Цивилизационное многообразие

Цивилизация является формой существования и развития общества. Ее истоки просматриваются уже в первобытном обществе, когда возникают зачатки и отдельные элементы материальной и духовной культуры, происходит постепен­ное становление цивилизационных основ жизнедеятельно­сти людей. Собственно началом цивилизации является тот период истории, когда общество дикости и варварства сме­няется обществом с культурой, развивающейся на профес­сиональной основе во всем многообразии ее форм.

В зависимости от степени технической оснащенности в сфере общественного производства, свободы личности в социальной и духовной сферах, типа культуры опреде­ляются и качественно различныетипы цивилизаций, че­рез которые исторически проходило человечество в своем развитии:космогенная (охватывающая Древнее общество и эпоху Средневековья), техногенная илииндустриаль­ная (соответствующая капиталистической и социалисти­ческой общественно-экономическим формациям) и форми­рующаяся в настоящее время антропогенная цивилиза­ция (информационное общество).

Космогенная цивилизация как исторически первый ее тип основывалась на орудийной технике и ручной техно­логии и характеризовалась большой зависимостью обще­ства от природных сил, когда мировой космос определял смысл жизнедеятельности, диктовал законы, устанавли­вал жесткие формы общественной организации, связи ин­дивидов с социальными институтами.

Основой следующего — техногенного типа цивилиза­ции явились: машинная техника, широкое развитие на­уки и постепенное превращение ее в непосредственную производительную силу, наемный труд, рыночные отно­шения, высокий уровень профессиональной культуры во всех ее формах.

в связи с развитием инфор­мационной технологии происходит становления цивилизации нового типа — антропогенной, именуемой в научной литературе инфор­мационно-технологическим или постиндустриальным обществом. Определяя основные тенденции развития обще­ства, связанные с использованием информационной тех­нологии ученые отмечают, что она коренным образом изменяет техническую основу ма­териального и духовного производства, определяет новые организационные формы общественной жизни, приводит к кардинальным изменениям в социальной структуре, пре­вращая значительную часть рабочей силы в новый сред­ний класс, требует постоянного повышения духовной культуры личности и общества

Рассматривая многообразие форм современного циви­лизационного процесса, ученые часто употребляют поня­тие множественности цивилизаций, имея в виду нацио­нально-этнические особенности народов. Так, например, американский социолог С. Хантингтон, выделяя в насто­ящее время в зависимости от культурно-этнической са­моидентификации народов 7-8 мировых цивилизаций (западная, конфуцианская, японская, исламская, инду­истская, славяно-православная, латиноамериканская и африканская), определяет нынешнее состояние и прогно­зирует будущее человечества не как взаимодействие со­циально-экономических систем, наций, отдельных стран и народов, а как результат взаимоотношений между эти­ми глобальными цивилизациями. Не отрицая технико-технологический аспект при характеристике современ­ного общества, он отдает примат духовной культуре, рас­сматривая цивилизацию «как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культур­ной идентичности людей, шире которой лишь само чело­вечество». Существующий в настоящее время огромный соци­альный опыт человечества отражает многообразие путей преобразования современного общества на путях инфор­мационной цивилизации. Различные страны и народы осуществляют их на основе универсального принципа со­циальной справедливости, но в специфически-нацио­нальных и исторически-конкретных формах. Основным содержанием современной эпохи является становление общечеловеческой цивилизации на основе интеграцион­ных процессов всех социально-экономических систем. Но этот процесс не осуществляется автоматически. Совре­менная эпоха характеризуется исключительной сложно­стью, нелинейным характером развития процессов. Она открывает широкие возможности дальнейшего прогрес­са человечества, но она одновременно и опасна непред­сказуемостью и нестабильностью

Вклад отечественных мыслителей, писателей и поэтов в формировании традиционных идеалов и ценностей белорусского народа. Особая психология, менталитет и философская культура белорусов формировались под воздействием ряда факторов, определяющими среди которых выступали:

- полиэтнический характер государственных образований, в составе которых находились белорусские земли, формировался и развивался белорусский этнос;

- центральное геополитическое положение на карте Европы;

- поликонфессиональность белорусского региона.

