Институты, механизмы и особенности культурно-идеологической сферы традиционно-религиозной правовой семьи (иудаистское право)
Вопросы к зачету «Сравнительное правоведение»
Институт, механизмы брака
Иудаизм придает большое значение браку, так высоко брак оценивается по двум причинам. Первая заключается в том, что брак обеспечивает эмоциональную и духовную полноценность человека через поддержку и товарищество супруга. Письменная Тора заповедует, что «нехорошо быть человеку одному и он должен прилепиться к жене своей, чтобы стать одной плотью». Устная Тора гласит: «Человек, у которого нет жены обречен на существование без радости, без блаженства, без ощущения истинной ценности жизни, без Торы, без защиты и без мира» Иудаизм. Понятие «предложение» в иудаизме определяется как обоюдное обещание мужчины и женщины по вступлению в брак в обозримом будущем и сроки, в пределах которых этот брак должен быть заключён. Подобное обещание может быть дано, как будущими супругами, так и их родителями или другими родственники. Обручение само по себе не влияет на личный статус сторон, и не дает ни одной из сторон права требовать выполнения каких-либо обязательств.
По традиции вопросом предложений занимается отдельный человек со стороны, чаще всего это профессиональный сват («шадхан»). Сам процесс от этого получил название shidduchim. За свою работу сват получает вознаграждение, фиксированное законом или согласованное заранее с заказчиком. Как правило, оно составляет небольшой процент от приданого. С помощью денег (kesef) или ценного предмета, как, например, кольцо или ценная монета. Сам договор о помолвке закреплялся в присутствии двух свидетелей и с непосредственного согласия невесты;
С помощью контракта (shtar) в присутствии двух свидетелей, содержащего заявление об обручении;
Намеренное вступление в половые отношения с целью обязать партнёра к замужеству; такой подход всячески не одобрялся раввинскими мудрецами и имел место только в случае, когда вдова обязана была выходить замуж за брата своего мужа. Несмотря ни на что, данный метод был распространён у многих народов в эпоху родового строя.
Необходимо отметить, что все методы имели право на существование, однако с древних времён помолвка происходила, в основном, с использованием kesef - передаче ценного предмета, которым чаще всего служило кольцо. После помолвки паре необходимо пройти через ритуал официального бракосочетания, который является, фактически, предложением выйти замуж со стороны мужчины и согласием со стороны женщины. Гости, приглашённые на свадьбу, играют роль свидетелей. Ketannah («дитя») - к этой группе относились все девочки в возрасте от 3-х до 12-лет.
Naarah («девушка») - к этой группе относятся все девочки старше 12 лет, однако оставались они ими, как правило, не более 6 месяцев. Двенадцатилетний возраст считался возрастом наступления женского совершеннолетия, хотя при определённых обстоятельствах совершеннолетней девушка могла стать значительно позднее, например лет в 35.
Bogeret («зрелая») - к этой группе относятся девушки старше 12 лет, которые уже не относились к категории naarah. Такие девушки считались взрослыми по всем аспектам.
Девочки, относящиеся к первой группе, были полностью объектом власти своего отца, который мог выдать их замуж вне зависимости от их согласия. Аналогичную власть отец имел и при разводе. В случае его смерти или отсутствия по тем или иным причинам, девочка переходила под контроль своих братьев, которые в сумме имели те же права на выдачу своей сестры замуж, что и её мать.
