Вклад отечественных экономистов в науку о налогах
В России серьезная полемика по вопросам теории налогов велась до Октябрьской революции 1917 г. и в основном касалась сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Таких ученых-экономистов, как Н. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов,труды которых стали неоценимым вкладом в теорию налогов, по праву можно отнести к классикам отечественной экономической науки.
И.Х. Озеров
Озеров Иван Христофорович (1869 - год смерти не установлен) - крупный российский экономист, заведующий кафедрой финансового права в Московском университете. Основные работы: "Организация подоходного обложения в Англии и критический анализ его" (1898), "Главнейшие течения в развитии прямого обложения в Германии" (1899), "Основы финансовой науки" (1909).
Глубоко и всесторонне исследовав налоговые системы зарубежных стран, Озеров на примере народного хозяйства России выработал серьезные предложения по совершенствованию налоговой системы. Важно подчеркнуть, что он использовал не только теоретические наработки предшествуюпщх авторов, но и обширный статистический материал по экономике не только России, но и зарубежных стран. Рассмотрев соотношение доходов и расходов бюджета, он критиковал использование правительством таких источников государственных доходов, как акцизы, винная монополия, другие государственные регалии. Был сторонником ужесточения контроля за рациональным расходованием бюджетных средств.
.Ю. Витте
Крупный вклад в развитие теории налогов и их практическую реализацию внес Витте Сергей Юльевич (1849-1915) российский государственный деятель, министр финансов с 1892 г. Наиболее полно и систематизировано взгляды С.Ю. Витте на развитие налогов отражены в "Конспекте лекций о народном и государственном хозяйстве".
А.А. Исаев
Большая роль в систематизации теоретических проблем налогообложения принадлежит Исаеву Андрею Алексеевичу (1851-1924) - экономисту и финансисту, стороннику классической теории политической экономии. Главные интересы А. А. Исаева лежали в области описательной экономики и экономической политики. Основные работы -"Начала политической экономии" (1908), "Очерк теории и политики налогов" (1887). В "Очерках теории и политики налогов" подробно анализируются теоретические основы налогов, проблемы справедливости в налогообложении, налоги и проблемы воспроизводства, налоги как целостная система, начала управления налогами.
И.И. Янжул
Янжул Иван Иванович (1846-1914) - русский экономист и статистик, профессор Московского университета, академик. Был сторонником "государственного социализма", отмечая в своих публикациях, что вмешательство государства в экономику, прежде всего через таможенную и налоговую политику, означает осуществление социализма. Главный труд "Основные начала финансовой науки" (1890). В нем затронуты основные аспекты финансовой науки, раскрыта сущность налогов, особенности налоговой системы России.
42. Сущность и виды (модели) налоговой политики.
Положение налогового права служат отправным моментом в осуществлении налоговой политики. Налоговая политика — комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей. Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлением налоговой политики. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:
Первый тип — высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.
Второй тип налоговой политики — низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.
Третий тип — налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.
43. Система налогов и система налогообложения.
Налоговая система- совокупность эл-тов, когда при отсутствии хотя бы одного система не функционирует.
-основанное на законах единство эл-тов, находящихся в взаимосвязи и единозависимости.
Принципы налоговой системы:
1)обязательность, 2)справедливость, 3)определенность.
Система налогообложения – совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.
Основы действующей в настоящее время системы налогообложения Российской Федерации были заложены в 1992 году.
Налоговая система состоит из:
1)законодательной базы, конституции, решений конституционного суда РФ, международных соглашениях, фед.законов первого уровня и второго, подзаконных актов, решений арбитражного суда.
2)налогоплательщик
3)налоговая администрация (президент, федеральное собрание, правительство, ФНС, законодательные органов субъектов) – учет плательщиков, нал. Базы, объектов нал. Обложения, контроль НБ, ставки, льгот, декларации, исчисления налога, своевременность уплаты.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные (обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации), региональные(обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации) и местные(обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований).
44. Налоговый механизм, налоговый контроль.
Налоговая политика на практике осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением.
На макроуровне налоговый механизм реализуется посредством государственного налогового администрирования и регулирования.
Налоговое администрированиезаключается в реализации комплекса мер по непосредственному управлению созданной налоговой системой. Налоговое администрирование направлено на решение задач по обеспечению состояния правопорядка в налоговой сфере, контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также по профилактике, выявлению, раскрытию, расследованию фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществлению мер по возмещению ущерба, нанесенного государству в подобных случаях.
Налоговое регулирование—это совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет понижения или повышения общего уровня налогообложения, разнообразных специальных налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах или регионах.
