Москву, так как в столицу прибыл персидский посол, и присутствие царя в Кремле требовалось по дипломатическому этикету.

1 мая 1692 г. на Переславском озере был спущен первый корабль; в июле весь двор отправился в Переславль и пробыл там до сентября. Однако и Переславское озеро оказалось тесным, и Пётр велел перенести строительство флота на Белое море.

В эти годы происходит постепенное охлаждение Петра к свой жене, несмотря на то, что у них уже был сын, царевич Алексей, родившийся в феврале 1690 г. Тем не менее, в сентябре 1698 г. Евдокия прибыла в Суздаль, где была пострижена в Покровском монастыре под именем Елены. Однако спустя всего полгода ссыльная царица перестала думать о монашеских обетах, постах и молитвах

___________________________112

и возобновила светский образ жизни. Евдокия установила связи с московскими родственниками, недовольными реформами Петра. В 1710 г. в Суздаль для рекрутского набора был прислан Степан Богданович Глебов, регулярно навещавший инокиню Елену в монастыре. Евдокия не оставила надежды вернуть себе положение при дворе и увидеть на престоле сына Алексея. Постепенно вокруг Лопухиной, которая именовала себя не иначе, как “царица Евдокия”, объединилось недовольное реформами Петра духовенство и группа московской аристократии. Так в Суздале возник оппозиционный центр, который стремился свергнуть Петра, возвести на престол Алексея и вернуться к старобоярскому укладу жизни.

Алексей рос вдали от отца. Попытки Петра I приобщить Алексея к государственной деятельности, сделать из него ближайшего помощника оказались безуспешными. В конце концов, Пётр предложил сыну либо постричься, либо уехать за границу, Алексей, захватив 10000 червонцев золотом, в 1716 г. бежал за границу. Лишь после длительных переговоров русским дипломатам удалось вернуть Алексея в Россию. Началось следствие.

На первом же допросе, который проводил сам Пётр, выяснилось существование серьезной оппозиции. Царевич назвал своих сторонников и единомышленников. Начался страшный процесс по “делу царевича Алексея”. Вскоре розыск перекинулся в Суздаль, где в келье Евдокии были обнаружены два письма, уличавшие ее в связях с противниками Петра. Всего по розыскному суздальскому делу было привлечено 35 человек, среди них — тётка Алексея царевна Марья, брат Евдокии Авраам Лопухин, князь Семен Щербатов, именовавший в письмах Евдокию “благоверной государыней, царицей, княгиня Троекурова, родная сестра Евдокии и другие. В марте 1718 г. по делу был вынесен приговор: несколько человек, в том числе Степан Глебов, были казнены, некоторые наказаны кнутом и сосланы в Сибирь, а бывшая царица — инокиня Елена — отправлена в Ладожский монастырь.

Все эти бурные события происходили в период, когда Пётр I уже активно начал проводить реформы государственного управления, военную, административную и другие.

___________________________113

КУЛЬТУРА

XVI–XVII вв. в русской истории были исключительно богаты событиями, что оказало серьезное влияние и на развитие культуры. Важнейшей проблемой общественной мысли этого периода были взаимоотношения государства и церкви. В самом начале XVI в. особую злободневность приобрёл тезис Нила Сорского о “нестяжании”. Спор нестяжателей и “иосифлян” возник в конце XV в. Нил Сорский в “Уставе монастырской жизни” выступил против всех церковных имуществ, сформулировав правило “Не делали, да не яст ”. (“ Не работающий, да не ест ”.)

Одним из виднейших последователей Нила Сорского был Вассиан Патрикеев (в миру Василий Иванович Патрикеев). Патрикеевым принадлежала вотчина в Переславском уезде на р. Рокше, а также небольшая вотчина в волости Великой Слободы. Отец Вассиана, князь Иван Юрьевич Патрикеев, был выходцем из Литвы, находился на службе у Ивана III. В апреле 1492 г., пока строился новый великокняжеский дворец, Иван III переселился в хоромы Патрикеева, Вскоре И. Ю. Патрикеев с сыновьями попадают в опалу. Василий Иванович с иноческим име­нем Вассиан был пострижен в Кирилл о-Белозерском мо­настыре. Он развивает идеи нестяжателей, терпимость в отношении к еретикам.