Проблемы национального самосознания и становления национального государства всегда находилось в центре белорусской философской мысли. Принятие христианства способствовало распространению образования, развитию литературы и письменности, а также становлению самобытной системы философской, общественно-политической, этической и эстетической мысли. У истоков отечественной ренессансной гуманистической мысли и национального самосознания стояли выдающиеся белорусские мыслители Николай Гусовский (1470?-1533?) и основоположник восточнославянского книгопечатания, переводчик Библии Франтишек Скорина — мыслитель-гуманист. Некоторые важные черты белорусской психологии и элементы идеологии государственности на латинском языке были изложены Николаем Гусовским в «Песне о зубре». После Гусовского зубр стал природным символом нашего Отечества. Скорина был первым белорусским мыслителем, который понял, каким путем белорусский народ должен войти в семью европейских народов, не утрачивая самобытности. В предисловиях к библейским книгам он наиболее полно выразил идеал национальной идеальной жизни белорусов, основным компонентом которого являются Родина и культура народа — его язык, история, традиция и т.п. Преемниками традиций Скорины стали Сымон Будный и Василий Тяпинский. Первый, , доказывал необходимость усвоения белорусской культуры, созданной на разных языках. Второй обратил внимание на опасность утраты национальной идентификации правящего класса, грозящей существованию национальной культуры. Идея правового общества и государства получила обоснование в произведениях Льва Сапеги. Его социально-политические взгляды были изложены в предисловии к Статуту 1588г..

Мелетий Смотрицкий пытался соединить православную веру с философией Платона и Аристотеля. Среди белорусских мыслителей были и такие, которые боролись за развитие просвещения и научных знаний. Среди них особенно выделялся Симеон Полоцкий. Он прославился своими стихотворными и философскими трудами «Вертоград многоцветный», «Рифмологион». По мнению С. Полоцкого, именно философия — незаменимая помощница в строительстве сильного государства. Двумя крыльями этой идеологии должны быть образование и книгопечатание. Белорусская печатная и рукописная литература XVI в. испытала восточное (православное) и западное (католическое и протестантское) влияния. При издании белорусских кириллических книг сохранялись принципы византийской эстетики. Книги, напечатанные латиницей, имели западное оформление. Положение на границе давало белорусской культуре возможность вести интенсивный диалог между Западом и Востоком. Развитие белорусской культуры характеризуется тем, что первостепенное значение начинают приобретать явления народной культуры. Это было закономерно в условиях, когда высшие слои переходили в русло сначала польской, а затем и русской государственности и культуры. Белорусской культуре для того, чтобы сохранить себя, требовалось "перейти" на иной уровень — народной, фольклорной культуры, которая и стала на тот момент единственной белорусской культурой. Начиная с XIX в. она приобретает уникальную особенность. Это культура прямого крестьянского происхождения. Новый белорусский литературный язык возникает в XIX в. на действительно народной основе Своеобразие развития белорусской нации заключается в том, что свой творческий потенциал она реализовала преимущественно через фольклор. Поиск специфичности, собственного "лица" белорусской культуры характерен для белорусских деятелей XIX - начала XX столетия (Ф. Богушевич, Я.Купала, И. Абдиралович-Канчевский, А. Цвикевич и др.). В условиях русификации предпринимались попытки определить свое культурное "Я", очертить границы собственного существования; происходило складывание национальной идеи. Во второй половине XIX в. возникает проект построения национальной культуры. Начинается интенсивное изучение истории белорусского края, его языка, богатого белорусского фольклора. В формировании белорусского национального сознания, возрождении духовной культуры огромную роль сыграла литература, которая обозначила ценностные ориентиры белорусской нации — в частности, ценность собственного языка. Расцвет белорусской поэзии способствовал "пробуждению" народа, выявлению его творческого потенциала, возможности стать активным творцом своей собственной судьбы, своей "доли" и своей "воли". Газета "Наша нива" вела неустанную просветительскую работу, ставя своей целью возрождение белорусской народной культуры, обращаясь к народу на его языке побуждая в нем чувство собственного достоинства. Начиная с «Мужицкой правды» К. Калиновского и Виленской «Нашей нивы» начала XX столетия все белорусские издания выполняли роль общественных и социально-политических институтов. Особую роль в осмыслении белорусской национальной идентичности сыграл Я. Купала. В его творчестве в наибольшей степени отразились сложные процессы национальной истории Беларуси. Патриотизм, идеи свободы и национального самосознания составляют мотив творчества белорусского классика. После Я. Купалы мы с уверенностью на вопрос «А хто там iдзе?", — уверенно отвечаем: «Беларусы». В формировании национальной культуры большую роль играет национальная интеллигенция, элита общества. Она разрабатывает концепцию национального объединения, дает основные ценностные ориентиры. Именно интеллигенция выступает носителем белорусской идеи, тем посредником, благодаря которому происходит единение с национальной культурой. Во времена Советского Союза сложился вариант так называемой советской белорусской культуры. В условиях советского государства белорусская культура формировалась как составная часть общегосударственной, общесоюзной культуры, которая также внесла свой вклад в мировую культуру. Развитие белорусской культуры в советский период характеризуется значительными достижениями прежде всего в области литературы и искусства. Белорусские земли и в прямом, и в переносном смысле всегда находились на перекрестке международных дорог, влияний, интересов, культур. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой путь. Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной государственной и культурной традицией. Зато они могут считать себя потомками всех этих государственных традиций наравне с другими нациями. Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской культуры на протяжении всей ее истории.

ВОПРОС 21

Наши рекомендации