Нотариат латинского типа
Нотариат латинского (свободного) типа сформировался в результате длительной эволюции правовых идей в странах романо-германской правовой системы. Их внутреннее право изначально строилось на адаптации римского права и основывается на общих правовых концепциях. Благодаря этой общности, организация нотариата и порядок осуществления нотариусами своих полномочий в этих странах обладают существенными сходством. В частности, среди основных системных признаков, которые характеризуют любой национальный нотариат латинского типа, можно назвать следующие:
• Нотариус – это публичное должностное лицо, получающий полномочия от государства, реализующий их от его имени и под его контролем;
• Нотариус – это лицо свободной юридической профессии в том смысле, что самостоятельно организует свою работу, за собственный счёт приобретает необходимое имущество и нанимает помощников, несёт полную имущественную ответственность за причинённые убытки;
• Основная функция нотариуса – придание частным соглашениям аутентичного характера, особой доказательственной и исполнительной силы, защита публичного интереса;
• Нотариус за совершением им нотариальных актов получает нотариальный тариф, размер и порядок уплаты которого устанавливаются государством.
• Нотариальный тариф является одновременно основным источником для самофинансирования нотариальной деятельности;
• Нотариусы объединяются в коллективные органы: нотариальные палаты, выполняющие административные и контрольные функции. Членство нотариусов в палатах обязательно.
Несмотря на общие черты национальных нотариатов латинского типа, положение нотариуса в конкретных государствах может также разниться. Однако это не исключает возможной систематизации. Например, в Европе существует три основные модели латинского нотариата: немецкая, французская и смешанная.
А) Для немецкой модели характерна незначительная активность нотариуса на всех этапах нотариального производства. Его работа сводится к разработке соответствующего акта и его последующему удостоверению. Нотариус здесь не играет значительной роли при подготовке совершения нотариального действия: проведении консультаций, переговоров, получении необходимых документов и т.д.
Как следствие, осуществление нотариальных функций носит здесь порой излишне формализованный, нетворческий характер. В то же время, этот формализм позволяет добиться большего единообразия в отношении используемых процедур и содержания получаемых документов, исключает возможность конкуренции между нотариусами.
Б) Французская модель, напротив, предполагает инициативность самого нотариуса с момента обращения к нему заинтересованного лица. Нотариус и его многочисленные помощники полностью берут на себя все заботы клиентов, начиная от сбора необходимых документов, проведения переговоров с другими заинтересованными лицами, составления и удостоверения документа и заканчивая регистрацией нотариального акта в компетентных органах. Французская модель – это конвейер с индивидуальным подходом, где нотариус и работники нотариальной конторы обеспечивают получение желаемого клиентом правового результата. Естественно, что такой «гибкий» подход также не лишён недостатков. Игнорирование формализма порой занижает здесь публично-правовую составляющую нотариальной профессии, способно стать основой для одностороннего отношения нотариуса к исполнению своей профессии.
В) Смешанная модель сочетает в различных пропорциях элементы обоих вышеназванных систем. Она существует в целом ряде Европейских государств как, например, Испании, Нидерландах, Швейцарии и ряде других.
Нужно учитывать, что в чистом виде эти системы не существуют даже в Германии или во Франции. Их выделение – научная абстракция, позволяющая лучше узнать современные тенденция развития нотариата в мире.
Международный Союз Латинского Нотариата (МСЛН) – это неправительственная организация, объединяющая страны с нотариальной системой латинского типа. Задачи МСЛН заключаются в поддержке, координации и развитии нотариальной деятельности на международном уровне. На основе близкого сотрудничества между национальными нотариатами, Союз должен обеспечивать независимость и высокое значение нотариата в целях лучшей защиты прав отдельных лиц и общества в целом.
Решение о создании МСЛН было принято Первом Международном Конгрессе Латинского нотариата в Буэнос-Айресе 2 октября 1948 года по инициативе аргентинского нотариуса Хосе Андриана Негри. Окончательно, данное решение было ратифицировано уже на втором конгрессе в Мадриде в 1950 году.
На сегодняшний день МСЛН объединяет более 70 государство и других участников со всех пяти континентов.
Самые важные проблемы, общие для большинства национальных нотариатов, обсуждаются и находят своё решение на проходящих раз в три года международных конгрессах МСЛН. Кроме того, среди органов МСЛН определяющих его политику следует назвать:
• Постоянный совет – основной исполнительный орган МСЛН;
• Комиссии МСЛН по различным вопросам, например: А) континентальные комиссии: 1) по африканским делам; 2) по американским делам; 3) по европейским делам и средиземноморью; 4) по делам Европейского союза. Б) комиссии по отдельным вопросам: 1) по правам человека; 2) по нотариальной этике; 3) по публичным отношениям; 4) по информатике и новым технологиям; 5) по международному сотрудничеству.
МСЛН обладает серьёзным политическим весом. В частности интересы Союза представлены при ООН, Юнеско, Гаагской конференции по международному частному праву, Европейской Комиссии и Европейском Парламенте, Совете Европы, Унидруа и других международных организациях.