Локальные нормативные акты по внедрению фгос в школе
Условно для разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС необходимо: Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной, Определение необходимых изменений, Разработка проекта модернизированной, Разработка плана-графика модернизации, Реализация запланированных изменений
Для обеспечения деятельности школ в условиях введения стандартов. Могут послужить следующих локальные акты: «О создании и полномочиях рабочих группы по введению ФГОС нового поколения», «О распределении обязанностей по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени общеобразовательного учреждения», «Об утверждении проекта и плана-графика введения ФГОС нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения», «О введении новой должностной инструкции учителя начальных классов», «О введении новой должностной инструкции заместителя директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени образовательного учреждения».
ВИДЫ ФГОС РФ
Виды стандартов общего образования:
1. стандарты первого поколения (были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами)[6];
2. стандарты второго поколения (были приняты — для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года, для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года). Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий[7].
Виды стандартов высшего профессионального образования:
1. стандарты первого поколения (утверждались с 2000 года и именовались государственными образовательными стандартами);
2. стандарты второго поколения (утверждались с 2005 года и именовались государственными образовательными стандартами)[4], ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков;
3. стандарты третьего поколения (утверждаются с 2009 года)[8], согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.
До 2000 года применялся единый государственный стандарт высшего профессионального образования, который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 и определял:
1. структуру высшего профессионального образования, документы о высшем образовании;
2. общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации;
3. общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем;
4. академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания высшего профессионального образования;
5. общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;
6. порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования в качестве федерального компонента;
7. правила государственного контроля за соблюдением требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
По каждому направлению подготовки (специальности) принимались государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
С 1 сентября 2013 года согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 должны утверждаться стандарты нового поколения, в том числе и для программ высшего образования − подготовки научно-педагогических кадров, в соответствие с новым законом, а также для дошкольного образования, для которого ранее были предусмотрены Федеральные государственные образовательные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Фундаментальное ядро содержания общего образования — базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Его основное назначение в системе нормативного сопровождения стандартов — определить: 1) систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; 2) состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебных действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования
Причины появления вызваны в необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания общего среднего образования.
Первая проблема — общественно-политическая. Она связана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества, государства. Вторая проблема имеет научно-методический характер и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.
Необходимость определения Фундаментального ядра общего образования вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержания общего образования, в свою очередь, конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Таким образом, Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически нормирует и содержание учебных программ, и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научной и функциональной грамотности, без освоения которых или без знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.
- ПРИНЦИП ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО ТЕОРЕТИКО-ПЕДПГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ
Методологическая основа Фундаментального ядра содержания общего образования — принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы. В этом контексте принципиальным является расхождение взглядов: а) сторонников сохранения исторически сложившейся российской системы образования, ориентированной на фундаментальность знания (т. е. высокий научный уровень содержания общего образования); б) сторонников целесообразности перехода к принятой в ряде стран мира системе обучения, для которой характерен существенно более низкий уровень изложения основ наук по сравнению с уровнем российской школы.
Теоретическая основа Фундаментального ядра общего образования — ранее сформулированные в отечественной педагогике и психологии идеи:
1. «ядра» (наиболее важной части школьных курсов) и «оболочки» (варьирующихся в зависимости от интересов и способностей ученика, типа школы)
2. выделения «объема знаний» по предмету
3. культурологического подхода к формированию содержания образования (источник формирования содержания общего среднего образования — культура, т. е. наиболее значимые формы социокультурного опыта)
4. системно-деятельностного подхода (развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса)
Реализация концепции осуществляется в несколько этап: I этап (допредметный) — формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования. II этап (предметный) — определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения. III этап — создание учебных материалов. IV этап — организация процесса обучения. V этап — присвоение учениками нового содержания.
- КАКОВА РОЛЬ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основным содержанием нравственно-патриотического развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно- нравственного развития и воспитания в основе которой лежат базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально!исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
К базовым национальным ценностям относятся: Патриотизм, гражданственность (закон и порядок), социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие, справедливость, милосердие, честь, достоинство), человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов), наука (ценность знания), семья (любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших), труд и творчество (уважение к труду, целеустремленность и настойчивость), традиционные российские религии (толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога), искусство и литература, природа (экологическое сознание).
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
- КАКИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФГОС-2 ЗАЛОЖЕНЫ В ФУНДАМЕНТАЛЬНОМ ЯДРЕ И СИСТЕМЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируетя термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны. Вместе с тем, реализуя данный принцип, необходимо решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала. Наряду с фундаментальным знанием в документе определены основные формы деятельности и соответствующие им классы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности.
