Современное состояние и перспективы развития деревни Алагуз: научно-практический аспект
Что собой представляет сегодня моя деревня?
В деревне проживает около одной тысячи человек. Действует крестьяно-фермерское хозяйство «Алагуз». Работает в нем около 30 штатных работников. Площади посевных около 2000 гектаров. Засевается порядка 500 гектаров. В зависимости от природных условий урожайность колеблется от 15 до 20 центнеров с одного гектара. Культивируется овес, ячмень, горох, пшеница. Убранный хлеб обрабатывается в зерносушильных агрегатах. Численность крупного рогатого скота свыше 300 голов. Дойное стадо составляет 150 коров. В хозяйстве содержится примерно 50 лошадей. Остальное – это молодняк. Корма заготавливаются в виде сенажа, силоса, сена и соломы. Имеется машинно-тракторная мастерская.
В КФХ есть свои складские помещения. Горюче-смазочные материалы хранятся в специальных резервуарах. Функционирует пилорама.
Хозяйство представляет собой один из осколков Алагузовского отделения Абдрезяковского совхоза. Такие же реликты в Кигинском районе сохранились в селах Нижние Киги, Юкалекулево, Душамбеково, Еланлино. Большинство молодежи работает за пределами района. Народ выживает за счет личного подсобного хозяйства. Выращивают скот, осенью сдают мясо. В каждом хозяйстве держат овец, гусей и кур. Большую часть своего дохода алагузы получают за счет выращивания картофеля. В садах растят свеклу, морковь, огурцы, помидоры для личного потребления. Дает хороший урожай смородина, рябина, крыжовник. Некоторые алагузы держат пчел. В благополучные годы каждая пчелосемья дает немалое количество меда, около 50 кг на пчелосемью. Охота и рыболовство не культивируются. Торговлей алагузы не занимаются. Вся произведенная продукция закупается перекупщиками. Воспитание дошкольников проводится в местном детском саду. В деревне имеется средняя школа. В ней обучается около ста детей. Имеется клуб, но его состояние не вызывает оптимизма. В деревне действует фельдшерский пункт. Продуктами и товарами население обеспечивают два магазина.
Память о старшем поколении, участвовавшем в Великой Отечественной войне, отражена на стеле, расположенной в центре деревни. Вторая мировая война стала самой трагичной для алагузов. В деревне нет семьи, которая не испытала бы горе – потерю одного из близких людей и родственников.
На полях сражения героически пали и отдали свою жизнь за Родину-мать славные алагузы:
1.Абдуллин Гибадулла
2.Абдуллин Фаткулла
3.Ахмедьров Махмут
4.Ахмедьянов Ахтарьян
5.Ахметов Хаммат
6.Ахунов Сабир
7.Баймухаметов Барый
8.БаймухаметовМухаметьян
9.Биктимиров Миндибай
10.Вакилов Шакирьян
11.Валиахметов Салимгарей
12.Валиев Саитгарей
13.Гарипов Гилемхан
14.Гарипов Рахим
15.Гарипов Хаким
16.Гильманов Исмагил
17.Гимадиев Абдрафик
18.Закиров Барый
19.Закиров Загир
20.Закиров Мухамет
21.Закиров Хатмулла
22.Закиров Шакир
23.Закиров Шакирьян
24.Зиннуров Гиндулла
25.Исламов Габделхак
26.Каримов Кабир
27.Карипов Ахтям
28.Касимов Миндебай
29.Котдосов Каюм
30.Котоев Ишбирде
31.Магафуров Салям
32.Мирсаяпов Зайнетдин
33.Мирхайдаров Акрам
34.Нажипов Вагап
35.Нафиков Сабирьян
36.Нафиков Шафик
37.Нигматуллин Ахмет
38.Нигматьянов Ахматьян
39.Низаметдинов Фазлый
40.Низамов Якуп
41.Носратуллин Киньябай
42.Нурыев Каюм
43.Рамазанов Абделгази
44.Рамазанов Файзрахман
45.Рамазанов Хаерзаман
46.Рахимов Ахун
47.Рахимов Миндевали
48.Рахимов Миндегалим
49.Рахимов Хатмулла
50.Рахматуллин Салим
51.Сабирьянов Миндехан
52.Сайфитов Гимал
53.Сайфуллин Зайнулла
54.Саляхов Асян
55.Саляхов Садрый
56.Самигуллин Хабибулла
57.Сисанбаев Ахмади
58.Тагиров Загир
59.Умутбаев Галимьян
60.Фархитов Камалетдин
61.Фархитов Ямалетдин
62.Фатихов Камиль
63.Фатихов Хужаян
64. Фаттахов Нагим
65.Фахретдинов Мухамет
66.Хабибуллин Лотфрахман
67.Хадыев Авхади
68.Хажиев Жиангали
69.Хажиев Тагир
70.Хайретдинов Корбан
71.Хакимов Мортаза
72.Хакимов Хайдар
73.Халилов Хабибулла
74.Халимов Газим
75.Ханипов Зайнулла
76.Ханипов Файзулла
77.Ханипов Хатмулла
78.Хасанов Ихсан
79.Хафизов Карим
80.Хизбуллин Хамит
81. Хисматов Муллабай
82.Шаихов Аслям
83.Шаихов Асман
84.Шайхисламов Искандар
85.Шакиров Аскат
86. Шакиров Габдельян
87.Шакиров Галимьян
88.Шакиров Хакимьян
89.Шарипов Саитгали
90.Шафиков Шабан
91.Шаяхметов Ахат
92.Шаяхметов Габделхай
93.Юмагужин Калимулла
94.Юмадилов Сафаргали.