На микроуровне важным компонентом налогового механизма становится налоговый менеджмент, реализуемый усилиями налогоплательщиков.
Налоговый менеджментозначает:
— систему управления налоговыми обязательствами и выплатами налогоплательщика, а также ресурсами, составляющими его налогооблагаемую базу;
— деятельность налогоплательщика, направленную на повышение эффективности его взаимодействия с государственным механизмом налогообложения.
Существует три базовых компонента налогового менеджмента: налоговая логистика; налоговая оптимизация; налоговая минимизация. Каждый из них является разновидностью налогового менеджмента и имеет свои особенности.
Налоговая логистика— это деятельность, заключающаяся в управлении ресурсами налогоплательщика для достижения приемлемых размеров налоговых выплат. Цель налоговой логистики — первоначальная организация определенного направления деятельности налогоплательщика, с тем чтобы легальными путями достичь того уровня налоговых выплат, при котором реализуемый проект или осуществляемая операция останутся экономически целесообразными.
Налоговая оптимизация— вид деятельности, осуществляемый путем оптимизации схемы, порядка, размера, сроков (периодов) налоговых и других обязательных выплат в бюджеты различных уровней с целью создания наиболее благоприятной модели исполнения налогоплательщиком своих налоговых обязательств.
Налоговая минимизация— это любые целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему в максимальной степени уменьшить обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов и других платежей. Ее целью является максимальное снижение издержек, связанных с уплатой налоговых отчислений.
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
Государственный налоговый учет в России осуществляется путем:
—учета лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства;
—учет объектов налогообложения.
Основными методами государственного налогового учета являются:
— постановка на учет;
— внесение изменений в учетные данные;
— снятие с учета.
45. Налоговое администрирование, как система управления
налоговыми отношениями.
Налоговое администрирование – установленная законом, практикой или обычаями система управления налоговым процессом со стороны государства и его органов.
Под налоговым администрированием также понимается динамическая развивающаяся система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики.
Основными элементами налогового администрирования являются: структура и иерархия налоговых органов; права и обязанности налоговых органов; порядок сбора, обработки и проверки налоговой отчётности; предоставление налоговых льгот и применение налоговых санкций; ведение и обобщение налоговой статистики; регулирование налоговых отношений с другими странами.
Налоговое администрирование может проводиться как с помощью методов силового (административного) принуждения – угроз применения штрафов, ареста банковских счетов, другого имущества налогоплательщика, ограничения его действий, свободы передвижения и т.д., так и путём заключения соглашений с налогоплательщиками по тем или иным вопросам (ведение отчётности, использование налоговых льгот, уплаты налога и т.д.).
В последнее время всё более распространённым методом налогового администрирования становится метод регулирования альтернатив – предоставление налогоплательщикам свободы выбора между разрешёнными законом разными вариантами юридической формы ведения его деятельности, порядка ведения и составления учёта и отчётности, способа исполнения обязательства по уплате налога, применением и распределением налоговых льгот и т.д.. В некоторых странах декларируется переход в налоговом администрировании от преимущественно принудительных, силовых методах к отношениям сотрудничества (дружеского партнёрства) с налогоплательщиками.
Наконец, особой сферой налогового администрирования является международное сотрудничество налоговых органов разных стран в различных формах – от разовых или периодических консультаций и взаимного обмена информацией об изменениях налогового законодательства до заключения долгосрочных налоговых соглашений и перехода к полномасштабной налоговой гармонизации.
46. Налогообложение в государствах античности.
В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима платили как государственные, так и местные налоги.
В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима взимались постоянно.
Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции, жители которых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. При этом единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация часто сохраняла местную систему налогов. Изменялось лишь ее направление и использование.
Длительное время в рим. провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла должным образом контролировать. Результатом была коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н.э.
Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства, в том числе и налоговая реформа , были одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63г. до н.э. -14 г. н.э.). Была значительно сокращена практика откупов, переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведена перепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной (т.е. опиралась на предшествующие результаты)
Основным налогом в Др. Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог на наследство и т.д.)
Уже в Др. Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, т.к. население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда урбанизации.
Многие хозяйственные традиции Др. Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги : на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской импер. Наоборот, чрезмерное налоговое бремя имело своим последствием сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.
47. Налоги в древней Руси. Система сбора дани.
Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. - в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Сбор князьями налогов осуществлялся весной и зимой, когда князь и его войско отдыхали от походов. Дань взималась двумя способами: "повозом", когда она привозилась к князю, и "полюдьем", когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя. Со временем дань стала систематическим прямым налогом, усложнилась система и способы ее взимания.
