Происхождение государства и права. Основные теории происхождения государства и права

По данному вопросу существуют самые различные суждения, точки зрения, теории. В науке выделяют два основных подхода (точка зрения) о происхождении государства.

Согласно первому подходу государство возникает одновременно с человеческим обществом, с того времени, когда первобытные стада людей становятся человеческим обществом. Данный подход не касается причин возникновения государства. Первоначально эта точка зрения высказывалась в зарубежной литературе, однако ее сторонники встречаются и в современной отечественной науке.

Согласно второму подходу (его придерживается большинство исследователей) государство возникаетне одновременно с человеческим обществом, а на определенной ступени его исторического развития. Сторонники данного подхода исходят из того, что государству предшествует первобытное общество, (марксистская теория придерживается именно этой точки зрения). Среди сторонников этого подхода нет единства мнений относительно причин возникновения государства. Вообще, вопрос о причинах возникновения государства является одним из дискуссионных и выражен в различных теориях происхождения государства. Наиболее ранними из таких теорий являются патриархальная и теологическая.

Патриархальная теория возникла в античный период, ее основателем был известней древнегреческий мыслитель Аристотель. Данная теория объясняла причины возникновения государства очень просто. Согласно этой теории государство возникает в результате развития семьи. По Аристотелю основой общественной организации является семья и первоначально в обществе возникает семья, которая с развитием, увеличением постепенно превращается в государство. Глава семьи (патриарх) становится государем. Современная наука оценивает эту теорию как несостоятельную, поскольку первоначально в обществе возникает не семья, а род (родовая община).

Теологическая теория (от греческого “teos” - Бог) возникла во времена Средневековья, ее основоположниками принято считать средневековых богословов Фому Аквинского и Святого Августина. Согласно этой теории государство основывается по божьей воле, Бог объединяет людей в государство, государство есть результат божественного разума.

Теория насилия возникла в середине XIX века в Германии, ее сторонниками являются Гумплович, Дюринг, Каутский. В целом, согласно этой теории государство возникает в результате завоеваний одних племен другими. Советская наука резко критиковала эту теорию, в то же время современная наука отмечает значимость насилия при возникновении государств.

Психологическая теория. Коркунов, Петражицкий, Фрейд. Происхождение государства права обосновывается особенностями человеческой психики. Это врождённая потребность жить вместе, осознание своей зависимости от власти, сексуальный инстинкт тяги к личности. Петражицкий: в основе происхождения государства и права лежат правовые переживания людей, логические закономерности развития человека. Фрейд: для подавления человеческой агрессивности человеку понадобилось государство, создавшее для этих целей право. Однако свести природу возникновения государства и права исключительно к психической потребности людей, или просто в область психологии, кажется, преувеличением.

Теория гидравлического происхождения. Виртфогель. Считает, что история показывает, что государство образовалось там, где существовала потребность в организации человеческого труда – Древний Египет, Древний Китай, цивилизация шумеров (междуречье).

Органическая теория. Спенсер, Блюнчли, Вормс. Основа – сходство между явлениями органической и общественной жизни. Организм животного состоит из клеток, государство из людей. И то и другое содержит органы.

Теория договорного происхождения государства. Гоббс, Локк, Руссо, Спиноза. Ещё и некоторые софисты в Греции считали, что государство создаётся путём заключения договора одних людей с другими. До возникновения государства люди жили в условиях естественного состояния. Гоббс – люди находились в состоянии войны всех против всех. Руссо – всё было хорошо, но люди захотели большего и передали часть своих прав монарху. Государство возникает в результате заключения общественного договора. И этот договор и есть необходимое условие для создания государства. Предполагается, что теория изжила себя – нет ни исторических, ни психологических доказательств.

Теория инцеста. Клод-Леви Стросс. Запрет инцеста и стал основанием для преодоления родоплеменного строя и возникновения государства. Для пресечения инцеста необходимо было ввести серьёзные пресекательные меры.

