Проверочный тест по курсу «Общее языкознание»

I вариант

1. Изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе, занимается

A) языковедение

B) частное языкознание

C) филология

D) общее языкознание

2. Когнитивная функция языка – это способность

A) служить средством познания окружающего мира, выражать деятельность сознания

B) выражать внутреннее состояние говорящего

C) служить средством общения

D) воздействовать на адресат речи

3. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют

A) лингвистическими

B) парадигматическими

C) стилистическими

D) синтагматическими

4. Элементарная минимальная часть значения, его компонент – это

A) сема

B) слог

C) слово

D) архисема

5. К непредельным (недискретным) единицам языка относятся

A) фонемы

B) слова

C) квазиморфемы

D) свободные словосочетания

6. Грамматика Пан́ини излагает

A) грамматическую систему санскрита

B) лексическую систему санскрита

C) фонетическую систему санскрита

D) стилистические особенности санскрита

7. Первые центры арабской лингвистики возникли в Басре и Куфе в

A) IX в.

B) VII – VIII в.

C) X в.

D) XI в.

8. Парадигматика – это

A) специальная область, изучающая целесообразность использования тех или иных речевых конструкций

B) раздел языкознания, в котором изучается функционирование знаков языка в речи

C) направление, изучающее способы применения на практике достижений социолингвистики

D) дисциплина, изучающая правила поведения индивида в обществе

9. У истоков отечественной психолингвистики стояли

A) И. А. Бодуэн де Куртене, С. Карцевский

B) В. В. Виноградов, Л. В. Щерба

C) Ф. Ф. Фортунатов, Ф. И. Буслаев

D) Л. С. Выготский, А. М. Леонтьев

10. Языковые знаки представляют следующий вид семиотических единиц

A) копии или изображения

B) признаки или симптомы

C) знаки-символы

D) собственно знаки

11. Сложную сущность языка представлял в целом ряде антиномий (диалектических противоречий)

A) В. фон Гумбольдт

B) Ф. Бопп

C) Р. Раск

D) Г. Штейнталь

12. Представители бихевиористского направления в психологии

A) являются основными критиками психолингвистических теорий

B) внесли большой вклад в становление психолингвистики

C) не имеют никакого отношения к становлению психолингвистики

D) отрицают саму возможность существования психолингвистики

13. «Общая рациональная грамматика», разработанная учеными-монахами «По́р - Рояля» опиралась на

A) логику

B) философию

C) психологию

D) естествознание

14. Национальный билингвизм характерен для такой языковой ситуации, когда

A) граждане страны используют разговорный и литературный язык

B) граждане страны знают родной диалект и национальный язык

C) в стране живут люди разных национальностей

D) в стране используются два языка в качестве государственных

15. Заслугой младограмматиков является

A) открытие ими языкового закона

B) индивидуализм и психологизм

C) атомизм и подчеркнутый историзм

D) эмпиризм и индуктивизм

16. В числе основоположников социологического направления в языкознании были

A) Ф. де Соссюр, А. Мейе, Ж. Вандриес, Э. Бенвенист

B) А. Мейе, Л. Блумфильд, А. Бергсон

C) Ф. де Соссюр, В. фон Гумбольдт, Л. Ельмслев

D) Ж. Вандриес, А. А. Шахматов

17. Тезис «Язык, рассматриваемый в самом себе и для самого себя, - является единственным и истинным объектом языкознания» принадлежит известному лингвисту

A) Ш. Балли

B) А. Мейе

C) Ф. де Соссюру

D) Ж. Вандриесу

18. Теорию психологической коммуникации выдвинул

A) А. Х. Востоков

B) А. А. Шахматов

C) А. А. Потебня

D) Ф. И. Буслаев

19. Московская лингвистическая школа является представителем

A) логического направления в языкознании

B) формального направления в языкознании

C) психологического направления в языкознании

D) социологического направления в языкознании

20. Лингводидактика – это

A) педагогическая дисциплина, занимающаяся развитием речи ребенка

B) научная дисциплина, занимающаяся описанием системы языка и его единиц в учебных целях