В целом, следует сказать, что брак строго регламентирован, это касается также его заключения и всяческих церемоний и обрядов, которым предается священный смысл. И, по моему мнению, много внимания уделяется экономической стороне брака. Почтение к брачному союзу, вообще к семье, семейным устоям, глубокое уважение к стремящимся сочетаться в законном браке, и это объясняется призывом в самом иудаизме к активному деторождению, что имеет в свою очередь историческую, обусловленность, связанную с множеством фактов гонений и геноцидов в отношении евреев. Очень примечательно положение женщины в браке, не считая, конечно, процедуры развода, которое заключается в том, что женщина должна быть обеспечена экономически со стороны мужа, что ей полагается определенная выплата при разводе, что необязательно может быть в денежном эквиваленте, чаще всего это часть общего имущества, что род продолжается по линии женщины. Семейное право иудейского права обязывает мужчину относиться к женщине предельно уважительно, т.к. по ее линии передается фамилии детям, и всячески опекать свою жену, даже после смерти мужа женщине должны оказывать помощь и защиту родственники умершего мужа, чему свидетельствует институт левиратного брака и денежные выплаты после развода. Вообще особых притесненных условий женщин в браке не наблюдается, права иудейской женщины в иудаизме, по словам английского философа Джорджа Эдварда Мура в одной из своих работ по классическому раввинскому иудаизму, можно сравнить с теми преимуществами, которыми женщина обладает в современном цивилизованном обществе; эти слова были сказаны в его время - XIX-XX вв., но все же порой они актуальны и для нашего времени. Выражение «И так заповедали нам наши мудрецы: чтобы человек уважал свою жену более, чем себя и любил её как самого себя» в иудаизме говорит о все же присущем иудаизму трепетным отношением к женщине. Разумеется есть проблемы, более всего это касается бракоразводного процесса, когда замужняя женщина, фактически живущая отдельно от своего мужа, но не имеющая официального свидетельства о разводе (таких женщин именуют «агуна»). Она не может повторно выйти замуж. Ребенок, рожденный агуной от постороннего мужчины считается мамзером (внебрачным), что ведет к некоторым правовым ограничениям этого ребенка в семейном праве. Именно такие проблемы всегда и решались еврейской правовой системой - иногда с помощью интерпретации закона, иногда с помощью законодательной деятельности. Согласно Закону "О признании умершим" от 1978 г. умершим может быть признан человек, отсутствующий два года, если есть основания считать, что он погиб (война, стихийное бедствие и т.д.). Но в ст. 6 Закона сказано, что на семейные дела закон не распространяется, следовательно, агуна не может ими воспользоваться. В 1944 году устанавливается минимальная сумма брачного контракта ("кетуба"). Затем принимается постановление об обязанности отца содержать своих детей до 15-летнего возраста. В 1950 году постановлением раввинского суда было запрещено вступление в брак лиц, не достигших возраста 16-ти лет. Было определено, что согласно еврейскому законодательству в судопроизводстве показания свидетелей имеют более существенное, нежели только процедурное значение.
Важно отметить, что, в отличии, например, от ислама, где не только разрешается бить жену, но даже рекомендуется и даются учеными-богословами советы по тому, как это делать, семейное право иудейского права запрещает это делать, и это является полным основанием для развода.
Особенности институтов семейного права
Иудейское право - это право национальное, право еврейского народа, а ислам или христианство, как известно, интернациональны. Казалось бы, это должно играть против еврейского права. Юридическая составляющая оказалось гораздо значительнее в иудаизме, нежели в исламе. Иудаизм направлен более на действие, чем на созерцание, свойственное исламу, индуизму, буддизму и, кстати говоря, православию. В диаспоре еврейские общины сохранили собственный суд, который решал не только религиозные дела, но и чисто светские, что связано со многими причинами. Все вышесказанное можно отнести к институтам семейного права иудейского права, т.к. иудейское семейное право регламентирует все детали вплоть до всяких денежных выплат, и даже особенно касательно денежных выплат, потому что, например, по мнению богословов, экономическая сторона жизни оказывает большое влияние на поведение, как уплата солидной денежной суммы после развода мужем жене, и считается, что это ограничит бракоразводные процессы, т.к. сумма большая. Особо стоит подчеркнуть, что с помощью интерпретации еврейское право постоянно актуализировалось, например в 1944 году устанавливается минимальная сумма брачного контракта ("кетуба"). Затем принимается постановление об обязанности отца содержать своих детей до 15-летнего возраста. В 1950 году постановлением раввинского суда было запрещено вступление в брак лиц, не достигших возраста 16-ти лет. Было определено, что согласно еврейскому законодательству в судопроизводстве показания свидетелей имеют более существенное, нежели только процедурное значение. То есть институты иудейского семейного права не стоят на месте, раввинский суд активно совершенствует их, модернизирует, ученые-богословы понимают, что все же галаха порой нуждается в некоторых незначительных изменениях, что не ведет, кстати, к противоречию с духом иудаизма. И это важная особенность, выражающаяся в приспособлении к реалиям действительной жизни.
