Проверочный тест к разделу

1. На какой стадии жизненного цикла экотовара фирма получает максимальную прибыль:
а) на фазе внедрения;
б) на фазе роста;
в) на фазе зрелости;
г) на фазе спада.

Задание для ИЗС

2. Руководство фирмы по выпуску экологически чистых продуктов приняло решение о частичном пересмотре программы в связи со снижением объема реализации продукции фирмы. Проведенные исследования показали, что были допущены ошибки при выборе целевого рынка. Фирма приняла решение перейти от сегментации на основе демографических критериев к сегментации на основе психографических критериев. В этом случае фирме следует использовать критерии:
а) климатические, территориальные;
б) половозрастные, социально-экономические;
в) стадии жизненного цикла семьи, религиозные, принадлежность к определенному социальному классу;
г) личностные характеристики, мотивы, стиль жизни.


Ситуационная задача для СР по темеЭкологический товар и его жизненный цикл

Migros: использование анализа жизненного цикла в различных операциях.

Migros всегда была очень доходным предприятием со времени своего основания в 1925 году Готлибом Дутвейлером, следовавшим в руководстве компанией принципам своей философии "социального капитала", в которой сочетались концепция свободного предпринимательства, приоритета человеческого благосостояния и улучшения качества жизни людей. Не удивительно, что в результате подобного подхода, Migros выдвинулась на ведущие роли в экологической деятельности. Компания приняла целый спектр программ сбережения энергии, рециркуляции и экологического информирования. Хотя деятельность компании распространяется исключительно на небольшую Швейцарию, она хорошо известна за рубежом.

Migros применяла анализ жизненного цикла для того, чтобы помочь своим менеджерам выработать разумные деловые предложения и внимательно рассмотреть все экологические факторы. Как можно безошибочно определить, какая продукция является наиболее безопасной с экологической точки зрения? Для проведения правильного анализа необходимо принять во внимание потребляемые объемы сырья, технологические процессы, транспортировку, упаковку продукции, ее использование и отходы, Естественно, если проводить отдельный анализ каждого из 30 тысяч видов продукции, задача окажется неимоверно трудоемкой. Выполнение своей программы компания начала с создания компьютерной системы экологической информации. Начиная с 1985 года, эта система внутренней информации использовалась для наблюдения за работой отдельных сотрудников в области охраны окружающей среды, и на ее основе составлялись ежегодные отчеты для того, чтобы помочь менеджерам следить за прогрессом в этой области и сопоставлять результаты.

В том же году компания начала создание компьютеризированной системы Oecobase 1, позволяющей менеджерам сравнивать упаковочные материалы на основе критериев энергозатрат, загрязнения атмосферы и воды, токсичности и твердых отходов. Компьютер мог давать графическое изображение относительного воздействия различных видов упаковок. Однако вскоре стало ясно, что эта система не позволяет провести перекрестный анализ материалов. Продукт А, например, может значительно меньше загрязнять атмосферу, но быть более энергоемким, чем продукт В. Поэтому Migros нуждался в более совершенной системе, способной помочь в решении усложненных экологических задач.

В 1990 году началось создание Oecobase 2. Эта программа начисляет отрицательные "эко-баллы" за каждый вид вредного воздействия на окружающую среду анализируемого типа упаковки, начиная от добычи сырья и вплоть до захоронения нециркулируемых отходов. В одном случае проводился сравнительный анализ обычной жестяной банки для кофе и бумажной емкости, покрытой алюминием. Жестяная банка дала 98 отрицательных эко-баллов, а алюминиевая упаковка - только 12. Теперь все виды молотого кофе продаются в упаковке из алюминиевой фольги, благодаря чему значительно снижается вредное воздействие на окружающую среду.

Система подсчета "эко-баллов" может сыграть важную роль в будущем, так как перед менеджерами, управляющими выпуском новой продукции поставлена задача: не превышать определенного количества баллов по одному виду продукции. Общая задача заключается в сокращении годового количества "эко-баллов" на единицу проданной продукции.

Первый опыт внедрения программы Oecobase 2 проводится на макаронной фабрике, принадлежащей Migros. Специалисты компании фиксируют все данные об использовании сырья, энергии, воды и почвы, включая расход на нужды служащих и транспортировку. Эти затраты учитываются при оценке продукции, отходов производства и промышленных выбросов.

Очень важны четкое информирование потребителей и их экологическое воспитание. Розничная торговля является своего рода посредником между поставщиками и потребителями. Но она не может продавать продукцию, которую потребитель отвергает. В случае с кофейной упаковкой потребитель принял это "экологически полезное решение", но так происходит не всегда. Так, 15 лет назад компания пыталась завоевать рынок, продавая неэтилированный бензин, но в то время потребители еще не были готовы к такому виду продукции. Сегодня новаторские усилия Migros окупаются с лихвой, что подтверждается доверием потребителей, рентабельностью компании и движением в направлении устойчивого развития. Migros продает свою компьютеризированную программу Oecobase 2 другим компаниям розничной торговли.

Вопросы и задания.

1. Какие приоритетные направления в деятельности компании Migros позволили ей выдвинуться в лидеры по производству экологических товаров?

2. Возможно ли применение программы Oecobase 2 в развивающихся странах?

3.Приведите возможные преимущества и проблемы, связанные с использованием анализа жизненного цикла для учета экологических факторов в развивающихся странах?


ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Ценовая политика

Ценообразование - один из самых эффективных механизмов, оказывающих влияние на поведение потребителей. Ценовая политика продавца зависит от типа рынка, от того, как к нему и его товарам относятся покупатели. В этой связи различают однородные и неоднородные рынки.

Однородный рынок - это рынок, на котором покупателю безразлично, у кого из продавцов он покупает нужный товар. При этом товар может быть стандартизированным. Однородный рынок должен быть обозримым - покупатели должны иметь возможность его наблюдать и сравнивать цены. Если рынок обозрим, то покупатель может отдать предпочтение любым продавцам. На практике почти нет рынков, которые бы идеально соответствовали однородному. Иногда же предпочтения настолько мало выражены, что к однородному рынку приближается неоднородный.

Неоднородный рынок - это рынок, на котором покупатель отдает предпочтение кому-либо из продавцов или его товарам. Географическое положение также может влиять на то, что покупатель отдает предпочтение определенному продавцу, делая тем самым рынок неоднородным. Фирмы могут завоевать покупателей, располагая свои магазины в густонаселенных районах, вблизи транспортных магистралей и т.д. Дифференцированный, фирменный товар сам по себе может являться причиной того, что рынок становится неоднородным. Для фирмы важна степень предпочтения на том рынке, где она действует. Это вполне закономерно, так как степень предпочтения определяет рыночную власть фирмы - возможную степень влияния на цену.

Наши рекомендации