Вернулись живыми менее половины ушедших на войну.О тех из них, о которых немного знаю, конечно, буду рассказывать подробнее.
1.Абдуллин Хатмулла. В моем представлении он остался скромным, тихим и добрым человеком. Имел много наград. В конце войны им был пленен более ста фашистов. Мог получить звание Героя Советского Союза. Однако эта слава досталась другому человеку.
2.Аминев Сабир. Во время войны получил ранение в ногу. Вернулся в родную деревню и возглавил местный колхоз.
3. Аслямов Сагитьян.
4. Ахмедьянов Сабирьян. Сабирьян быуай был открытым, жизнерадостным человеком. Он был народным строителем. Все крупные объекты деревни построены при его активном участии. Сабирьян быуай очень любил общаться, рассказывать разные истории. Его рассказы всегда были увлекательными и жизненными.
5. Ахмедьяров Ахмадулла. К сожалению, я не видел его живым. Но все алагузы всегда его вспоминают как прекрасного учителя и умного человека.
6.Ахмедьяров Махмут.
7.Ахмедьяров Хатим. Хатим быуай трудился в молочно-товарной ферме. Он отличался смелостью и решительностью. Был главой большого семейства.
8.Ахтарьянов Гарифьян. Гарифьян быуая помню с детства. Улыбчивость и спокойствие всегда остаюся его отличительными чертами. К любой работе относится серъезно и всей душой.
9. Ахметов Сулейман. В последние годы трудился в зерноскладе. В нем мне запомнились постоянное хорошее настроение и доброжелательность по отношению к людям.
10. Баймухаметов Ахметсафа.
11.Баймухаметов Вакиль.
12.Баймухаметов Миржан.
13.Байрамгулов Вали.
14.Байрамгулов Зекерья. Зекерья быуай мой родственник. К людям всегда относился с большим уважением и любовью. Много лет руководил Алагузовским отделением Абдрезяковского совхоза.
15.Баширов Мавлет. Мавлет быуай отличался принципиальностью. Несколько раз выбирался председателем Абзаевского сельского совета. Он любил спорить и всегда выходил победителем в дискуссиях.
16.Биктимеров Мавлетбай.
17.Биктимеров Якуп.
18.Валиев Хайрулла. Я его знаю с подросткового возраста. Он был требовательным человеком. Пользовался уважением среди сельчан.
19.Вахитов Хайрулла. Он был главой семьи с десятью детьми. Любил технику. До выхода на пенсию трудился на тракторе. Был преданным коммунистом. Не пропускал ни одного значимого партийного мероприятия.
20.Гайнуллин Гайфулла. Известный в деревне педагог. Своих детей не имел. Поэтому души не чаял от общения со школьниками. Он был по-детски добр и добродушен.
21.Гибатов Нутфулла
22.Гильманов Салимхан. Во время войны был на восточной границе страны. Они противостояли многомиллионной Квантунской армии. После войны работал на многих руководящих должностях. В 60-е годы руководил Алагузовским отделением Абдрезяковского совхоза. По натуре был скромным и рассудительным человеком.
23.Гимадиев Абдрашит.
24.Гимадиев Самигулла. Самигулла быуай был трудолюбивым человеком. После войны работал на тракторе. Неплохо воспитал детей. Сын стал директором Абдрезяковского совхоза Кигинского района.
25.Закиров Хикмат.
26.Исламов Миндебай.
27.Ишмухаметов Рамазан.
28.Каримов Мирсаит.
29.Каримов Хабир.
30.Магафуров Гайнан. Помню его как человека небольшого роста с тихим нравом. Серъезно занимался воспитанием детей. Его сын Миндихан многие годы руководил местной школой.
31.Магафуров Гильман.
32.Махмутов Миндеахмет.
33.Мингажев Гаязетдин.
34.Миндиахметов Валиахмет. Войну прошел в составе башкирской кавалерской дивизии. Имел множество наград.