Марксистская теория. Маркс, Энгельс, Ленин. Были общества, которые обходились без государства. Антагонизм классов создал государство. На определённой стадии экономического развития - накопления богатств одними и обеднение других, произошло деление на классы и возникновение государства. Данная теория говорит о том, что государство появилось извне и не было навязано человеку.

Естественно-правовая теория. Аристотель, Гуго Гроций, Спиноза, Радищев. Аристотель говорил, отвечая софистам, что правда и права есть совершенно естественно. Те же утверждали, что ничего этого нет, просто люди так договорились. И то, что люди рождаются рабами и свободными – это тоже естественно. От того раб господину друг и зла на него не держит. Государство и право представлялись естественными всегда существующими явлениями. Римляне считали право собственности естественным право гражданина. Сейчас теория воспринимается иначе – свобода, право на жизнь, равенство всех – это естественные, даруемы природой права. Однако ещё Жан Жак Руссо подметил, что это хорошо, но с реальностью никак не сходится. Все люди равные, однако, одни рождаются здоровыми, другие нет, одни свободными, другие не, а про талант, так вообще промолчал. Трубецкой: естественное право может быть основой для позитивистского права.

Расовая теория. Главная предпосылка появление государства – это деление на расы. Согласно ей в мире существуют высшие и низшие расы и низшие расы должны подчинятся высшим. Государство, таким образом, необходимо для постоянного господства одних над другими.

Вопрос о происхождении права во многом соприкасается с вопросом о возникновении государства. Считается, что причины происхождения права такие же, как у государства.

Нормативистский подход: право возникло тогда, когда появился первый писанный источник. Интересен вопрос о том, что первично – право или государство. Этот вопрос подобен вопросу что было раньше – курица или яйцо. Как государство могло породить право, так и право могло породить государство. Если мы говорим, что право – это продукт государственных органов, то право вторично, если говорим, что право – это совокупность правил, регулирующих общественную жизнь, то право первично. Глумпович: государство порождало нравственность из которой появилось право. Теперь право хочет большего – занять место выше, чем государство. Патримониальная- государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей. Так складывается феодальный сюзеренитет. Автор: Галлер. Органическая - эта теория переносит законы природы на человеческое общество.

Обобщая все факторы, причины можно выделить следующие общие предпосылки возникновения государства и права.

1. Социальные (запрет инцеста и появление семьи, распад первобытнообщинного строя и расслоение общества т.д.).

2. Экономические (переход к присваивающей экономике, разделение труда, появление частной собственности и т.д.)

3. Политические (узурпирование власти, захват других племен и установление над ними власти, возникновение слоя управляющих, властвующих и др.).

4. Идеологические (идеология религий, политических и правовых учений, под эгидой которых организуется общество и определенные правила поведения).

5. Экологические (различного рода природно-климатические изменения и катастрофы).

1) Экономические причины. Появление избыточного продукта, частной собственности, дифференциации труда, автономности личности и др. факторов цивилизации повлекли за собой неспособность древних обычаев урегулировать новые общественные отношения. Это обусловило необходимость появления нового социального регулятора – права, как системы норм, установленных и санкционированных государством.

2) Социальные причины. Первобытная община разлагаясь, дифференцируется на слои, классы, кланы и т.д., что привело к дифференциации интересов внутри сообщества (интерес власти перестал совпадать с интересами общества).

Появление городов явилось одним из важнейших факторов формирования нового социального регулятора.

Сбалансировать интересы членов общества и социальных слоев, классов могло только право в силу следующих черт:

- право есть единый масштаб поведения, мера возможного и должного поведения;

- право имеет общеобязательный характер;

- право структурно организованно (системно);

- право формально определенно (как правило, имеет писаную форму и его установления не вызывают разночтений)

- право обеспечивается государственным принуждением (поскольку не вы-ражает интересы всех, в обличие от древнего обычая).

Наши рекомендации