Предпосылки первой русской революции и изменения государственного строя. Манифест 17 октября 1905 г
Начало 1905 г. ознаменовалось событием, предопределившим все дальнейшие российские смуты – «Кровавым воскресеньем». 9 января демонстрация рабочих под предводительством священника Г.А. Гапона, руководителя созданной полицией организации «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Петербурга», направилась с петицией к царю. На пути к Зимнему мирная демонстрация, состоящая из рабочих, их жен и детей, несших хоругви, иконы, кресты, портреты Николая II., была расстреляна… Так, началась первая русская революция.
После этого события развивались стремительно. Начались и все время нарастали грандиозные стачки рабочих. Забастовки прокатились по всей Центральной России. Дальше забастовочное движение захватило Прибалтику, Украину, Белоруссию, Закавказье, Поволжье, Среднюю Азию, Сибирь и Дальний Восток…
Весной и летом 1905 г. продолжался рост революционного движения. Состоялись съезды большевиков и меньшевиков. Усиливалось стачечное движение.
12 мая 1905 г. началась всеобщая стачка в Иваново-Вознесенске, продолжавшаяся два с половиной месяца. В результате рабочим удалось добиться от Правительства повышения заработной платы, улучшения санитарных условий и др.
Июнь 1905 г. ознаменовался, во-первых, восстанием в г. Лодзи (Польша), вызванного расстрелом полицией рабочих – социал-демократов, и во-вторых, восстанием на броненосце «Князь Потемкин Таврический», входившем в Черноморскую эскадру.
С начала октября стачечное движение охватило железнодорожников. К 12 октября в забастовке участвовало 750 тыс. рабочих служащих и прекратилось движение по всем железнодорожным направлениям. 14 октября петербургский генерал-губернатор Д.Ф. Трепов издал печально известный приказ. 17 октября стачка охватило полностью Петербург и Москву.
Таким образом, стало очевидно, что сложившуюся в стране политическую ситуацию необходимо регулировать и разрешать.Появление Манифеста
Первая попытка разрешения сложившейся в стране ситуации была предпринята Николаем II еще 18 февраля 1905 г., когда царь подписал рескрипт министра внутренних дел А. Булыгина, обещавший привлечь к обсуждению законов. 6 августа был подписан указ, уточнивший, как будут проходить выборы в совещательную «булыгинскую» Государственную думу. Как следствие, выборы в «булыгинскую» думу так и не состоялись.
В период проведения Всероссийской октябрьской политической стачки ситуация практически полностью уже вышла из-под контроля императора и правительства. Поэтому Николай II оказался перед выбором: «железной рукой» наводить порядок или пойти на уступки. Разрешить данную дилемму было поручено Сергею Юльевичу Витте.
С.Ю. Витте возглавил министерство финансов России в 1892 году. В период с 1892 по 1904 г. Витте уверено проводил политику государственного вмешательства в экономическую жизнь страны как верного средства для преодоления ее отсталости. Критика проводившейся Витте политики промышленного развития страны путем привлечения иностранного капитала привела к его отставке с поста министра финансов 16 августа 1904 г. и назначению на почетный, но лишенный влияния пост председателя Комитета министров.
В начале октября 1905 г. Витте подал царю «всеподданнейший доклад», в котором задачей Правительства провозглашалось «стремление к осуществлению теперь же, впредь до законодательной санкции через Государственную думу», гражданских свобод. Тут же подчеркивалось, что «устроение правопорядка» дело долгое. Важнейшими мерами по урегулированию ситуации Витте здесь называл объединение министерств и преобразование Государственного совета. В докладе не упоминалось ни о необходимости предоставления Государственной Думе законодательной функции, ни о расширении избирательных прав, лишь только повторялась фраза из указа от 8 августа о возможности в дальнейшем развития положения о Думе.
Таким образом, данный доклад был чересчур умеренным, причем таковым он казался даже Николаю II. Как следствие, 14 октября он приказал Витте разработать манифест о свободах. Витте, в свою очередь, поручил министру финансов А.Д. Оболенскому. Данный проект, сильно переработанный при групповом обсуждении, в отличие от доклада Витте, предусматривал «непременное» участие Государственной думы и Государственного совета в рассмотрении всех законодательных дел. Документом предусматривалась выполнять волю императора, заключающуюся в «даровании» гражданских прав, скорейших выборах в Думу, привлечении к участию в них тех слоев общества, которые до этого были лишены избирательных прав, установлении незыблемости правила, что никакой закон не может получить силы без одобрения Думы, которой было предоставлена возможность надзора за действиями властей.
В течение следующих суток окончательное оформление документа, несмотря на разнообразные дискуссии и обсуждения было закончено. В то же время вплоть до 17 октября император и его окружение продолжали выбирать между военной диктатурой и уступками обществу. Но даже сторонники диктатуры уже не верили в надежность войск. Так, Трепов уговаривал царя даровать свободы, а великий князь Николай Николаевич обещал застрелиться, если государь все-таки не подпишет манифест.
17 октября, Николай II подписал манифест в том виде, в котором был подготовлен А.Д. Оболенским и Н.И. Вуичем под руководством Витте, и, одновременно, утвердил доклад Витте. То есть единовременно обрели силу противоречащие друг другу в значительной степени документы, которые разделяла всего неделя, но именно эта неделя стала переломной в ходе революции.