C) лингвистическая дисциплина, занимающаяся становлением языковой способности

D) дисциплина, разрабатывающая проблемы высшего образования

II вариант

1. Диахронические универсалии – это

A) грамматические универсалии, представленные в древних языках

B) общие тенденции в развитии различных языков

C) история формирования и развития одной из синтаксических категорий

D) семантические универсалии, утратившие свое значение

2. Понимание фонемы как минимальной единицы психофонетики связано с именем

A) Бодуэна де Куртене

B) Е. Д. Поливанова

C) Н. В. Крушевского

D) В. А. Богородицкого

3. В чем сущность концепции Н. Хомского?

A) Переход языка из предметной формы в форму деятельности

B) Надиндивидуализация речевой деятельности

C) Представление об универсальности врожденных правил оперирования языком

D) Речевая деятельность как один из видов человеческой деятельности

4. Пиджин возникает в результате

A) сознательной деятельности человека

B) исчезновения какого-либо языка для его замены

C) постоянного контактирования двух языков

D) массовых межэтнических контактов

5. «Новое учение о языке» разработал

A) В. В. Виноградов

B) И. И Мещанинов

C) Н. Я. Марр

D) Л. В. Щерба

6. Категорию предикативности, которая организует предложение как грамматическую единицу, образуют

A) модальность, время, лицо

B) время, лицо

C) модальность, лицо

D) модальность, время

7. Лингводидактика – это

A) педагогическая дисциплина, занимающаяся развитием речи ребенка

B) научная дисциплина, занимающаяся описанием системы языка и его единиц в учебных целях

C) лингвистическая дисциплина, занимающаяся становлением языковой способности

D) дисциплина, разрабатывающая проблемы высшего образования

8. Возникновение народностей связано с

A) развитием производительных сил общества

B) заменой прежних племенных связей территориальными связями

C) появлением частной собственности и распадом первобытнообщинных отношений

D) развитием производительных сил общества, появлением частной собственности, распадом первобытнообщинных отношений и заменой прежних племенных связей территориальными связями

9. Деление человечества на расы полностью связано с делением населения

A) территориальным

B) этническим

C) социальным

D) религиозным

10. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют

A) лингвистическими

B) парадигматическими

C) стилистическими

D) синтагматическими

11. Автор научного труда «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании»

A) А Леонтьев

B) Дж. Миллер

C) Л. В. Щерба

D) Л. С. Выготский

12. К непредельным (недискретным) единицам языка относятся

A) фонемы

B) слова

C) квазиморфемы

D) свободные словосочетания

13. Московская лингвистическая школа представляет

A) логическое направление в языкознании

B) формальное направление в языкознании

C) психологическое направление в языкознании

D) социологическое направление в языкознании

14. Элементарная, минимальная часть значения, его компонент – это

A) сема

B) слог

C) слово

D) архисема

15. Деятельность Пражского лингвистического кружка связана с

A) дескриптивной лингвистикой

B) глоссематикой

C) социолингвистикой

D) функциональной лингвистикой

16. Теорию психолингвистической коммуникации выдвинул

A) А. Х. Востоков

B) А. А. Потебня

C) А. А. Шахматов

D) Ф. И. Буслаев

17. Языки, используемые для межнационального общения, - это

A) африкаанс, суахили

B) английский, русский

C) литовский, армянский

D) китайский, монгольский

18. Сложную сущность языка представлял в целом ряде антиномий (диалектических противоречий)