35.Мухамадеев Габделхай.
36.Нажипов Рафаэль. После войны остался в армии. Жил на Украине и работал в качестве солиста ансамбля танцев Украинского военного округа.
37.Нажипов Хаммат. Хаммат быуай был человеком с громким голосом и открытой душой. Был быстр и решителен. Любил делать людям добро, поэтому часто одаривал родственников и близких дорогими подарками.
38.Нуриев Абделгалим.
39.Рахимов Миржан.
40.Рахимов Сафа.
41.Рахимов Фидият.
42.Сабиров Мавлетбай. Был добросовестным труженником. Легко общался с людьми. Всячески помогал молодежи и нуждающимся односельчанам советами и материальными благами.
43.Локманов Мавлетбай. Характером был крут. Любого мог поставить на место. Был скромен и вежлив.
44.Сабирьянов Хабирьян.
45.Сайфитов Мавлетбай. После войны остался в армии. Дослужился до полковника. После выхода на пенсию обосновался вЛенинграде.
46.Сайфитов Ялялетдин. Ялялетдин быуай был человеком не унывающим. Он любил шутить. До выхода на пенсию работал конюхом в Алагузовском отделении совхоза.
47.Сафин Насыр. В детстве я его видел несколько раз. Был человеком тихим и спокойным.
48.Султанов Ахмадулла. Ахмадулла быуай был добрым человеком. Многие годы работал бригадиром отделения. Общался всегда спокойно, с рассудительностью. Не позволял себе повышать голос на других.
49.Султанов Мырзагалим.
50.Султанов Хурмат. Во время войны получил множество ранений. Обладал крутым, взрывным характером. Работал животноводом. Рано ушел из жизни.
51.Тагиров Фазулла.
52.Фасхетдинов Миндегалим.
53.Фатыхов Ахметсафа.
54.Фатыхов Каниф. Выделялся толерантностью, усидчивостью. Трудился бухгалтером отделения. За наши чрезмерные детские шалости мог принять меры воспитательного характера.
55.Фатыхов Карип. Отличался чрезмерным трудолюбием. До войны и после войны работал животноводом. Воспитал и вырастил прекрасных детей.
56.Фахретдинов Габделхай.
57.Хабибуллин Габидулла. Габидулла, наверно был самым добрым человеком. Практически вся деревня Алагузово прошла через его руки. Когда он жил в селе Леуза, его хоромы превратились в постоялый дом. Все приезжающие и отъезжающие алагузы в ожидании транспорта останавливались у него в доме. Он никогда никому не отказывал, кормил, поил незванных гостей, оставлял их на ночлег, а иногда даже отвозил их до Алагуза. Поэтому он остался в памяти алагузов одним из самых авторитетных людей моей деревни.
58.Хабибуллин Загит.
59.Хабибуллин Сибагат.
60.Хажиев Акрам.
61.Хажиев Аухади.
62.Хажиев Вакиль.
63.Хажиев Мухаррям. По-моему, Мухаррям быуай был резким, жестким человеком. За провинность мог наказать на месте. Не любил медлительных и добродушных людей.
64.Хакимов Миндихан.
65.Хакимов Салимьян. В послевоенные годы трудился в качестве председателя сельского совета. Имел редкую харизму. Любил петь. Прекрасно исполнял народные песни.
66.Ханов Закир.
67.Ханов Хурмат.
68.Хафизов Гарей. Служил в десантных войсках. Участвовал во взятии Праги. До заслуженного отдыха трудился лесником. Имел отличное подсобное хозяйство. Держал около пятидесяти ульев.
69.Хафизов Саетгарей. Жил в деревне Сюрбаево. В первый и последний раз я видел его на выборах депутатов райсовета в 1985 году в деревне Сюрбаево, куда был направлен райсоветом в качестве уполномоченного.
70.Хизбуллин Миндегалим.
71.Хисаметдинов Фассах.
72.Хужин Гарей. Вел размеренный образ жизни. Был немногословен.
73.Хуснуллин Зекерьян. Как и все мужчины-участники войны был спокойным, добродушным человеком. К односельчанам относился с уважением и любовью. Трудился на ферме.
74.Шагиев Габдельхай.
75.Шагиев Имаметдин.
76.Шарипов Габдрахман.
77.Шаяхметов Ямиль.
78.Юсупов Рахим.
79.Якупов Минниахмет.
80.Якупов Сагадей.
Мы всегда гордимся нашими воинами. И впредь будем бережно хранить добрую память о них. Жив сегодня только один из них – кавалер орденов Боевой Славы двух степеней – Ахтарьянов Гарифьян.
