Цивилизационное многообразие
Цивилизация является формой существования и развития общества. Ее истоки просматриваются уже в первобытном обществе, когда возникают зачатки и отдельные элементы материальной и духовной культуры, происходит постепенное становление цивилизационных основ жизнедеятельности людей. Собственно началом цивилизации является тот период истории, когда общество дикости и варварства сменяется обществом с культурой, развивающейся на профессиональной основе во всем многообразии ее форм.
В зависимости от степени технической оснащенности в сфере общественного производства, свободы личности в социальной и духовной сферах, типа культуры определяются и качественно различныетипы цивилизаций, через которые исторически проходило человечество в своем развитии:космогенная (охватывающая Древнее общество и эпоху Средневековья), техногенная илииндустриальная (соответствующая капиталистической и социалистической общественно-экономическим формациям) и формирующаяся в настоящее время антропогенная цивилизация (информационное общество).
Космогенная цивилизация как исторически первый ее тип основывалась на орудийной технике и ручной технологии и характеризовалась большой зависимостью общества от природных сил, когда мировой космос определял смысл жизнедеятельности, диктовал законы, устанавливал жесткие формы общественной организации, связи индивидов с социальными институтами.
Основой следующего — техногенного типа цивилизации явились: машинная техника, широкое развитие науки и постепенное превращение ее в непосредственную производительную силу, наемный труд, рыночные отношения, высокий уровень профессиональной культуры во всех ее формах.
в связи с развитием информационной технологии происходит становления цивилизации нового типа — антропогенной, именуемой в научной литературе информационно-технологическим или постиндустриальным обществом. Определяя основные тенденции развития общества, связанные с использованием информационной технологии ученые отмечают, что она коренным образом изменяет техническую основу материального и духовного производства, определяет новые организационные формы общественной жизни, приводит к кардинальным изменениям в социальной структуре, превращая значительную часть рабочей силы в новый средний класс, требует постоянного повышения духовной культуры личности и общества
Рассматривая многообразие форм современного цивилизационного процесса, ученые часто употребляют понятие множественности цивилизаций, имея в виду национально-этнические особенности народов. Так, например, американский социолог С. Хантингтон, выделяя в настоящее время в зависимости от культурно-этнической самоидентификации народов 7-8 мировых цивилизаций (западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная, латиноамериканская и африканская), определяет нынешнее состояние и прогнозирует будущее человечества не как взаимодействие социально-экономических систем, наций, отдельных стран и народов, а как результат взаимоотношений между этими глобальными цивилизациями. Не отрицая технико-технологический аспект при характеристике современного общества, он отдает примат духовной культуре, рассматривая цивилизацию «как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей, шире которой лишь само человечество». Существующий в настоящее время огромный социальный опыт человечества отражает многообразие путей преобразования современного общества на путях информационной цивилизации. Различные страны и народы осуществляют их на основе универсального принципа социальной справедливости, но в специфически-национальных и исторически-конкретных формах. Основным содержанием современной эпохи является становление общечеловеческой цивилизации на основе интеграционных процессов всех социально-экономических систем. Но этот процесс не осуществляется автоматически. Современная эпоха характеризуется исключительной сложностью, нелинейным характером развития процессов. Она открывает широкие возможности дальнейшего прогресса человечества, но она одновременно и опасна непредсказуемостью и нестабильностью
Вклад отечественных мыслителей, писателей и поэтов в формировании традиционных идеалов и ценностей белорусского народа. Особая психология, менталитет и философская культура белорусов формировались под воздействием ряда факторов, определяющими среди которых выступали:
- полиэтнический характер государственных образований, в составе которых находились белорусские земли, формировался и развивался белорусский этнос;
- центральное геополитическое положение на карте Европы;
- поликонфессиональность белорусского региона.
Проблемы национального самосознания и становления национального государства всегда находилось в центре белорусской философской мысли. Принятие христианства способствовало распространению образования, развитию литературы и письменности, а также становлению самобытной системы философской, общественно-политической, этической и эстетической мысли. У истоков отечественной ренессансной гуманистической мысли и национального самосознания стояли выдающиеся белорусские мыслители Николай Гусовский (1470?-1533?) и основоположник восточнославянского книгопечатания, переводчик Библии Франтишек Скорина — мыслитель-гуманист. Некоторые важные черты белорусской психологии и элементы идеологии государственности на латинском языке были изложены Николаем Гусовским в «Песне о зубре». После Гусовского зубр стал природным символом нашего Отечества. Скорина был первым белорусским мыслителем, который понял, каким путем белорусский народ должен войти в семью европейских народов, не утрачивая самобытности. В предисловиях к библейским книгам он наиболее полно выразил идеал национальной идеальной жизни белорусов, основным компонентом которого являются Родина и культура народа — его язык, история, традиция и т.п. Преемниками традиций Скорины стали Сымон Будный и Василий Тяпинский. Первый, , доказывал необходимость усвоения белорусской культуры, созданной на разных языках. Второй обратил внимание на опасность утраты национальной идентификации правящего класса, грозящей существованию национальной культуры. Идея правового общества и государства получила обоснование в произведениях Льва Сапеги. Его социально-политические взгляды были изложены в предисловии к Статуту 1588г..