A) В. фон Гумбольдт

B) Ф. Бопп

C) Р. Раск

D) Г. Штейнталь

19. Когнитивная функция языка – это способность

A) выражать внутреннее состояние говорящего

B) служить средством общения

C) воздействовать на адресат речи

D) служить средством познания окружающего мира, выражать деятельность сознания

20. Изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе занимается

A) языковедение

B) частное языкознание

C) общее языкознание

D) филология

III вариант

1. Заслугой младограмматиков является

A) открытие ими звукового закона

B) индивидуализм и психологизм

C) атомизм, подчеркнутый историзм

D) эмпиризм и индуктивизм

2. Учение о языке как категории живых организмов принадлежит

A) Г. Штейнталю

B) А. Шлейхеру

C) В. фон Гумбольдту

D) Г Курциусу

3. Происхождение любого языка необходимо рассматривать с

A) культурой носителя данного языка

B) ментальностью самого народа

C) общественно-экономическим развитием народа

D) историей самого народа - носителя данного языка

4. Большинство отечественных исследователей синхронии и диахронии исходили из тезиса

A) синхрония и дахрония находятся в резкой оппозиции друг к другу и потому сохраняют свою специфику

B) синхрония и диахрония, постоянно взаимодействуя, теряют свою специфику

C) синхрония и диахрония постоянно взаимодействуют, сохраняя свою специфику

D) противопоставление синхронной и диахронной точек зрения совершенно абсолютно и бескомпромиссно

5. В числе основоположников социологического напавления были

A) Ф. де Соссюр, А. Мейе, Ж. Вандриес, Э. Бенвенист

B) Р. Раск, Ф. Бопп, В. фон Гумбольдт

C) Г. Штейнталь, А. Шлейхер

D) А. А. Шахматов, Ф. Ф. Фортунатов

6. Изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе, с функциями языка, занимается

A) языкознание

B) частное языкознание

C) филология

D) общее языкознание

7. Зарубежная психолингвистика возникла в

A) начале XX века

B) 70 – е годы XX века

C) 50 – е годы XX века

D) конце XIX века

8. Сознание - это

A) проявление языковой способности

B) высшая форма психического отражения действительности

C) одна из сторон взаимосвязи языка и мышления

D) самореализация языковой личности

9. В чем заключается сущность мышления?

A) Мышление есть сущность человеческого мозга

B) Качество любого естественного языка

C) Система выражения смысла слов

D) Свойство искусственного языка

10. Элементарная, минимальная часть значения, его компонент – это

A) слово

B) слог

C) сема

D) архисема

11. Понимание фонемы как минимальной единицы психофонетики связано с именем

A) Н. В. Крушевского

B) В. А. Богородицкого

C) Е. Д. Поливанова

D) Бодуэна де Куртене

12. Пиджин возникает в результате

A) сознательной деятельности человека

B) массовых межэтнических контактов

C) постоянного контактирования двух языков

D) исчезновения какого-либо языка для его замены

13. Деление человечества на расы связано с делением населения

A) этническим

B) территориальным

C) религиозным

D) социальным

14. Категорию предикативности, организующую предложение как грамматическую единицу, образуют

A) время, лицо

B) модальность, лицо

C) модальность, время, лицо

D) модальность, время

15. К непредельным (недискретным) единицам языка относятся

A) фонемы

B) слова

C) квазиморфемы

D) свободные словосочетания

16. Московская лингвистическая школа представляет

A) логическое направление в языкознании

B) формальное направление в языкознании

C) психологическое направление в языкознании

D) социологическое направление в языкознании

17. Основателем американского структурализма (дескриптивной лингвистики) является

A) Ф. Боас

B) Э. Сепир

C) Л. Блумфильд

D) Г. Глисон

18. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют

A) лингвистическими

B) парадигматическими

C) стилистическими

D) синтагматическими

19. Семантические классификаторы (ключи) указывали

A) какие гласные входят в состав слова

B) сколько в слове слогов

C) к какой смысловой сфере, области действительности относится данное слово

D) какие согласные входят в состав слова

20. В. фон Гумбольдт трактовал язык как

A) совокупность культурных, образных и словесных знаков

B) систему знаков

C) семиотическую систему вербальных и невербальных знаков

D) выразитель духа и характера народа

IV вариант

1. Аналогия – это

A) грамматические изменения в языке

B) установление между единицами языка ассоциативной связи

C) уподобление одних элементов языка другим элементам того же уровня, более распространенным и продуктивным, или сближение таких элементов

