Внутренний и внешний контекст корпоративной социальной ответственности

Вопросы для обсуждения:

1. Какие ключевые элементы включает в себя система пла­нирования корпоративной социальной ответственности?

2. Какие виды руководств и стандартов существуют в об­ласти КСО?

3. Перечислите и кратко опишите руководящие принципы и кодексы поведения в области социальной ответственности.

4. Охарактеризуйте роль и значение конвенций МОТ в ре­гулировании социально-трудовых отношений.

5. Что такое Глобальный договор ООН?

6. Назовите примеры систем управления и схем сертифи­кации КСО. В чем состоит их принципиальное отличие от предыдущей группы стандартов?

7. Какие преимущества компания может получить, имея сертификат соответствия определенному стандарту КСО?

8. Перечислите национальные руководства и стандарты социальной ответственности. Какие основные функции они выполняют?

9. Назовите основные элементы, составляющие докумен­тарную базу планирования КСО.

10. Какие индикаторы социальной ответственности ком­пании можно отнести к «обязательным» (предполагая, что их выполнение доступно любому предприятию)?

Задания

1. Кейс «Социальный пакет»

Социальный пакет (СП) компании «Любо-Дорого & К°» включал в себя четыре основных блока, исходя из основных человеческих потребностей. Первый блок вводил компенса­цию за питание в кафе бизнес-центра, где располагался офис. У рядовых работников эта льгота пользовалась большой попу­лярностью. Службы маркетинга, продаж и все топ-менеджеры получали компенсацию расходов на мобильную связь. Второй блок был связан с заботой о здоровье и трудоспособности работников. Помимо больничных и добровольного медицин­ского страхования для семьи персонал проходил ежегодный медосмотр и получал скидки на услуги в частной клинике. Для желающих компания была готова оплачивать 50% годового абонемента фитнес-центра. Третий блок давал возможность приобрести турпутевку в беспроцентную рассрочку, а лучшие сотрудники по итогам года награждались оплаченным загра­ничным путешествием. Наконец, четвертая льгота создавалась для молодежи и была призвана повысить рождаемость: за каждого младенца сотруднику выплачивали премию в размере 80 тыс. руб.

Генеральный директор Н. Сходняк считал, что получивший­ся СП учитывал интересы всех категорий сотрудников. Повы­шение квалификации он в пакет не включил, считая оплату обучения непременным компонентом работы с персоналом, а не бонусом. На деле результаты вложений в СП были не так радужны, как предполагалось. Служащие компании болели, к счастью, редко, поэтому обеспеченность медобслуживанием не грела их сердца. Кроме того, они часто критиковали слиш­ком высокие цены клиники. Компенсацию за сотовую связь и бизнес-ланчи со временем люди стали воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Служба производства жаловалась, что чаще всего призовые путевки достаются отделу продаж.

Особенно беспокоило его то, что СП не играл своей главной роли — удерживать наиболее ценных сотрудников в компании.

Задание. Чем объясняется актуальность подобной компен­сационной формы внутренней социальной ответственности? Какие факторы влияют на включение в социальный пакет тех или иных элементов? Как модернизировать социальный пакет в компании «Любо-Дорого & К0»?

Справочно. «Любо-Дорого & К°»—вымышленная компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У предприятия есть сер­висный центр, обслуживающий основной продукт — товус. Товус — универсальный продукт (название образовано от со­кращения «товар-услуга»), ориентированный как на частного, так и на корпоративного клиента.

2. Кейс «Организация взаимодействия с местным сооб­ществом»

В 2010 году минерально-химическая компания «Евро­Хим» построила балкерный терминал в Туапсе по перевалке химических удобрений открытым способом в соответствии с лучшими мировыми стандартами промышленной и экологи­ческой безопасности. Туапсе был и остается промышленным и портовым городом прежде всего в силу географических и исторических предпосылок. Сегодня силуэт танкера вынесен даже на городской герб — именно с эффективностью работы морского транспортного узла и его дальнейшим развитием во многом связано благополучие Туапсе, совершенствование его социальной инфраструктуры, наличие финансовых средств на решение транспортных и других проблем.

