Факторы, влияющие на потребительский выбор
Можно выделить следующие факторы, влияющие на потребительский выбор:
Ограниченность ресурсов.
Мода и изменения социального спроса.
Полезность товаров и услуг.
Период потребления (товары кратковременного пользования и длительного потребления).
Защита прав потребителей
В современном мире стало актуальным массовое потребительское образование.Потребителю следует изучать факторы, определяющие потребительский выбор, способы получения информации о продуктах и услугах, влияние различных товаров на здоровье человека, воздействие потребления на окружающую среду и планирование потребительского бюджета.
Нормативно-правовые стороны поведения потребителей на рынке в Российской Федерации регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей».
Закон РФ «О защите прав потребителей»:
1. Регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
2. Устанавливает права потребителей:
на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья;
на получение информации о товарах и их изготовителях;
на государственную и общественную защиту их интересов (на возмещение ущерба).
3) Определяет механизм реализации прав потребителей.
Производитель
Производство— процесс создания товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей.
Производство имеет решающее значение для экономики — если не созданы товары и услуги, то нечего будет распределять, обменивать и потреблять. Определяющим условием производства выступает процесс труда.
Труд — это процесс целесообразной деятельности людей по преобразованию природы для удовлетворения своих потребностей.
В процессе производства человек преобразует природу, подчиняет её себе. При этом происходит взаимодействие с предметом труда (на что направлены усилия человека, например, природное вещество: руда, уголь и т. д., сырьё) и средствами труда (с помощью чего осуществляется труд: естественные условия труда, например, водопады, приводящие в движение водяные мельницы; орудия труда, например, инструменты, машины, оборудование и т. д.).
Предметы и средства труда образуют средства производства. Средства производства ирабочая сила (люди, приводящие в действие средства производства благодаря трудовым навыкам, знаниям и производственному опыту) образуют производительные силы общества.
В процессе производства люди вступают друг с другом в производственные отношения — совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Одна их часть —организационно-экономические — это отношения, связанные с кооперацией, разделением труда, специализацией производства. Другая часть производственных отношений — социально-экономические — это отношения собственности на ресурсы и факторы производства. Эта часть производственных отношений составляет основу экономический системы.
Общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное.
1.Материальное производство— изготовление вещественных благ в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и т. д.
2.Нематериальное производство—создание духовных и нравственных ценностей.
Производство может быть экстенсивным и интенсивным.
1.Экстенсивное — за счёт количественного прироста ресурсов.
2. Интенсивное — за счёт освоения новой техники.
Производитель — это тот, кто создаёт товары и услуги, удовлетворяя потребности человека и общества.
В условиях рыночной экономики производитель обладает свободой, которая выражается в праве самостоятельно определять, что и в каком количестве изготовлять из имеющихся ресурсов, а также кому и по каким ценам продавать изготовленные товары.
Очевидно, что такая свобода производителя ограничена, поскольку её реальные рамки определяются спросом потребителей: именно от их предпочтений зависит набор товаров, которые целесообразно производить. Однако такая ограниченность свободы производителей всё же относительна, а не абсолютна, поскольку производитель может создавать спрос на свою продукцию, выпуская на рынок новые или заметно улучшенные по качеству товары (например, именно производители были инициаторами формирования спроса на видеомагнитофоны, проигрыватели компакт-дисков, персональные компьютеры и т. д.).
Насколько результативно соединились в процессе производства рабочая сила с техникой, технологией и организацией производственной деятельности — показывает производительность труда.
Производительность труда— это количество товаров, которое может быть изготовлено работниками за определённый период времени (час, месяц, год).
Факторы, влияющие на производительность труда в стране:
1) рост численности населения;
2) увеличение доли (%) рабочей силы в численности населения;
3) длительность рабочего времени — количество часов, проработанных за год каждым работником;
4) технологические нововведения на производстве.
Мировая экономика— это противоречивая целостность национальных экономик, связанных между собой международными экономическими отношениями на основе международного разделения труда.
Международная торговля развивается на основе международного разделения труда и международной специализации.
Международное разделение труда — это производство товаров и услуг в отдельных странах в объёмах, значительно превышающих внутренние потребности этих стран и рассчитанных на международный рынок.
Мировой рынок — это совокупность взаимосвязанных рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда.
Экспорт (от лат. exportare — вывозить) — продажа товаров за границу.
Импорт(от лат. importare — ввозить) — закупка и ввоз товаров из-за границы для продажи их на внутреннем рынке.
Всемирная торговая организация — международная торговая организация, возникшая в 1995 году, которая добивается свободы торговли и равенства всех участников на мировом рынке.