Понятие и классификация юридических (фактических) составов
Сложные юридические факты не следует смешивать с юридическим составом.
Фактический состав - это система юридических фактов необходимых для наступления правовых последствий - возникновения, прекращения и изменения п\о. Пример: для призыва гражданина на действительную военную службу необходимо наличие российского гражданства, достижение установленного в законе возраста, наличие необходимого состояния здоровья, отсутствие установленного законом права на отсрочку. Совокупность указанных фактических обстоятельств (плюс сам акт призыва) порождают для гражданина комплекс прав и обязанностей, связанных с прохождением действительной военной службы. От сложного юридического факта фактический состав отличается тем, что состоит из разных юридических фактов. Если сложный юридический факт - это сложное многоаспектное(но целостное) явление, то фактический состав - это система (комплекс) явлений. В ряде случаев для юридической полноценности фактического состава необходимо не только наличие всех элементов - юридических фактов, но и соблюдение определенного порядка их накопления в фактическом составе.
Классификация фактических составов:
1. Правообразующие, правопрекращающие, правоизменяющие. Правовые последствия связанные с фактической предпосылкой могут выражаться в создании, изменении, прекращении п\о. Такая классификация распространяется на фактические предпосылки и относительных, и абсолютных, и общерегулятивных п\о.
2. Однородные и комплесные составы. (1- составы одной отрасли, 2- обединенные юридические факты из различных отраслей).
3. Завершенные и незавершенные.( 1- такие, в которых процесс накопления закончен и в результате юридическее последствия наступили; 2-отсутствуют один или несколько элементов).
4. По критерию структурной сложности:
а) составы с независимым накоплением элементов - для возникновения правовых последствий требуется одновременное существование всех элементов. Порядок накопления не имеет значения,
б) составы с последовательным накоплением элементов, т. е. при нарушении порядка накопления влечет юридическую недействительность данного фактического состава;
в) составы построенные с использованием различных структурных принципов (пример: независимого, последовательного накопления).
5. По волеизъявлению. Эту группу составов можно назвать «активной», они связаны с индивидуальным волеизъявлением.
а) фактические составы, включающие 1 или несколько волеизъявлений субъектов - физических или юридических лиц;
б) фактические составы, содержащие 1 или несколько властных волеизъявлений должностных лиц или компетентных государственных органов;
в) сочетание властных и невластных волеизъявлений других субъектов права;
г) фактические составы со сводным волеизъявлением субъектов - где субъект вправе проявить и не проявить свою волю;
д) фактические составы с ограниченной свободой волизъявления; субъекту предоставлено право или проявить свою волю или не проявить.
6. Составы с элементом – конкретизатором. Этот элемент - решение дела, органа управления, акты иных органов:
1) по направлению конкретизации:
а) конкретизация фактической предпосылки (гипотезы нормы);
б) конкретизация фактических последствий (конкретизация диспозиции или санкции);
в) конкретизация и фактических предпосылок и фактических последствий (одновременно и гипотезу и диспозицию(санкцию).
2) по объему:
а) с альтернативной конкретизацией имеют место в тех случаях, когда соответствующий субъект выбирает один из нескольких указанных нормой вариантов фактической предпосылки;
б) с факультативной конкретизацией - один из возможных вариантов предусмотрен как основной, а другие реализуются в порядке исполнения;
в) с ситуационной конкретизацией - конкретизация производится в соответствии с обстоятельствами дела, учетом конкретной ситуации.
7. Составы с элементом п\о. Т. е. когда при определённых условиях факт существования(отсутствия) п\о может выступать и в качестве элемента фактического состава. Пример: факт прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был выдан трудовой надел, вызывает прекращение права пользования земельным участком; прекращ п\о явяется элементом прекращения фактического состава.
Понятие нормы права
Норма права—это исходящее от государства и охраняемое им общеобязательное формально-определенное правило поведения, являющееся государственным регулятором общественных отношений(Байтин). Особая разновидность социальных норм, наиболее развитая, выражающая высшую нормативность права.