Сегодня украшением деревни является недавно построенная мечеть «Тагир». Мечеть строился с 2003 года по 2007 годы. Идейными вдохновителями строительства мечети в деревне Алагуз стали Зуфар Тагиров, Эдуард Баймухаметов, Хадиса Мирхайдарова. 12 августа 2003 года в деревню приехали муфтий Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Нурмухамет-хазрат Нигматуллин и другие уважаемые гости. В тот день, представляя мусульман республики, муфтий ДУМ Башкортостана Нурмухамет-хазрат Нигматуллин, мои односельчане Фатыхов Каниф, Тагиров Кави, Гильманов Рафиль, Хабибуллин Филат, Тагиров Зуфар, Ахмедьяров Рафис, Тагирова Резеда дали свое благословление на строительство мечети и заложили ее фундамент. После официального разрешения местных властей и разрешения муфтия Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Нурмухамет-хазрат Нигматуллин за строительство мечети взялись с желанием и уверенностью. Мечеть строился быстрыми темпами. Однако ощущался недостаток финансовых средств. Тогда инициаторы строительства обратились к односельчанам со следующим обращением:
«Уважаемый (ая)_______
Мы, Мирхайдарова Хадича Акрамовна, Тагиров Зуфар Кавиевич и Баймухаметов Эдуард Миржанович вышли с инициативой построить мечеть в родной деревне Алагузово. Уже имеется фундамент. Для строительства мечети нужна финансовая поддержка. С таким обращением мы обращаемся к выходцам из д. Алагузово и просим по возможности финансовой помощи. Размеры финансовой помощи зависят от ваших возможностей. Для этой цели в Кигинском районе в банке ОАО «Уралсиб» открыт счет…».
После этого обращения начался сбор спонсорских средств и пожертвований. Мирхайдарова Хадича Акрамовна, Тагиров Зуфар Кавиевич и Баймухаметов Эдуард Миржанович и в этом деле преуспели, были собраны значительные суммы денежных средств. Нужно выразить большую благодарность не только троице организаторов, но и их супругам, морально поддержавшим Хадичу, Зуфара и Эдуарда в этом благородном деле и оказавшим им своевременную активную морально-психологическую помощь в ходе всего строительства.
Крупными спонсорами строительства мечети выступили Тагиров Зуфар Кавыевич, Шайхутдинова Земфира Минибаевна, Хабибуллин Филат Сибагатович, Тагиров Барый Кавиевич, Баймухаметов Эдуард Миржанович, Султанов Фалистаф Ахмадуллович, Открытое акционерное общество «Газ-сервис» (генеральный директор – Крюков Николай Иванович, Крестьянско-фермерское хозяйство «Ик» (председатель – Тагиров Барый Кавиевич), Закрытое акционерное общество «Каучук» (генеральный директор – Абдуллин Анас Назипович) и другие[43]. Немалую сумму ассигнований внесли Магафуров Рим Гатиятович (Нижневартовск), Исламов Ильдар Альтафович (Уфа), Хафизова Зухра Кавиевна (Стерлитамак), Хафизова Гульямал Гареевна (Тюменская область), Хабибуллин Айдар (Москва), Байрамгулов Ильшат Зекерьянович, Гильманова Гульнафиса Рафильевна, Гильманов Ильфат Рафкатович (Республика Коми), Загитов Рашит Баймухаметович, Сахаутдинов Газизьян Тагирович (Челябинская область), Тагировы: Каюм, Зиля, Тагир (Уфа), Байрамов Рамиль (с. Майгаза Белокатайского района) супруги Губайдуллины Фаяз и Лилия (г. Стерлитамак), Общество с ограниченной ответственностью «Д-Люкс» (Уфа, директор – Батыршина Эльвира Альфировна), Кигинское ПУЖХ (с. Верхние Киги, директор – Мухамедьянов Руслан Янтимерович), Автошкола РОСТО Республики Башкортостан (г. Уфа, директор – Габбасов Фанис Карамович, заместитель директора – Басыров Талгат Гарабиевич) и т.д. В непосредственном строительстве приняли участие многие. Прорабом строительства стал Зуфар Кавыевич Тагиров. Ему постоянно помогали его братья Саммат и Барый и другие алагузы. В вывозе леса активно участвовали Шаихов Рауф, Тагиров Саммат, Рахимов Фаил, Хизбуллин Радис, Султанов Ильяс. Строительные материалы подвозили Галлямов Рафаиль, Хасанов Фанис. Периодические транспортные услуги оказывал Тагиров Барый. Кладку стен производили Шакиров Барый (Белокатайский район), Хизбуллин Миндивали (Алагуз). Им оказывали помощь в качестве подсобных рабочих многие жители деревни. Полы стелил Вахитов Миндулла, окнами и дверными проемами занимался Фатыхов Ильяс. На штукатурных работах себя проявили Рахматуллина Маулиха, Валеева Рафиля и Галиуллина Разиля. Манару ставили братья Фларит и Линар Сайфетдиновы. Огораживали территорию мечети работники Кигинского лесхоза. Аудиооформление мечети помог провести Гильманов Мударис. В строительстве мечети не жалели ни времени, ни энергии Тагиров Саммат, Шакиров Барый, Хизбуллин Миндивали, Фатыхов Ильяс, Сайфитов Ришат, Байрамов Данир, Рахматуллина Маулиха, Валеева Рафиля, Галиуллина Разиля, Валеев Ишбирде, Вахитов Миндулла, Казыев Ильшат, Исламов Даян, братья Фларит и Линар Сайфетдиновы, Тагиров Кавый Тагирович, Камалов Гарифулла, Кашапов Ишбирде, Тагиров Ирек, Байрамова Гатия, Гильманова Фания и многие другие.