Судьба Вассиана Патрикеева была трагичной. Поводом для расправы с ним послужил сложный династический кризис. Василий III, около 20 лет состоявший в браке с Соломонией Сабуровой, не имел наследника, поэтому решил жениться вторично при живой жене. Разводы церковь не разрешала, и “нестяжатели” выступили против заключения нового брака. Особенно активно выступал Вассиан Патрикеев.

В ноябре 1525 г. Соломония была насильно пострижена в монастырь, Василий III женился на Елене Глинской, а в мае 1531 г., после появления в 1530 г. наследника пре-

___________________________114

стола будущего царя — Ивана IV, состоялся церковный суд над Вассианом Патрикеевым. По приговору суда Вассиан был отправлен к иосифлянам в монастырь на Волоке Ламском, где его вскоре уморили голодом.

Заметный вклад в развитие общественной мысли в XVI в. внёс Матвей Семенович Башкин. С начала XVI в. в волости Великой Слободы известна однодверная деревенька Башкино. Имелось здесь около 50 га земли. Возможно, Башкины происходили из отпущенных на волю холопов.

Основой мировоззрения М. Башкина была критика Священного писания, которое он называл “баснословием”, и отрицание иконопоклонения. Матвей Башкин решительно выступал против рабства, полагая, что рабство и христианство несовместимы. Следуя своим убеждениям, он даже освободил своих холопов.

М. Башкин был представителем реформационно-гуманистического движения, характерного не только для России, но и большинства европейских государств. Однако идеи, высказываемые гуманистом, были преждевременны, и М. Башкин был осуждён как еретик и сожжён в деревянной клетке.

В XVII в. отношения государства и церкви ещё более обострились. В 1653 г. патриарх Никон, желая укрепить позиции церкви, начал проведение церковной реформы. Суть её заключалась в унификации норм церковной жизни. Исправление обрядов, богослужебных книг по греческим образцам нарушало сложившиеся традиционные русские формы церковных обрядов и вызвало недовольство части духовенства. Признанным лидером противников Никона стал протопоп Аввакум, возглавивший движение ревнителей “древнего благочестия”, которые нашли поддержку в разных слоях общества. В церкви произошёл раскол.

Одним из первых расколоучителей стал старец Капитон, считавший, что “в миру” спасение невозможно. Он и его ученики, названные “лесными старцами”, скрывались в скитах к востоку от Вологды, а затем перебрались в вязниковские леса. Центром раскольников становятся дворцовые земли Ярополческой волости Владимирского уезда.

___________________________115

В конце 60-х годов XVII в. в вязниковские леса был послан для “прочесывания” отряд правительственных войск под командованием Александра Лопухина. Во время этой акции погиб старец Капитон. Часть раскольников была казнена сразу, часть доставлена во Владимир, где в январе 1665 г. было сожжено 12 человек. Однако “чистка” дала мало результатов. Несмотря на казни, этот район остался гнездом радикального крыла церковного мятежа. Здесь наиболее последовательно проповедовали очищение через самоубийство, в частности, “огненной смертью”. Лишь в 1691 г. по инициативе поморских старцев учение о самосожжении было осуждено.

К концу XVIII в. на территории Владимирской губернии сохранилось три центра старообрядчества: Мстёра, Вязники, Перово.

Объединение русских земель в единое государство разрушало замкнутость местных, локальных культур, способствовало их взаимообогащению и формированию на этой основе единой великорусской культуры. Особенно ярко эта тенденция проявлялась в зодчестве. Активно каменное строительство велось в Суздале. В основном планировка города сложилась к концу XVI в. На северо-западной окраине Суздаля возник уникальный по красоте ансамбль Покровского (женского) и Спасо-Евфимиева (мужского) монастырей.

Покровский женский монастырь был основан в 1364 г. суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем, однако ранняя его история неизвестна. В 1510 г. монастырь посетил Василий III, и с этого

___________________________116

времени началось сооружение каменного собора честь Покрова Богородицы вместо старого деревянного. Здание имеет два тажа. В нижнем находится усыпальница сосланых в заточение цариц, нягинь и боярынь XVI–VII вв. Самое раннее погребение относится к 1525 г. Здесь захоронены: Соломония Сабурова, первая жена Василия III, обвиненная им в бесплодии; Александра, дочь Ивана III; царица Анна Василъчикова, жена Ивана IV, и другие представительницы известных фамилий.

