Автоматизированная информационная система «Налог»
Для осуществления необходимых функций в системе управления налоговыми органами создана автоматизированная информационная система «Налог».
Автоматизированная информационная система (АИС) «Налог» представляет собой форму организационного управления налоговыми органами на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС «Налог» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» можно сформулировать следующим образом:
- повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений;
- совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов;
- обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;
- повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства;
- улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета;
- получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет;
- анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;
- информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.
- сокращение объема бумажного документооборота.
Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связано с использованием и анализом больших объемов информации, которая представлена в основном на бумажных носителях — документах. В отчетные периоды документооборот в территориальных инспекциях крупных районов и городов может достигать десятков тысяч документов ежедневно. Многовариантная, сложная обработка этой документации невозможна без использования современных передовых технологий, базирующихся на использовании компьютерной техники.
Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии. Автоматизированная информационная технология (АЛТ) в налоговой системе — это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Информационными ресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.
Одной из приоритетных задач налоговых органов является информатизация, которая предполагает использование информационных технологий и создание информационных систем.
Структура АИС налоговой службы, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Существующая в стране система налоговой службы состоит из большого числа элементов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внутренними и внешними связями. Для нормального функционирования системы осуществляется управление как отдельными элементами (инспекциями), так и системой в целом. В налоговой системе процесс управления является процессом информационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей и СППР (Системы поддержки принятия решений).
СППР является информационной системой для обслуживания руководящего звена налоговых органов и рассчитана на аналитическую и прогнозную работу руководителей в режиме реального времени.
Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, которую должна обеспечить функция управления. В комплексе задач используются различные первичные документы и составляется ряд выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нормативных документах и инструкциях. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи. Задача характеризуется логически взаимосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.
Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.
Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.
Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют компьютеры различной мощности и быстродействия, а также средства, позволяющие передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.
Программное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.
Автоматизированная информационная система налоговой службы относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами; системность; декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям, надежность в эксплуатации и достоверность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации, актуальность информации, хранящейся в базе данных. АИС при минимальных затратах ручного труда должна обеспечить сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен информацией как внутри системы, так и между другими системами одинакового и разных уровней. АИС должна быть оснащена таким комплексом технических средств, который обеспечивал бы реализацию управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту ввода исходной информации, разнообразие вывода результатов обработки, простоту и технологичность технического обслуживания, совместимость всех технических модулей как в программном, так и в информационном аспектах. Существенным требованием является разработка и функционирование системы на базе имеющихся операционных систем различных типов, пакетов прикладных программ, ориентированных на обработку данных и решение функциональных задач, систем управления базами данных, обеспечивающих накопление, ведение и выдачу на обработку информации, необходимой для решения задачи пользователем или удовлетворения его информационного запроса, пакетов программ, обеспечивающих обмен информацией между системами, и т.д. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, управляемые СУБД, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями, и т.д.
Для эффективного использования средств информационных технологий необходимо получение информации практически из всех баз данных, имеющихся в информационной среде налоговых органов. В настоящее время остро стоит вопрос о создании единого информационного пространства с внешней средой и реализации постоянных информационных связей между налоговыми органами и внешней средой. В качестве внешней среды выступают органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга, городов и районов в городах, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба государственной статистики, Федеральное казначейство, банковские и кредитные учреждения, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, органы, осуществляющие регистрацию недвижимого имущества и другие организации. Информационное взаимодействие с этими организациями — одна из основных задач налоговых органов. Взаимодействие этих государственных структур возможно обеспечить за счет слияния, взаимного обмена и использования баз данных, таких как:
• государственный реестр налогоплательщиков;
• банковские счета налогоплательщиков;
• сведения об участниках внешнеэкономической деятельности, объемах и стоимости различных ценностей, пересекающих границу Российской Федерации;
• движение на счетах государственного бюджета в части налоговых поступлений от юридических и физических лиц и т.п.
Создание автоматизированной системы в налоговых органах связано с решением целого ряда проблем. Это прежде всего информационное объединение их сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждого из них, разработка, создание и ведение баз данных, оснащение вычислительными комплексами с развитой периферией, разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы. Для разработки автоматизированной системы и координации работ в области ее создания и функционирования в органах налоговой службы созданы специальные структуры. В центральном аппарате организовано Управление информационных технологий, а на региональном и местном уровнях — отделы информатизации и администраторы баз данных.
В процессе эксплуатации системы необходимо осуществлять сопровождение проекта, связанное с тем, что проект по существу является прототипом проектируемой системы, разрабатывается специалистами по информатизации и в дальнейшем может быть модернизирован в зависимости от изменяющихся условий функционирования системы налоговой службы.
Для этого на федеральном и региональном уровнях созданы научно-исследовательские вычислительные центры (ГНИВЦ и РНИВЦ),координирующие также работу отделов информатизации на региональном и муниципальном уровнях. Одной из основных задач центров и является поддержание жизненного цикла АИС «Налог».
Программное обеспечение этих задач разрабатывается по заказу и является собственностью Федеральной налоговой службы РФ. Оно как изделие имеет гарантии в отношении сопровождения и развития, а также отвечает системным требованиям АИС «Налог».
Реализация системных требований осуществляется, в соответствии с проектными решениями, изложенными в системном проекте на АИС «Налог». Основным из этих требований является создание распределенного банка данных, в рамках которого должна быть обеспечена безопасность информации и возможность санкционированного доступа к данным на любом объекте АИС «Налог» в соответствии с заданной схемой доступа. Основными разработчиками комплексов типовых задач являются ГНИВЦ,а также РНИВЦ вгородах Нижний Новгород и Чебоксары.