Посильную помощь в виде строительных услуг в возведении мечети оказали алагузы: Ахмедьяров Рафис, Галиуллин Рашит, Зарипов Салават, Шаихов Рауф, Рамазанов Василь, Байрамов Рамиль, Миндияров Искан, Миндияров Лерон, Рахимов Фаил, Халилов Аптельян, Фаттахов Раян, Гильманов Хуснулла, Нуриев Рафкат, Рахимов Хаким, Рахимов Юсуп, Сайфитов Шамиль, Рахматуллина Рамзиля, Гильманова Фания, Ахмедьяров Алмаз, Хуснуллин Диас, Сайфетдинов Зайнетдин, Закиров Фаниль, Байрамов Айдар, Гильманов Гиндулла, Вахитов Рашит, Тасмангулов Дамир, Фатыхов Ильнур, Юмадилов Нургали, Сайфитов Галялетдин, Сайфитов Хайдар, Мирхайдаров Фанис, Султанов Ильяс, Латыпов Инсаф, Фатыхов Фларис, Исламов Ильнур, Хизбуллин Луптрахман, Закиров Хабулла, Хабибуллин Халим, Фассалов Рифат, Фатыхов Филат, Дутова Разиля, Яндурина Хамида, Исламова Гульсум, Гильманова Лейсан, Халилова Гульсима, Хизбуллина Зайтуна, Байрамова Альфия, Галиуллина Эльза, Закирова Земфира и другие люди. Именно благодаря сплоченности и взаимопомощи алагузы смогли создать такую прекрасную мечеть. Немаловажными, а даже существенным подспорьем были и финансовые вливания. Пожертвовали собственные средства и оказывали иную материальную помощь Хафизова Кинжабика, Хабибуллина Хадиса, Хизбуллина Зайтуна, Касымова Люция, Касымов Муллагали, Мирхайдарова Мнавара, Фатыхов Каниф, Юмадилов Жиангали, Самошкина Танзиля, Сабирьянова Венера, Миндиярова Назира, Ахмедьярова Айсылу, Гильманова Эльвира, Тагиров Кави, Тагирова Канифа, Байрамова Гатия, Закиров Хабулла, Закиров Наиль, Ахметшина Светлана, Кутдусова Фагиля, Нурыева Самсинур, Ахмадиева Фания, Кашапова Гарифа, Загидуллин Фарит, Сатлыков Гали (г.Уфа), Байрамгулова Миндебану, Хафизова Альфия, Сиражетдинов Султан (д. Кулбак), Гимадиева Фарзана, Фассахова Маулиза, Аминева Рафиса, Исламова Гульсум, Ахмерова Фарзана. Гирфанова Талия, Ахмерова Чулпан, Гильманов Рафиль, Гильманова Минсылу, Муллабаев Салават, Гильманов Гиндулла, Биктимерова Нафиса, Исламгулова Альфия, Халилова Гульсима, Миндиахметова Наркиза, Тагиров Саммат, Газимуллин Эдуард, Газимуллина Кифая, Сиражетдинова Гульямал, Хабибуллина Муфлиха, Тагирова Айгуль, Хабибуллин Радик, Тагирова Альмира, Якупова Гульфариза, Фаттахов Раян, Саляхов Зуфар, Зарипова Рита, Ахметова Ляля, Карп Эдуард, Фатыхов Роберт, Фатыхов Миндибай, Нуриев Миндиян, Сафин Радис, Рахматуллина Маулиха, Сахаутдинов Газизьян, Якупов Вакиль, Газимуллин Идарис, Хужин Ильяс, Аминев Сабир, Тагиров Франил, Тагирова Хадиса, Муллаянова Юлия, Аминев Миндулла, Рамазанов Зуфар, Рамазанов Василь, Баймухаметов Миндебай.12 июля 2007 года состоялось открытие мечети. Этот день запомнился многим.