Напротив Покровского монастыря на высоком левом берегу р. Каменки находится Спасо-Евфимиев монастырь, основанный, как и Покровский, в середине XIV в. Окружающие в настоящее время монастырь грандиозные красные кирпичные стены с двенадцатью башнями выстроены во второй по­ловине XVII в. В центре монастыря находятся Спасо-Преображенский собор, Успенская трапезная церковь, звонница, Благовещенская надвратная церковь. В интерьере Преображенского собора сохранилась фресковая живопись, выполненная в конце XVII в. артелью художников во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным. Трапезная Успенская церковь (1525 г.) — памятник шатрового архитектурного стиля, сложившегося в XVI в. В настоящее время церковь венчает один шатёр над алтарной частью, в древности два шатра поменьше располагались над боковыми апсидами. В северной части монастыря расположены двухэтажный больничный корпус с Никольской церковью XVII в и мрачно

___________________________117

знаменитая государственная тюрьма, основанная во второй половине XVIII в. Кроме Успенской церкви в Суздале, шатровые соборы были построены в XVI в. в Муроме (храм Козьмы и Дамиана), в Пе-реславле-Залесском (церковь Петра Митрополита), в Александровой слободе (Покровская церковь и Распятская церковь-колокольня).

В 1652 г. на патриарший престол вступил Никон, запретивший строить шатровые церкви. Однако полностью уничтожить шатровый стиль патриарху не удалось. Полюбившиеся зодчим шатры были перенесены на колокольни”, пришедшие в XVII в. на смену звонницам.

Распространенным становится тип небольшого кубического храма, увенчанного пирамидой кокошников, обычно с пятью тесно поставленными главками на высоких барабанах. Постепенно формируется так называемая “хоромная композиция”, состоящая из нарядной (обычно шатровой) колокольни, одноэтажной трапезной, служившей для светских нужд прихожан, и собственно храма, украшенного тонкими колоннами, резьбой наличников, различными орнаментами. Именно в таком стиле выдержаны соборы Благовещенского и Троицкого монастырей в Муроме, а также Богородицкая церковь во Владимире. Особенностью украшения сооружений XVII в. является некоторая асимметричность в расположении окон, отдельных элементов декора, что придает зданиям несколько кокетливый и жизнерадостный вид. В архитектуре зарождаются и развиваются светские мотивы, светские художественные

___________________________118

приёмы и формы, что связано с общим процессом обмирщения культуры. Кроме того, часто заказчиками храмов являлись купцы и посадские люди, поэтому в зодчестве отразились и народные идеалы, народные представления о красоте. Современники исключительно точно определили сущность нового искусства XVII в. — “дивное узорочье”.

В XV–XVI вв. создается общерусская литература. Для Владимиро-Суздальской земли, ставшей частью Московского государства, характерно стремление возродить в какой-то степени утраченный авторитет.

Добиться политического преобладания над Москвой уже невозможно, хотя бывшие владетельные князья (Шуйские, Вельские) ещё не утратили окончательно веру в возможность возвращения своих позиций. Суздаль, превратившийся в религиозный центр, стремится “обогнать” Москву в историко-литературном процессе. Возможно, устремления суздальского духовенства и родовой

___________________________119

суздальской знати и привели к появлению в Суздале агиографической литературы8.

Видным писателем XVI в. являлся монах суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий. Ему принадлежат “Житие Евфимия Суздальского” (основателя Спасо-Евфимиева монастыря), “Житие Евфросинии Суздальской” (дочери черниговского князя Михаила Всеволодовича, основавшей суздальский Ризоположенский монастырь), “Житие Иоанна Суздальского” (епископа суздальского и нижегородского), “Житие Козьмы Яхоремского” (основателя Успенского Козьмина монастыря в Юрьев-Польском уезде на р. Яхроме), а также “Похвальное слово новым русским чудотворцам”.

В целом можно отметить, что произведения Григория, полностью отвечая житийному канону, были оригинальными произведениями, выражавшими особенности суздальской агиографии с её стремлением прославить местных святых, чтобы возвеличить Суздаль и одновременно определить его роль в исторических судьбах Руси.

_____________________________

8 Агиография - вид церковной литературы — жизнеописания святых.

___________________________120

ГЛАВА V.

Наши рекомендации