Государственный аппарат: понятие, структура, принципы организации и деятельности

1. Понятие

Государственный аппарат – система органов, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, выполняются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.

Аппарат государства – это не механическое соединение органов государств, а их четко организованная, строго упорядоченная система.

«Государственный аппарат» VS «государственный механизм»:

Государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов.

Государственный механизм – совокупность различных государственных органов + вооруженных сил + материальных средств государственной власти.

2. Структура государственного аппарата

Структура государственного аппарата – внутреннее строение государственного аппарата, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение.

Основным структурным элементом, звеном государственного аппарата является государственный орган.

Государственный орган –это юридически оформленное, организационно и хозяйственно обособленное звено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, наделенное государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

Соотношение «государственный орган» и «ОГВ»:

1) синонимы;

2) «ОГВ» должен относится к конкретной ветви власти, а государственный орган нет;

3) «ОГВ» обладают государственно-властными полномочиями по принятию НПА (но тогда агентства и службы не будут ОГВ, но в соответствии с Указом Президента «О системе ОГВ» они таковыми являются);

Признаки государственного органа:

1. государственные органы формируются по воле и инициативе государства и осуществляют свою деятельность от имени государства;

2. государственные органы выполняют строго определенные, установленные в законодательном порядке виды деятельности , соблюдая при этом определенные процедуры, которые также регламентируются, как правило, законом;

3. каждый государственный орган имеет юридически закрепленные организационную структуру; территориальные масштабы деятельности; специальное положение, определяющее его место и роль в государственном аппарате; порядок его взаимоотношений с другими органами и организациями.

4. государственный орган наделяется государственно-властными полномочиями, которые выступают в качестве наиболее существенного признака государственного органа. Практическое выражение государственно-властные полномочия находят:

а) в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов;

б) в осуществлении ими наблюдения за строгим и неуклонным соблюдением и исполнением требований, содержащихся в данных актах;

в) в обеспечении и защите данных требований от нарушений путем применения мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях – также путем применения мер государственного принуждения.

5. в качестве дополнения к перечисленным признакам следует отметить, что представление о государственном органе было бы неполным без указания на то, что физическим воплощением любого государственного органа являются люди, из которых состоит государственный орган, а точнее государственные служащие.

Компетенция государственного органа:

1) предмет ведения;

2) полномочия (нет прав и обязанностей, полномочие есть и право и обязанность).

3. Виды государственных органов

I. юридический источник легитимности =>

1) первичные органы, т.е. органы, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ, К/У субъектов РФдля непосредственного выполнения задач и функций государства: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Государственная Дума РФ, Правительство РФ, министерства и ведомства РФ, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, полиция;

2) вторичные органы,т.е. органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения функционирования органов, перечисленных выше (указанных в предыдущем пункте): Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ). Есть все основания называть государственные органы, установленные Конституцией РФ, федеральными законами,

II. по действию в пространстве:

1) федеральные государственные органы

2)органы субъектов РФ.

II. По длительности действия

1) постоянные

2) временные.

III. По составу:

1) коллегиальные (Государственная Дума РФ (450 депутатов), Совет Федерации (178 членов), Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ (19 судей))

2)представленынеодним лицом (Президент РФ, ИСП орган субъекта).

IV. По принципу разделения властей:

1)Законодательные государственные органы – это выборные, коллегиальные, представительные органы государственной власти, наделенные исключительным правом принятия законов как актов, обладающих высшей юридической силой. Фундаментальные принципы деятельности: выборность, коллегиальность, представительность.

В разных странах высшие законодательные органы называются по-разному. Однако обобщающим названием для всех законодательных органов является наименование «парламент», что в переводе с французского означает «говорить».

2) Исполнительные государственные органы – это органы, назначение которых заключается в том, чтобы исполнять требования, содержащиеся в законах, а также обеспечивать исполнение законов гражданами и их объединениями. Система исполнительных органов РФ включает в себя: Правительство РФ, федеральные министерства; государственные комитеты; исполнительные органы субъектов РФ, некоторые другие органы.

3) Судебные органы – это суды, т.е. органы государственной власти, которые уполномочены законом осуществлять правосудие и некоторые другие судебные функции.

Функции судебной власти:

· Правосудие – это основная функция органов судебной власти.

· Конституционный надзор;

· Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений органов исполнительной власти на основании закона «Об обжаловании в суд решений и действий должностных лиц, нарушающих права граждан»;

· Рассмотрение отнесенных к его подведомственности дел об административных правонарушениях около 50).

4. Принципы построения о деятельности органов

В СССР:

1) принцип партийного руководства;

2) подчинения аппарата политике;

3) принцип широкого участия масс в управлении делами общества и государства, в деятельности государственного аппарата;

4) принцип демократического централизма (центральные органы могут взять любые полномочия, у местных органов есть власть),

5) принцип гласности, социалистической законности, интернационализма и социалистического федерализма (применительно к социалистическим федеративным государствам);

6) принцип равноправия национальностей;

7) принцип научного планирования, координации, учета и контроля деятельности аппарата

Сейчас:

1) разделения властей;

2) законности;

3) принцип оптимальности построения структуры государственного аппарата,

4) принцип эффективности,

5) принцип профессионализма,

6) принцип соблюдения высоких этических стандартов

Наши рекомендации