Признаки норм права:
1) государственно-властный характер (исходит от государства- санкционирование либо правотворчество - признано государством, выражает его волю, представляет его и опирается на него;
2) формальная определенность (правило, отграниченное от принципа): она издается или санкционируется государством в установленной или признаваемой им форме, имеет структуру;
3) поддерживается принудительной силой государства;
4) государственный регулятор общественных отношений;
5) устанавливается, изменяет, отменяется в порядке, официально установленном государством;
6) содержат четкое описание внешних границ человеческого поведения;
7) имеют ясно обозначенную санкцию за их нарушение;
8) типовой масштаб, распространяется на всех участников общественных отношений данного вида (в отличие от индивидуальных властных предписаний «однократного действия»).
Другой вариант ответа.Следует иметь в виду, что наряду с термином «норма права» используются такие термины, как «юридическая норма», «правовая норма». Все они обозначают одно и то же. Норма права — это первичная, элементарная часть права. Нормы права — это те «кирпичики», из которых складывается все здание права. Нормам права присуши все признаки социальных норм. Кроме того, они обладают своими специфическими признаками, которые отличают их от иных социальных норм.
Норма права — это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения.
Итак, норма права — это прежде всего правило поведения, которое:
а) является социально-волевым правилом поведения. В нем выражено веление, воля государства. Оно обращено к сознанию, воле адресатов, субъектов права. Прежде чем реализоваться, это правило должно пройти через сознание и волю своих адресатов, т. е. должно быть осознано, воспринято адресатом нормы и оказать влияние на его волю, склонить адресата к поведению согласно требованию нормы;
б) норма права — это общеобязательное правило поведения. Это значит, что норма права носит общий характер, относится не к конкретному субъекту, а ко всем гражданам государства или к определенному их кругу. Это значит, что норма права является обязательной для всех, к кому она адресована. Субъективное отношение к норме права ее адресатов нелишает норму общеобязательности. Адресаты нормы могут оценивать ее отрицательно, считать ее несправедливой, неэффективной и т.д. Однако такая оценка не колеблет общебязательности нормы права, она и при таком отношении должна соблюдаться;
в) норма права — это регулятор общественных отношений, которые проявляются в поведении, в действиях людей. Нормы права регулируют отношения путем предоставления своим адресатам, субъектам права, юридических прав и возложения на них юридических обязанностей;
г) нормы права — формально определенные правила поведения. Формальная определенность норм состоит в том, что они точно, четко, определенно описывают обстоятельства, на которые они распространяются, четко и определенно фиксируют юридические последствия, т. е. права и обязанности адресатов, которые наступают при обстоятельствах, указанных в норме. Определенности содержания норм права способствует их четкое формулирование в строго определенных источниках — нормативных актах, прецедентах и др. Формальная определенность норм права способствует определенности, ясности правового положения субъектов права, определенности, устойчивости их отношений, в конечном счете четкой урегулированности всей системы отношений, складывающихся в обществе;
д) принудительность норм права — наиболее специфическое их свойство (признак), отличающее эти нормы от иных социальных норм. Оно состоит в том, что соблюдение норм права обеспечивается возможностью государственного принуждения, причем не любого принуждения со стороны государства, а принуждения правового, т. е. такого, которое предусмотрено в самих нормах права, порядок применения которого регламентируется самим правом (процессуальными нормами права). Принуждение в нормах права выступает как возможное, потенциальное, рассчитанное на случаи неисполнения, нарушения норм права. Свою реальность оно обретает только в конкретных ситуациях их нарушения. Подавляющее большинство норм права соблюдаются, исполняются добровольно, с осознанием необходимости их соблюдения в силу их целесообразности, справедливости. Однако принуждение в виде его возможности всегда стоит «за спиной» норм права