Во-первых, тем, что красочно была оформлена праздничная площадь. Прекрасно было организована торговля. Были установлены добротные юрты. Звучали народные песни, национальная музыка. Но наибольшее впечатление оставляло радостные и одухотворенные лица людей. Ведь после векового своего отсутствия на землю алагузов вернулся иман и конечно этому были рады стар и млад. Участвовали на открытии мечети алагузы, муфтий Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Нурмухамет-хазрат Нигматуллин, заместитель главы Администрации Орджоникидзевского района городского района город Уфа Каюм Кавыевич Тагиров, представители Администрации Кигинского района, местного сельского совета, другие официальные лица, гости со всех уголков России и Башкортостана, из соседних районов и сел. Вступительным словом выступил муфтий Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Нурмухамет-хазрат Нигматуллин и поздравил алагузов с большим праздником. Далее выступил от имени алагузов Зуфар Кавыевич Тагиров. Он поблагодарил всех тех, кто принял активное участие в строительстве мечети и пожелал им всяческих успехов. Затем участники торжеств, перерезав праздничную ленту, открыли мечеть и внесли в нее ценные подарки. Праздничную молитву прочитал муфтий Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Нурмухамет-хазрат Нигматуллин. Продолжил намаз имам-хатыб деревни Алагуз Ильшат Валеев. Торжества продолжились концертом участников художественной самодеятельности Алагузовского и Абзаевского сельских домов культуры. Во-вторых, одновременно проводились шежэре-байрамы нескольких алагузских родов, спортивные соревнования, башкирские национальные игры. Руководство крестьянско-фермерского хозяйства позаботилось и об угощении всех участников праздника. В честь открытия мечети оно организовало сугум и угостило всех вкусным бишбармаком. Мне запомнился и завершающий аккорд праздника. В этот день как будто Всевышний увидел радость людей и подарил им обильную летнюю дождь. Под прекрасным впечатлением этого праздника я находился весьма долго. Открытие мечети в моей родной деревне оставило неизгладимые, неповторимые чувства в каждом из нас.
В августе 2007 года прошло общее собрание граждан деревни Алагузово. Собрание решило:
1) образовать местную мусульманскую организацию деревни Алагуз в составе десяти человек: Валиева Ильшата, Тагирова Кавия, Миндиярова Искандара, Мирхайдаровой Мунавары, Гильмановой Галимы, Тагирова Зуфара, Закировой Земфиры, Исламгуловой Альфии, Миндиахметовой Наркизы, Хабибуллиной Хадисы.
2) назвать организацию и мечеть именем Тагира, отца Кавия Тагирова Тагировича.
На основании этого решения Духовное управление мусульман Республики Башкортостан 25 октября 2007 года зарегистрировало местную мусульманскую организацию деревни Алагуз и подтвердило, что организация находится в каноническом подчинении Духовного управления мусульман Республики Башкортостан. В реестр ДУМ РБ внесен под №320. Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан Министерства Юстиции Российской Федерации зарегистрировала местную религиозную организацию мечеть «Тагир» деревни Алагузово Кигинского района 29 ноября 2007 года за № 001479. Таким образом, юридический статус организации установлен в конце 2007 года[44]. Практически с того года мечеть продолжает функционировать. Успешной его деятельности скоро будет 3 года.
Алагуз – это одна из крупных деревень, хорошо известная населению северо-восточного региона Башкортостана. Она продолжает развиваться. Алагуз хорошо известная деревня своими выходцами.
Алтынбай – один из руководителей независимого государственного образования башкир в северо-восточном регионе башкирского края (1560-1610 годы). Он участвовал в процессе добровольного вхождения дуванских, айских, катайских объединений башкир в русское государство.
Бакын Киекчин – один из знаменитых алагузов. Был известным в округе идеологом национально-освободительного движения башкир. Непосредственно участвовал в подготовке зауральских башкир к восстанию. Бакын – авторитетный старшина Дуванской волости, сторонник строительства городов в нашем регионе. Его имя было хорошо известно в башкирском крае.
Алагуз Бакынов – сильный старшина, хороший организатор. Был одним из сподвижников Салавата Юлаева. Участвовал в штурме Красноуфимска, Кунгура.
Кабыл Алагузин – старшина, вместе с отцом участвовал в гражданской войне 1773-1774 годов. После войны вел активную работу по восстановлению разрушенных хозяйств. Установил тесные связи с уфимским купечеством.
Шарип Иралин родился в 1802 году. Женился в 14 лет. Отслужил в царской армии 10 лет. Вернулся в звании хорунжего. Имел 4 жен, воспитал 10 сыновей.
Что собой представляет сегодня деревня Алагуз?
Каковы перспективы ее развития?
Рассмотрим эту проблему подробнее.
а) Вопросы экономики и собственности.