Строительство Туапсинского балкерного терминала (ТБТ) является естественным продолжением развития портовой инфраструктуры города. Однако часть сообщества Туапсе выразила свою озабоченность по поводу потенциального воз­действия балкерного терминала на экологическую ситуацию в городе — эта проблема была поднята, в частности, после ис­пытания оборудования на терминале в марте 2010 года. В ходе испытательной погрузки в соответствии с правилами тестиро­вания была отключена пылеуловительная муфта, и это привело к выбросу некоторого количества пыли удобрений в воздух; появившаяся пыль осела на судне. Встревоженные туапсинцы заметили облако пыли над судном возле нового причала ТБТ. Сами сотрудники ТБТ в первые дни хранили молчание. О тесто­вых испытаниях оборудования никто, кроме самих работников балкерного терминала, не знал.

Задание. Какую стратегию взаимодействия с местным со­обществом необходимо избрать компании для доказательства безопасности терминала? Предложите конкретные инструмен­ты по организации диалога и минимизации протестов жителей Туапсе.

3.Кейс «Охрана биоразнообразия»

Компания «Энергия» обеспечивает передачу электроэнергии электрическими сетями, в частности собственными воздуш­ными линиями электропередачи 0,4-110 киловольт. Однако надежной передачи электроэнергии препятствовали гнезда, построенные аистами на опорах действующих электрических линий. В течение последних десятилетий происходит процесс переселения аистов с деревьев и крыш на опоры низковольт­ных линий электропередачи. Гнезда на опорах представляют угрозу и для аистов, и для надежного энергоснабжения реги­она. Молодые птицы, вылетая из гнезда, часто травмируются от столкновения с электролиниями, тем самым провоцируя обесточивание целых присоединений. Охрана белого аиста за­креплена законодательными актами. Таким образом, этот вид защищен от физического истребления и разрушения среды его существования.

Задание. Разработайте долгосрочную программу компании, направленную на разрешение указанного конфликта интересов, включая цели, основные направления и этапы реализации. Проанализируйте возможные проблемы, с которыми может столкнуться компания в ходе ее реализации.

4.Проанализируйте основные направления, на которых фокусируется внутренняя и внешняя социальная политика одной из российских компаний. Выделите и обоснуйте наибо­лее приоритетные из них. Какие основные формы реализации ответственной практики используются в компании? Какие факторы повлияли на их выбор? Какие преимущества получает компания от участия в описываемых социальных инициативах? Предложите свои рекомендации.

Домашнее задание №1

Задание 1

Напишите эссе о формировании и тенденциях развития российской практики КСО.

Примерный перечень тем

1) Традиции благотворительности и меценатства в доре­волюционной России и их влияние на современную практику КСО.

2) Влияние советского опыта на реализацию КСО современ­ными российскими компаниями.

3) Социальная ответственность бизнеса в России: возмож­ности и проблемы реализации.

4) Культурный, политический и экономический контекст концепции КСО в современной России.

5) Перспективные направления и формы социальной от­ветственности для российских компаний.

6) Российские регионы: вовлеченность бизнеса в дела мест­ного сообщества.

7) Отечественный опыт экологической ответственности бизнеса.

Задание 2

Провести сравнительный анализ корпоративной социальной ответственности в США, континентальной Европе и России по следующим параметрам:

1. Исторические «корни».

2. Основные заинтересованные стороны.

3. Движущие силы развития.

4. Степень государственного регулирования.

5. Доминирующие формы реализации.

6. Роль некоммерческой организации.

7. Подход к управлению.

Домашнее задание №2

Раскройте сущность одного из вопроса, согласно своему варианту. Работа обязательно должна содержать практический материал, отражающий опыт предприятия в данной области.

1. Деловая репутация предприятия

2. Корпоративный имидж

3. Пути развития корпоративной социальной ответственности

4. Эволюция концепции корпоративной социальной ответственности

5. Компоненты социальной ответственности корпорации

6. Выгоды реализации корпоративной социальной ответственности

7. Комплексный подход к формированию корпоративной социальной ответственности

8. Направленность социальной ответственности

9. Уровни социальной ответственности бизнеса

10. Преимущества использования корпоративной социальной ответственности

11. Сущность корпоративной социальной ответственности

12. Этика на предприятии

13. Роль государства в формировании корпоративной социальной ответственности

14. Взаимодействие бизнеса и властных структур для решения социальных проблем в России

15. Корпоративная культура

16. Социальные программы предприятия

17. Международный стандарт ИСО 26000 «Руководство по социальной ответственности»

18. Социальная хартия российского бизнеса

Библиографический список

1. Базовые индикаторы результативности. Рекомендации по использованию в практике управления и корпоративной нефинансовой отчетности / Ф. Прокопов, Е. Феоктистова и др.; под общей редакцией А. Шохина. — М.: РСПП, 2008. — 72 с.