Основные подати на Руси формировались за счет данных и оброчных денег. Под данными деньгами, или данью, понимались разные прямые налоги, которые ложились на податное население и взимались по числу сох, значившихся по писцовым книгам. Совокупность податей, платимых по общей раскладке, составляла тягло, и люди, подлежащие таким платежам, назывались тяглыми.
Для определения окладов податей и их раскладки использовались различные единицы обложения. Под податями подразумевались не только денежные платежи и натуральные сборы, но и личные повинности. Распределение податей осуществлялось совместно правительством и обществом, то есть учитывались два момента: правительственный оклад (определение податных хозяйств, финансовые возможности плательщиков) и мирская раскладка (распределение подати между плательщиками в соответствии с хозяйственным благосостоянием). Развод представлял собой раздробление предполагаемой суммы средств, подлежащих сбору, а разруб - дальнейшее раздробление первоначальных окладов (мирская раскладка, размет).
Раскладка и взимание податей производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно "по достатку", для чего составлялись так называемые окладные книги.
Помимо прямого налогообложения на Руси существовало и налогообложение косвенное, которое существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так, существовали пошлины за провоз товаров через горные заставы, пошлины за право иметь склады или за право устраивать рынки, судебная пошлина "вира" взималась за убийство, "продажа" - за прочие преступления.
48.. Сбор «выхода» в период татаро-монгольского ига.
В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257-59 гг. монгольскими "численниками". Единицами обложения были: в городах - двор, в сельской местности - хозяйство. Известно 14 видов "ордынских тягостей": "выход" ("царева дань"), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы ("мыт", "тамка"); извозные повинности ("ям", "подводы"); взносы на содержание монгольских послов ("корм") и др.
Первоначально сбором податей занимались сами ордынцы через своих фискальных чиновников баскаков. Затем функции по сбору и контролю за исполнением повинностей были переданы князьям, которым передавался Ханский Ярлык. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее Великому князю для отправления в Орду.
Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота. Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами.
Существование монголо-татарского ига делало невозможным взимание прямых налогов в казну самого Русского государства. Главным источником внутренних доходов стали различные пошлины. Например, деньга - пошлина с воза, торговая пошлина - за право торговли, гостиная пошлина, пошлина с клеймения лошадей, медовая, пошлина с браков и т.д.
49. «Посошная» система налогообложения при Иване Ш.
Иван III в 1480 г. после освобождения от монголо-татарской зависимости ввел первые русские прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. В последующем Иваном III были установлены налоги ямские, пищальные (для производства пушек), сборы на городовое и засечное дело (на строительство укреплений на границах).
Для определения размера налогов служило "сошное письмо". Оно предусматривало измерение земельных площадей, после чего осуществлялся перевод полученных данных в условные податные единицы "сохи" и определение на этой основе налогов. Размер "сохи" в различных местах был неодинаков и зависел от области, качества почвы.
Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обусловливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальные - для литья пушек, полоняничные - для выкупа ратных людей, засечные - для строительства засек (укреплений на южных границах), стрелецкая подать - на создание регулярной армии и т.д.
Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.
50. Совершенствование системы сбора налогов в эпоху Ивана Грозного.
После Ивана III реформу налоговой системы продолжил Иван Грозный (1530-1584), который начал изменять саму систему сбора налогов. При Иване Грозном многие натуральные повинности были заменены денежным оброком, а в промышленных местах раскладка податей стала производиться "по животам и промыслам".
Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен "ясаком" - меховой или пушной данью. Земледельцы в ходе реформ Ивана IV были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги.
Кроме прямых податей и оброка при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Так, например, существовала стрелецкая подать для создания регулярной армии и "полоняничные" деньги - для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и т.д.
51. Подворная система налогообложения.
Во второй половине XVII века власти в России перешли к подворному прямому налогообложению, так как посошное обложение, то есть взимание налогов с распаханной земли, привело к тому, что крестьяне стали сокращать пахотные площади. Подворное налогообложение, в свою очередь, заставило землевладельцев и крестьян объединять несколько крестьянских дворов в один, оставляя для прохода одни ворота, а все остальные загораживая заборами. Это прекратилось только после перехода в 1725 году к подушному налогообложению
При Федоре Алексеевиче были предприняты реформы в области внутреннего управления. С целью упорядочить, упростить взимание налогов в 1676 г. по всему государству провели общую перепись населения, а в1679 году ввели новое обложение - налоги стали брать не с земли, а с каждого двора.