Автоматизированная информационная система «Налог»

Для осуществления необходимых функций в системе управле­ния налоговыми органами создана автоматизированная информа­ционная система «Налог».

Автоматизированная информационная система (АИС) «Налог» представляет собой форму организационного управления налоговыми органами на базе новых средств и методов обработки данных, исполь­зования новых информационных технологий. АИС «Налог» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность и своевременность принимаемых решений, снизить трудо­емкость и рационализировать управленческую деятельность налого­вых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информа­ционных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» можно сформулировать следую­щим образом:

- повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений;

- совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов;

- обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;

- повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового за­конодательства;

- улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета;

- получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет;

- анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;

- информирование администрации различных уровней о по­ступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.

- сокращение объема бумажного документооборота.

Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связано с использованием и анализом больших объемов информации, ко­торая представлена в основном на бумажных носителях — доку­ментах. В отчетные периоды документооборот в территориальных инспекциях крупных районов и городов может достигать десятков тысяч документов ежедневно. Многовариантная, сложная обработка этой документации невозможна без использования современных передовых технологий, базирующихся на использовании компью­терной техники.

Автоматизированные информационные системы реализуют со­ответствующие информационные технологии. Автоматизированная информационная технология (АЛТ) в налоговой системе — это совокуп­ность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информацион­ного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Информационными ресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хра­нения и обмена между источниками и потребителями информации.

Одной из приоритетных задач налоговых органов является ин­форматизация, которая предполагает использование информацион­ных технологий и создание информационных систем.

Структура АИС налоговой службы, как и структура самих нало­говых органов, является многоуровневой. Существующая в стране система налоговой службы состоит из большого числа элементов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внутрен­ними и внешними связями. Для нормального функционирования системы осуществляется управление как отдельными элементами (инспекциями), так и системой в целом. В налоговой системе про­цесс управления является процессом информационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей и СППР (Системы поддержки принятия решений).

СППР является информационной системой для обслуживания руководящего звена налоговых органов и рассчитана на аналити­ческую и прогнозную работу руководителей в режиме реального времени.

Функциональная часть отражает предметную область, содержа­тельную направленность АИС. В зависимости от функций, выпол­няемых налоговыми органами, в функциональной части выделяют­ся подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, которую должна обеспечить функ­ция управления. В комплексе задач используются различные пер­вичные документы и составляется ряд выходных документов на ос­нове взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нормативных документах и инструкциях. В состав каждого комплекса входят отдельные зада­чи. Задача характеризуется логически взаимосвязанными выходны­ми документами, получаемыми на основе единых исходных данных.

Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в сис­теме налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение представляет собой совокупность тех­нических средств обработки информации, основу которых состав­ляют компьютеры различной мощности и быстродействия, а также средства, позволяющие передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых ор­ганов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разно­образных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налого­выми органами.

Автоматизированная информационная система налоговой служ­бы относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подоб­ной системе, предъявляется ряд требований: достижение целей соз­дания системы; совместимость всех элементов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами; системность; декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации эле­ментов системы, адаптацию их к меняющимся условиям, надеж­ность в эксплуатации и достоверность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплано­вое использование выходной информации, актуальность информа­ции, хранящейся в базе данных. АИС при минимальных затратах ручного труда должна обеспечить сбор, обработку и анализ информа­ции о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздей­ствий, обмен информацией как внутри системы, так и между другими системами одинакового и разных уровней. АИС должна быть осна­щена таким комплексом технических средств, который обеспечивал бы реализацию управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту ввода исходной информации, разнообразие вывода резуль­татов обработки, простоту и технологичность технического обслу­живания, совместимость всех технических модулей как в программ­ном, так и в информационном аспектах. Существенным требованием является разработка и функционирование системы на базе имеющихся операционных систем различных типов, пакетов прикладных программ, ориентированных на обработку данных и решение функ­циональных задач, систем управления базами данных, обеспечивающих накопление, ведение и выдачу на обработку информации, необходимой для решения задачи пользователем или удовлетворения его информационного запроса, пакетов программ, обеспечивающих обмен информацией между системами, и т.д. В информационном ас­пекте система должна предоставлять достаточную и полную инфор­мацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы ин­формации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, управляемые СУБД, формировать выходную ин­формацию в форме, удобной для восприятия пользователями, и т.д.

Для эффективного использования средств информационных тех­нологий необходимо получение информации практически из всех баз данных, имеющихся в информационной среде налоговых органов. В настоящее время остро стоит вопрос о создании единого информа­ционного пространства с внешней средой и реализации постоянных информационных связей между налоговыми органами и внешней средой. В качестве внешней среды выступают органы государствен­ной власти и управления республик в составе Российской Федера­ции, краев,

областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга, городов и районов в городах, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Федераль­ная служба государственной статистики, Федеральное казначейство, банковские и кредитные учреждения, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского стра­хования, органы, осуществляющие регистрацию недвижимого иму­щества и другие организации. Информационное взаимодействие с этими организациями — одна из основных задач налоговых орга­нов. Взаимодействие этих государственных структур возможно обес­печить за счет слияния, взаимного обмена и использования баз дан­ных, таких как:

• государственный реестр налогоплательщиков;

• банковские счета налогоплательщиков;

• сведения об участниках внешнеэкономической деятельности, объемах и стоимости различных ценностей, пересекающих гра­ницу Российской Федерации;

• движение на счетах государственного бюджета в части нало­говых поступлений от юридических и физических лиц и т.п.

Создание автоматизированной системы в налоговых органах связано с решением целого ряда проблем. Это прежде всего ин­формационное объединение их сетями телекоммуникаций и обес­печение возможности доступа к информационным ресурсам каждо­го из них, разработка, создание и ведение баз данных, оснащение вычислительными комплексами с развитой периферией, разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы. Для разработки автоматизированной системы и координации работ в области ее создания и функционирования в орга­нах налоговой службы созданы специальные структуры. В централь­ном аппарате организовано Управление информационных технологий, а на региональном и местном уровнях — отделы информатизации и администраторы баз данных.

В процессе эксплуатации системы необходимо осуществлять со­провождение проекта, связанное с тем, что проект по существу является прототипом проектируемой системы, разрабатывается специали­стами по информатизации и в дальнейшем может быть модернизи­рован в зависимости от изменяющихся условий функционирования системы налоговой службы.

Для этого на федеральном и региональном уровнях созданы науч­но-исследовательские вычислительные центры (ГНИВЦ и РНИВЦ),координирующие также работу отделов информатизации на регио­нальном и муниципальном уровнях. Одной из основных задач цен­тров и является поддержание жизненного цикла АИС «Налог».

Программное обеспечение этих задач разрабатывается по заказу и является собственностью Федеральной налоговой службы РФ. Оно как изделие имеет гарантии в отношении сопровождения и развития, а также отвечает системным требованиям АИС «Налог».

Реализация системных требований осуществляется, в соответст­вии с проектными решениями, изложенными в системном проекте на АИС «Налог». Основным из этих требований является создание распределенного банка данных, в рамках которого должна быть обеспечена безопасность информации и возможность санкциониро­ванного доступа к данным на любом объекте АИС «Налог» в соот­ветствии с заданной схемой доступа. Основными разработчиками комплексов типовых задач являются ГНИВЦ,а также РНИВЦ вгородах Нижний Новгород и Чебоксары.

Наши рекомендации