D) изменение семантики слова по метафорическому типу

2. Основателем копенгагенского структурализма (глоссематики) является

A) Х. И. Ульдалль

B) К. Тогебю

C) К. Вернер

D) Л. Ельмслев

2. Учение о морфологической структуре слова было развито в трудах представителя Казанской лингвистической школы

A) В. А. Богородицкого

B) Н. В. Крушевского

C) И. А. Бодуэна де Куртене

D) А. И. Александрова

4. Первые центры арабской лингвистики возникли в Басре и Куфе в

A) VII – VIII вв.

B) IX в.

C) X в.

D) XI в.

5. Теорию психологической коммуникации выдвинул

A) А. А. Шахматов

B) А. Х. Востоков

C) А. А. Потебня

D) Ф. И. Буслаев

6. Коммуникативная функция языка - это способность

A) служить средством познания окружающего мира, выражать деятельность сознания

B) служить средством общения

C) выражать внутреннее состояние говорящего

D) воздействовать на адресат речи

7. Изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе занимается

A) языковедение

B) частное языкознание

C) филология

D) общее языкознание

8. Московская лингвистическая школа представляет

A) логическое направление в языкознании

B) формальное направление в языкознание

C) психологическое направление в языкознании

D) социологическое направление в языкознании

9. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют

A) парадигматическими

B) лингвистическими

C) синтагматическими

D) стилистическими

10. Тезис «Язык, рассматриваемый в самом себе и для самого себя, - является единственным и истинным объектом языкознания» принадлежит

A) Ш. Балли

B) А. Мейе

C) Ж. Вандриесу

D) Ф. де Соссюру

11. Элементарная минимальная часть значения, его компонент - это

A) сема

B) слог

C) слово

D) архисема

12. В. фон Гумбольдт трактовал язык как

A) систему знаков

B) совокупность культурных, образных, словесных знаков

C) семиотическую систему вербальных и невербальных знаков

D) выразитель духа и характера народа

13. К непредельным (недискретным) единицам языка относятся

A) фонемы

B) слова

C) квазиморфемы

D) свободные словосочетания

14. Представители бихевиористского направления в психологии

A) являются основными критиками психолингвистических теорий

B) внесли большой вклад в становление психолингвистики

C) не имеют никакого отношения к психолингвистике

D) отрицают саму возможность существования психолингвистики

15. Историко-культурный ареал - это

A) то же, что и языковой союз

B) объединение нескольких языковых союзов

C) объединение народов и их языков на основе общности культурно-исторических традиций, характера письменности, культурного пласта лексики и т. п.

D) объединение народов на основании этнического родства

16. Заслугой младограмматиков является

A) открытие ими звукового закона

B) индивидуализм и психологизм

C) атомизм и подчеркнутый историзм

D) эмпиризм и индуктивизм

17. В числе основоположников социологического направления в языкознании были

A) А. Мейе, Л. Блумфильд, Л. Ельмслев

B) Ф. де Соссюр, В. фон Гумбольдт, А. Бергсон

C) Ф. де Соссюр, А. Мейе, Ж. Вандриес, Э. Бенвенист

D) Ж. Вандриес, А. А. Шахматов

18. К первичным видам речевой деятельности относятся

A) говорение и чтение

B) чтение, письмо

C) письмо и аудирование

D) говорение и аудирование

19. Языковые знаки представляют следующий вид семиотических единиц

A) копии или изображения

B) признаки или симптомы

C) знаки-символы

D) собственно знаки

20. Прагматика – это

A) специальная область, изучающая целесообразность использования тех или иных речевых конструкций

B) раздел языкознания, в котором изучается функционирование знаков языка в речи

C) направление, изучающее способы применения на практике достижений социолингвистики

D) дисциплина, изучающая правила поведения индивида в обществе

Наши рекомендации