Вопросы собственности не получили широкого развития. Практически жители деревни замкнулись на приусадебном хозяйстве. В основном они занимаются разведением скота, выращиванием картофеля. Доход они в основном получают от этих видов деятельности. К сожалению, в деревне богатых людей нет, имеются алагузы средней руки. В будущем следует воспитать поколение алагузов, которые смогли бы полнее использовать потенциал богатства земель, лесов, вод Алагуза. Например, можно развивать рыболовство. Неплохие доходы может принести коневодство. Также положительные результаты может дать разведение ценных пород зверей, как норька, куница, хорек и т.д. Перспективным является открытие предприятия по изготовлению сувениров из дерева и камня (материала для этого предостаточно). Следовало бы развивать и народные промыслы. На развитие деревни сыграло бы организация туристической базы. Это можно организовать вблизи Кисеика или в Сапонском. Для женщин неплохо бы создать швейный цех или тому подобное.
Как уже писал ранее, вопросы собственности решены плохо. Необходимо сохранить за алагузами не только земли, которые входят сейчас, а следует вернуть и земли, отошедшие от Алагуза после революции 1917 года. Необходимо алагузам вернуть земли, отобранные у их прадедов в царское время переселенцами в начале XX века.
Все это должно быть закреплено на юридическом и экономическом уровне. Тогда можно и говорить о позитивном будущем деревни и моих односельчанах.
Сегодня следует разработать перспективный план развития Алагуза, учитываюший современные социально-экономические реалии Башкортостана, России. Нам нужно сохранить этот уникальный памятник – деревню Алагуз – для наших потомков. План должен быть комплексным. В первую очередь в него следует заложить народно-философские вещи. Должна быть идеология генезиса. Эта идеология должна объединять алагузов, воспитывать истинных патриотов. Каждый алагуз не только должен гордиться своей колыбелью, но и неустанно вносить свою долю на развитие родного края как материально, так и морально. Можешь написать роман или поэму, восхваляющий Алагуз, читаемый и пользующийся популярностью среди населения. Можешь построить музей в родной деревне и за это никто тебя не осудить, а наоборот, люди только похвалять и поблагодарять за прекрасные позывы твоей души. Можешь открыть собственное дело – например, организовать выращивание овощей в тепличных условиях. Можешь достичь успехов в науке, спорте, образовании, медицине, экономике и т.д. Такой-то мастер спорта по такому-то виду, выходец из деревни Алагуз, занял такое-то место в Башкортостане или России. И звучит прекрасно, и памятно для всех. Можешь построить себе хороший дом или летник, сарай, баню, разбить сад и т.д. и все будут радоваться за это. И конечно, в эту работу, по новому обустройству и обновлению должны быть включены не только все выходцы деревни, но и те, кто связал свою судьбу с этим прекрасным уголком страны дуванцев. Не возбраняется привлечение к этому делу и других людей, искренне заинтересованных в расцвете деревни. Однако никто, кроме алагузов, «сильно» не будет думать о будущем деревни. Только сами алагузы способны и должны обустраивать свою любимую малую родину. Не алагузам мы являемся только пятым колесом в тележке.
б) Вопросы идеологии
Идеология алагузов не должна быть фанатичной. Как говорил Ахметзаки – Валиди: «Мы ни белые, ни красные – мы башкиры». Мы можем следовать этому лозунгу. Нам не надо быть ни фанатиком – мусулманином, ни воинственным атеистом, а надо быть в меру демократом, в меру гуманистом, в меру толерантным патриотом, быть реалистом и верить культурному достоянию своих предков. Сохранение и развитие позитивной культуры предков и современных достижений в этой области моих односельчан – должна стать общей идеологией алагузов.
в) Вопросы культуры
Культура является самым мощным средством развития и государства, и общества, и этноса, и сообщества, и каждой личности. Если идеология рассчитана на определенный период времени, то культура остается более консервативным в продолжительный промежуток времени. Если идеология со временем может измениться на противоположное мировоззрение, то культура продолжает оставаться раритетом и не теряет свои качественные стороны. Именно поэтому в сегодняшнем мире определяющим импульсом генезиса любой цивилизации становится культура. Насколько мощен и крепок культурный потенциал народа, настолько устойчиво его будущее и будущее его потомков. Мы входим в этнос башкир. Но это нам пока ничего сверхестественного не дало. Мы одновременно и дуванцы. Но эта наша сообщность тоже не ощутима. Чувство солидарности у моих прадедов и прабабушек, как дуванцев, было «истреблено» в период их вхождения в иное культурное пространство. А когда оно было задвинуто в дальний уголок истории несколькими чудовищными революционными событиями, чуть не потеряло даже своей понятийной характеристики. После таких потрясений вряд ли в короткие сроки можно анимировать дуванскую сообщность. Пройдут годы, десятилетия и только тогда новое поколение дуванцев поймут, каким лихим этносом были их предки. И стоило ли оставаться им в башкирской общности в конце XVI века. Велика была вероятность появления нового этноса – дуванцев, имевшие в то время и свою государственность, и свою экономику, и свою свободную культуру, философию и идеологию.