Мелетий Смотрицкий пытался соединить православную веру с философией Платона и Аристотеля. Среди белорусских мыслителей были и такие, которые боролись за развитие просвещения и научных знаний. Среди них особенно выделялся Симеон Полоцкий. Он прославился своими стихотворными и философскими трудами «Вертоград многоцветный», «Рифмологион». По мнению С. Полоцкого, именно философия — незаменимая помощница в строительстве сильного государства. Двумя крыльями этой идеологии должны быть образование и книгопечатание. Белорусская печатная и рукописная литература XVI в. испытала восточное (православное) и западное (католическое и протестантское) влияния. При издании белорусских кириллических книг сохранялись принципы византийской эстетики. Книги, напечатанные латиницей, имели западное оформление. Положение на границе давало белорусской культуре возможность вести интенсивный диалог между Западом и Востоком. Развитие белорусской культуры характеризуется тем, что первостепенное значение начинают приобретать явления народной культуры. Это было закономерно в условиях, когда высшие слои переходили в русло сначала польской, а затем и русской государственности и культуры. Белорусской культуре для того, чтобы сохранить себя, требовалось "перейти" на иной уровень — народной, фольклорной культуры, которая и стала на тот момент единственной белорусской культурой. Начиная с XIX в. она приобретает уникальную особенность. Это культура прямого крестьянского происхождения. Новый белорусский литературный язык возникает в XIX в. на действительно народной основе Своеобразие развития белорусской нации заключается в том, что свой творческий потенциал она реализовала преимущественно через фольклор. Поиск специфичности, собственного "лица" белорусской культуры характерен для белорусских деятелей XIX - начала XX столетия (Ф. Богушевич, Я.Купала, И. Абдиралович-Канчевский, А. Цвикевич и др.). В условиях русификации предпринимались попытки определить свое культурное "Я", очертить границы собственного существования; происходило складывание национальной идеи. Во второй половине XIX в. возникает проект построения национальной культуры. Начинается интенсивное изучение истории белорусского края, его языка, богатого белорусского фольклора. В формировании белорусского национального сознания, возрождении духовной культуры огромную роль сыграла литература, которая обозначила ценностные ориентиры белорусской нации — в частности, ценность собственного языка. Расцвет белорусской поэзии способствовал "пробуждению" народа, выявлению его творческого потенциала, возможности стать активным творцом своей собственной судьбы, своей "доли" и своей "воли". Газета "Наша нива" вела неустанную просветительскую работу, ставя своей целью возрождение белорусской народной культуры, обращаясь к народу на его языке побуждая в нем чувство собственного достоинства. Начиная с «Мужицкой правды» К. Калиновского и Виленской «Нашей нивы» начала XX столетия все белорусские издания выполняли роль общественных и социально-политических институтов. Особую роль в осмыслении белорусской национальной идентичности сыграл Я. Купала. В его творчестве в наибольшей степени отразились сложные процессы национальной истории Беларуси. Патриотизм, идеи свободы и национального самосознания составляют мотив творчества белорусского классика. После Я. Купалы мы с уверенностью на вопрос «А хто там iдзе?", — уверенно отвечаем: «Беларусы». В формировании национальной культуры большую роль играет национальная интеллигенция, элита общества. Она разрабатывает концепцию национального объединения, дает основные ценностные ориентиры. Именно интеллигенция выступает носителем белорусской идеи, тем посредником, благодаря которому происходит единение с национальной культурой. Во времена Советского Союза сложился вариант так называемой советской белорусской культуры. В условиях советского государства белорусская культура формировалась как составная часть общегосударственной, общесоюзной культуры, которая также внесла свой вклад в мировую культуру. Развитие белорусской культуры в советский период характеризуется значительными достижениями прежде всего в области литературы и искусства. Белорусские земли и в прямом, и в переносном смысле всегда находились на перекрестке международных дорог, влияний, интересов, культур. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой путь. Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной государственной и культурной традицией. Зато они могут считать себя потомками всех этих государственных традиций наравне с другими нациями. Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской культуры на протяжении всей ее истории.
ВОПРОС 21