2. Бакша Н.В., Данилюк А.А. Корпоративная социальная ответственность: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. 292с.

3. Батаева Б. С. Социальная ответственность бизнеса исламских стран // Экономика и управление. — 2009. — № 12 (50). — С. 72-76.

4. Беликов И. В. Мировые тенденции развития корпора­тивной социальной ответственности и отчетности: уроки для российских компаний // Корпоративная социальная ответ­ственность и конкурентоспособность. — М.: ИМЭМО РАН, 2004. — С. 75-92.

5. Библиотека нефинансовой отчетности РСПП» // Россий­ский союз промышленников и предпринимателей.

6. Благов Ю.Е. корпоративная социальная ответственность : эволюция концепции. -СПб.: Высшая школа менеджмента,2010.-272с.

7. Корпоративная социальная ответственность: от евро­пейского эталона к белорусским реалиям: аналитические материалы / Ю. Дрожджа, Н. Знак, А. Степина, В. Хайтина. — 2012.—112 с.

8. Корпоративная социальная ответственность: управленче­ский аспект / под общ. ред. И. Ю. Беляевой, М. А. Эскиндарова. — М.: КНОРУС, 2008. — С. 48.

9. Корпоративная социальная ответственность: управлен­ческий аспект: монография / под ред. д. э. н. И. Ю. Беляевой, д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. — М. 2008. — 504 с.

10. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров / Л.М. Никитина, Д.В. Борзаков.- Ростов н/Д: Феникс,2014.-445с.

11. Корсун А.В., Кукушкин И.Г., Вдовенко З.В. Социальная ответственность как основополагающий фактор устойчивого развития промышленного предприятия в рыночных условиях // Менеджмент в России и за рубежом.№2.-2013. С.54-61.

12. Кричевский Н. А. Корпоративная социальная ответствен­ность. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007, —216 с.

13. Кутепова Е. Отчетность в области устойчивого разви­тия // Вестник КПМГ В фокусе: корпоративное управление и устойчивое развитие. — 2012. — № 2. — С. 3-5.

14. Международный стандарт ИСО 26000 -2010. Руководство по социальной ответственности.

15. Н.П. Плетнева. Социальная ответственность организации//Методы менеджмента качества №2.-2012.С.40-41.

16. Нефинансовые отчеты компаний, работающих в России: практика развития социальной отчетности. Аналитический об­зор / под общей ред. А. Н. Шохина. — М.: РСПП, 2006. — 111.

17. Никитина JI. М. Корпоративная социальная ответствен­ность в Испании — новая организационная парадигма // Управ­ление изменениями в социально-экономических системах: сб. статей седьмой международной конференции. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — С. 107-110.

18. Никитина Л. М., Трещевский Ю. И. Контроль в системе управления корпоративной социальной ответственностью // Регион: системы, экономика, управление, 2011. — № 4(15). — С. 72-78.

19. Никитина Л. М., Трещевский Ю. И. Управленческая отчетность в системе контроля корпоративной социальной ответственности // Современная экономика: проблемы и реше­ния. — 2011. — № 8(20). — С. 51-64.

20. Никитина Л.М. М О государственном регулировании кор­поративной социальной ответственности в «новых социально ориентированных странах» // Вестник ВГУ: Серия: Экономика и управление. — 2011, —№ 1. — С. 181-185.

21. Супян Н. Транснациональные корпорации в начале XXI века: экономическая мощь и социальная ответственность (опыт Германии) // Человек и труд. — 2008. — № 5.

22. www.ksovok.com - Корпоративная социальная ответственность

23. http://www.corp-gov.ru – Корпоративное управление в России

24. http://www.amr.ru – сайт Ассоциации Менеджеров России

25. http://www.soc-otvet.ru – сайт «Социальная ответственность бизнеса»

26. http://www.nccg.ru – сайт Национального совета по корпоративному управлению

27. http://ec.europa.eu – сайт Комиссии по занятости и социальным вопросам Европейского союза

28. http://www.csrforum.ru/ Национальный форум корпоративной социальной ответственности

29.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическим занятиям по дисциплине

«Корпоративная социальная ответственность»

для студентов направления 380302 «Менеджмент»

для всех профилей и форм обучения

Составитель:

Володина Наталия Леонидовна

В авторской редакции

Компьютерный набор

Подписано к изданию.

Уч.- изд. л. .

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный

технический университет»

394026 Воронеж, Московский просп., 14

Наши рекомендации