Иудейское семейное право, как видно из практики раввинских судов, приведенных постановлений их Менахемом Элоном в своей книге «Еврейское право», да и вообще по духу иудаизма, большое внимание уделяется финансовым отношениям внутри семьи - одновременно вменяя обязанность мужу содержать свою жену галаха дает ему право на ее заработки, точное определение суммы выплаты за невесту, установление суммы выплаты жене при разводе, определение доли наследства, плата за услуги раввина на брачной церемонии и прочее. Возможно, это и есть хорошо в том смысле, что не будет споров и разночтений, каких-либо противоречий. Таким образом, галаха становится полноценной, без брешей, не нуждающейся в дополнениях, когда все определено.
Далее, нельзя обойти стороной ту одну из основных заповедей, которая предписывает иудеям создавать семьи и плодить детей. Это призыв к распространению рода и приветственное отношение к браку. В других семейных правах религиозных правовых системах такого высокого акцента на браке нет. В мусульманском праве есть такое некое простое одобрение брака, отрицание монашества или презрения к безбрачию, но мало вообще в призыве упоминается о желательности брака. Высоко оценивается подвиг добровольного целомудренного безбрачия в христианстве, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей жизни, но Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижали брачные отношения, но семенное право христианства не имеет целью призыва к активному распространению семейств среди верующих, и даже наоборот рекомендательно относится к отказу от семейных благ. В то же время церковный брак является христианским. В общем, об институтах иудейского семейного права можно сказать, что они имеют динамичный характер, не стоят на месте, прогрессируют, могут изменяться порой, модернизироваться, подстраиваться под современный мир, и реакция самих богословов на это положительная, как и самих иудеев. Хотя иудейская семья не боится рутины, поскольку видит в ней не врага, а место для своей реализации. Не замечена архаичность норм поведения, что присуща мусульманскому семейному праву (хотя активно сейчас это преодолевается, но безуспешно), семейному праву индусской правовой системы и в христианстве. Семейные споры и имущественные дела рассматриваются в специальных раввинских судах. Как правило, иудеи не обращаются в светские суды, существует правило, по которому желательно обращаться в свои религиозные суды, что, наверное, обусловлено некой замкнутостью иудаизма, так как вообще отсутствует стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру, нету свойств миссионерства как в христианстве, или «дагъават» (повсеместного призыва к поклонению Аллаху) как в исламе, и, повторюсь, иудаизм - религия евреев. Да, есть понятие «новообращенных» иудеев, но ведь это из числа евреев, придерживавшихся другой религии. Институты иудейского семейного права построены в направлении самодостаточности еврейской общины и на основе принципа благотворительности в отношении близких родственников, чтобы тем самым община была сплоченной. Иудейское семейное право направлено на вменение в обязанность родственников умершего мужа оказывать поддержку и защиту вдове, например, левиратным браком или некоторыми финансовыми выплатами, то есть, я бы сказал, что иудаизму свойственно попечительского отношение к вдовам. В то время как вдова в исламе получает свою долю наследства и далее вольна решать свою судьбу самостоятельно, нет той опеки, и тут ислам рекомендует вступать в повторный брак. Вспомним, что первая жена пророка Мухаммада была вдовой до замужества с ним. В иудейском семейном праве нет того дискриминационного отношения, что присуще индусской правовой системе, где вообще семейному праву свойственно кастовое деление. Правила вступления в брак в большей степени связаны именно с принадлежностью к той или иной касте. Семья, созданная в традициях индуизма, на бытовом уровне воссоздает модель религиозного поклонения, предписывая женщине относиться к мужчине, как к богу.