- КАКОВЫ ПРИЧИНЫ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Еще в 1980 году говорил о резком снижении оценочно-описательных методов обучения отечественного образования, о высоком динамизме в мире профессий, потребности в создании новых форм высшего образования, том, что исчерпали себя возможности экстенсивного подхода к формированию содержания высшего образования и, наконец, о необходимости рационального ограничения и концентрации учебной информации. Говорили об эвристической ценности методов анализа рынков труда, о потребности в разработке методов моделирования профессиональной деятельности, с помощью которых выявляются предметная и функциональная стороны труда на обозримый прогнозируемый период, а на их основе разрабатывается система требований к профессиональному облику совокупного специалиста.
Обсуждались проблемы быстрой адаптации выпускников практической деятельности, а базисное образование интерпретировалось как предпосылка высокой адаптируемости. В 1988 году предпринимаются усилия по разработке нового поколения квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием и созданию фондов комплексных квалификационных заданий по специальностям высшей школы.
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования первого поколения, по мнению специалистов, представляющие собой несомненный шаг вперед, не в меньшей мере означали шаг назад – утрату ряда стратегических методологических открытий советской высшей школы.
Отечественному высшему образованию всегда были присущи достаточно высокие нормы качества. ГОС ВПО первого и второго поколения имели в своем основании следующие принципы и идеи:
1. связь со сферой труда, что выражалось в попытках давать общую характеристику деятельности в той профессиональной области, где предполагалась работа выпускника;
2. достаточно развернутое (доведенное порой до излишней детализации и унификации) планирование содержания образования, особенно в том, что касается его фундаментальной направленности;
3. большой объем инвариантной части содержания образования, что отражало заботу о сохранении и развитии единого образовательного пространства в условиях известных тенденций децентрализации;
4. предметно-центрированная направленность содержания.
Новая, – компетентностная, – методология разработки следующего поколения ГОС ВПО потребует пересмотра ряда из этих принципов и будет означать известный возврат к продуктивным идеям советской высшей школы и диалоге с концепциями, разрабатываемыми в рамках Болонского процесса.
- КАКОВА ЦЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результата образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания (дескрипторы) того, что студент будет знать и уметь «на выходе».
Данная тенденция переориентации образовательной парадигмы возникла в результате социальных и экономических изменений. Россия присоединилась в 2000 году к Лиссабонской конвенции «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе» 1997 года, которая сформулировала концепцию международного признания результатов образования и выдвигала требование к академическому сообществу выработать конвертируемые общепонятные критерии такого признания. Уже позднее, в ходе Болонского процесса стали активно разрабатываться различные версии подобных критериев, и эта новая методология получила название компетентностного подхода.
Поскольку компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума, он является гуманитарным в своей основе. Целью гуманитарного образования является, как известно, не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определённой сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Всё это составляет специфику и компетентностного подхода.
- РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Компетентностный подход имеет в своей основе три принципа.
Первый из них заключается в следующем: в основе образования должны лежать базовые знания и соответствующие умения, способы обучения, навыки. Для достижения этого обучаемые должны владеть основополагающими инструментами учения, то есть чтением, письмом и математической грамотностью.
Второй принцип: содержание образования должны составлять действительно важные и необходимые, а не второстепенные знания. Система образования должна иметь академический характер и ориентироваться на базовые отрасли науки. Внимание школы должно быть направлено на то, что выдержало проверку временем и является основой образования.
Наконец, третий принцип – это принцип гуманного отношения к личности.
Традиционная знаниевая парадигма образования имеет в своей основе идею о «сберегающей» роли школы, цель которой заключается в сохранении и передаче молодому поколению культурного наследия, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка. Поэтому содержание школьных программ должно основываться на базовых, выдержавших испытание временем знаниях, умениях, навыках, обеспечивающих функциональную грамотность и социализацию ребенка. Направленность образовательного процесса трактуется определенным образом, ориентируя учителей на предметные программы, фиксированные, поддающиеся оценке, результаты.
Компетентностный подход, в свою очередь, рассматривает образование и образованность как умение решать проблемы, независимо от их сложности, опираясь на имеющиеся знания. Это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации (сведений), а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые.
- ПОЧЕМУ ОБРАЗОВАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ФАКТОРОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Как известно, обеспечение национальной безопасности невозможно в отрыве от эффективности развития экономических и социальных институтов, надёжности технических систем и т.д. Из этого следует, что есть базовые явления социально-экономического и технического порядка, от которых зависит уровень национальной безопасности. Состояние социально-экономической системы является несущей конструкцией, каркасом национальной безопасности. В то же время развитие, «здоровье», нормальное состояние общества и личности - цель национальной безопасности. Все остальные виды безопасности являются средствами обеспечения этой цели.