Сегодня чувство солидарности необходимо реанимировать на уровне сообщности односельчан, где все еще живуче культурные традиции, сохранился специфический взгляд на мир и окружающую среду. Современная культура алагузов не должна ограничиваться только познанием литературы, поэзии, театра, балета, музыки и танца, она должна быть транслирована шире, как подобает «истинной» культуре, во всех ипостасях, комплексно и всеобъемлеюще, как часть и экономической деятельности, как часть политической работы, так и продукт социальной жизнедеятельности человека. Для подрастающего поколения это может сделать семья, школа и этническое сообщество. Мы должны возродить лучшие достижения моих сельчан как хороших певцов, танцоров, исполнителей. Мы должны возродить былое, алагузы были не только хорошие исполнители народных песен и кубаиров, искусными танцорами, они были в то же время прекрасными тружениками, воинами, созидателями и творцами. Именно в таком ракурсе нужно рассматривать культуру в современнорй ее интерпретации. С такой точки зрения следует рассматривать и перспективы развития культуры прекрасного уголка в мире – Алагуз.
г) Вопросы образования
Образование и спорт входят в общее понятие культуры. Мы, понимая их стратегическую важность, рассмотрим каждый из них в отдельности. Образование было и остается стратегическим ресурсом каждого этноса и егоэтнической группы. Кто овладевает современной наукой, техникой, технологией, тот и стоит в авангарде цивилизационного развития всего мира.
Следовательно, алагузам необходимо не только не потерять способность к овладению современными инновационными технологиями, но желательно в ближайщем будущем одному, другому стать участником создания новых технологий и инноваций. Для этого нужно овладеть азами науки. А это делается в школе. Школа должна быть преобразована. Она должна иметь новый облик, новое содержание. Школа должна воспитать умных, всезнающих и всепонимающих интеллектов. Школа должна иметь кадры, способные привить детям эти знания и умения. Кадры желательно иметь собственные. Но пока их нет. Нужно воспитать поколение, которое возмет на себя в перспективе тяжелое бремя – воспитание эрудитов и патриотов. Эту задачу можно решить на уровне республиканских общеобразовательных учреждений, где можно обучить юных алагузов. Конечно, решение кадрового вопроса для одной школы – простая задача, но она требует больше внимания и затрат энергии, чем при решении концептуальных задач. Только тогда станет возможным развитие всей системы образования и как следствие создание условий для выращивания профессионалов высокого уровня, что и позволит затем гордиться созданной сферой обучения и воспитания школьников. Генетический потенциал в Алагузе имеется. Это доказал доктор технических наук, профессор Сафа Ахметов. Его научные труды сегодня являются настольной книгой и российского нефтяника и любого другого зарубежного нефтепромышленника. Мухаметхай Ахметов, наш односельчанин, одним из первых изучил и доказал родство современной башкирской литературы и литературных памятников орхоно-енисейской культуры. Тагирова Зульфира доказала, что алагузы лучше и тоньше чувствуют утонченность и внутренную красоту башкирского языка и башкирской речи, чем представители других этнических групп башкир. Именно поэтому она стала обладателем Гран-при республиканского конкурса «Урал-батыр». За достигнутые успехи в изучении родного языка и отличные знания в башкирской фольклористике в ноябре 2009 года она награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.
Все они раскрылись в Алагузовской школе и развили свой талант в других образовательных учреждениях.
Алагузовскую школу успешно завершили, а затем получили высшую квалификацию специалиста следующие мои односельчане.
1.Байрамгулова Хусни. Для многих из нас неизвестно ее имя. Она является представителем одной из ветви генеалогического древа Киекчи. Закончила Месягутовский педагогическое училище. В 30-е годы XX века работала в аппарате Башкирского областного комитета комсомола.
2.Валеева Гульсум. Закончила Месягутовский педагогическое училище, затем Казанский Восточный институт по специальности «математика». Работала учителем математики. Отличалась природной скромностью, умением говорить и убеждать своего собеседника. Воспитала прекрасных детей. Фрат Фаритович Валеев в последние годы жизни возглавлял крупнейший отечественный завод «Ижмаш». Он был удостоен высокого звания «Заслуженный металлург России». Ее дети Юнир Фаритович Валеев, Венера Фаритовна Валеева посвятили себя медицине. Являются «Заслуженными работниками здравоохранения Республики Башкортостан». По стопам матери, Венеры Фаритовны, пошли ее дочери Гульнара и Гульназира. Недавно они стали профессорами престижных медицинских учебных заведений сферы высшего образования Росийской Федерации.