Устойчивое, стабильное развитие социально-экономической системы - главное условие обеспечения национальной безопасности. В более или менее конкретном виде социальная безопасность означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей, прав всего населения, а не какого-либо слоя за счёт ресурсов другого, и выражается в ряде показателей: качестве, продолжительности жизни населения, нормальной стратификации, системы социальных ценностей, наличия условий для реализации «Я», перспектив, отсутствия уровня социальной напряжённости и т.п.
Естественно, что при этом существенную роль играет образование. Образование как социальный институт выполняет ряд крайне важных функций: 1) трансляция и распространение культуры в обществе; 2 ) социализация, в том числе профессиональная социализация, предполагающая развитие профессиональной компетентности (специальных знаний и профессионального менталитета) и профессиональных качеств; 3) влияние на стратификацию общества; 4) социально-экономическое, политическое и культурное изменение общества.
Для того, чтобы образование могло оказывать продуктивное влияние на состояние социально-экономической системы, следовательно, национальной безопасности, оно должно быть в свою очередь чрезвычайно эффективным.
Последние события в современном мире (революция и война в арабских странах, кризис в Европе колоссальный внешний долг США),а также ситуация внутри страны со всей очевидностью показывает, что Россия нужна устойчивая социально-экономическая, политическая система и эффективная национальная безопасность. Без образования и науки эту задачу не решить. Образование должно реформироваться. Но так, чтобы оно развивалось и становилось конкурентоспособным.
- НА КАКИХ ПРИНЦИПАХ ОСНОВАНА РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Система образования складывается в нашей стране с учётом следующих принципов:
· равенство всех граждан в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения;
· обязательность образования для всех детей и подростков;
· государственный и негосударственный характер всех учебно-воспитательных учреждений;
· свобода выбора языка обучения, обучение на родном языке или на языке другого народа;
· общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (пол ного) общего образования и начального профес сионального образования, а также на конкурсной основе – бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образо вание данного уровня гражданин получает впервые;
· единство системы образования и преемственность всех типов школ;
· единство обучения и воспитания; сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодёжи;
· связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью;
· научный характер образования, его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники и культуры;
· гуманистический и нравственный характер образования и воспитания;
· светский характер образования.
- ОХОРАКТЕРИЗУЙТЕ СИСТЕМУ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ СТРУКТУРУ В РОССИИ
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:
1. Преемственные образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
2. Cеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
Образовательное учреждение является юридическим лицом.
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Образовательные учреждения могут иметь филиалы и представительства. В представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается.
3. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения и организации.
4. Объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, осуществляющие деятельность в области образования.
В соответствии с ФЗ образование подразделяется на
1. общее образование,
· дошкольное образование;
НАПРИМЕР: образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольное образовательное учреждение, учреждение "Школа - детский сад"
· начальное общее образование;
· основное общее образование;
· среднее общее образование.
НАПРИМЕР :общеобразовательное учреждение, общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой, кадетская школа (кадетская школа-интернат)
образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
общеобразовательная школа-интернат, вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение, учреждение "Школа - детский сад"\
2. профессиональное образование,
· среднее профессиональное образование;
· высшее образование - бакалавриат;
· высшее образование - специалитет, магистратура;
· высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
3. дополнительное образование - включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
4. профессиональное обучение,
Это образование обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование), которое создается посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
- КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Имеют право:
· на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении;
· создавать учебные заведения и руководить ими, согласно установленным государством нормами;
· при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, и на продвижение на новую должность;
· на бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний;
· на защиту профессиональной чести и достоинства;
· на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
· на участие в управлении образовательным учреждением;
· на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учащихся;
· на сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю;
· создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на условиях подчинения уставам этих организаций;
· на участие в забастовках;
· на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы;
· на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией;
· на работу по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности;
· на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
· на получение пенсии по выслуге лет;
· на повышение квалификационной категории;
· на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы для учителей, обучающихся в аспирантуре по заочной форме и успешно выполняющим индивидуальный план, также они имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы.
Работники образовательных учреждений обязаны:
· уважать личность ребенка, поддерживать дисциплину исключая физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;
· обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса;
· осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета;
· реализовывать образовательные программы и обеспечить уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
· способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ;
· стремиться к достижению максимально высокого уровня своей работы;
· проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана образовательного учреждения.
Педагогические работники должны знать:
· Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты Российской Федерации и региональные по вопросам образования;
· основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач и специальных дисциплин (педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета и воспитательной работы);
· основы права, научной организации труда;
· основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
· программы и учебники, требования к оснащению и оборудованию кабинетов, средства обучения и их дидактические возможности;
· правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Ответственность работников образовательных учреждений
За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания:
· замечание;
· выговор;
· увольнение по соответствующим основаниям.
Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации являются:
· повторное в течение одного года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;
· применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.
Дисциплинарное расследование нарушений может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов учащихся.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет.