Методы управления муниципальной собственностью
Исследование единого методологического подхода по управлению муниципальной собственностью, который позволяет органам местного самоуправления принимать обоснованные решения предполагает рассмотрение основных методов и принципов управления муниципальным имуществом.
Существуют четыре основных метода ведения муниципального хозяйства:
прямое управление;
муниципально-подрядная система;
муниципально-арендная система;
муниципальная концессия.
Прямое управление
При прямом управлении муниципалитеты осуществляют непосредственное руководство муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями.
Уточним, за какими организациями, и на каких правах закрепляется муниципальная собственность.
Гражданским кодексом предусмотрено создание муниципальных предприятий в форме унитарных предприятий, которые не наделены правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Унитарные предприятия могут основываться на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Но на праве оперативного управления создаются только федеральные казенные предприятия, поэтому муниципальные унитарные предприятия могут быть основаны на праве хозяйственного ведения.
Владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим на праве хозяйственного ведения, ограничено правом контроля со стороны собственника (муниципального образования в лице органов местного самоуправления) за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. А также правом собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия и запретом на распоряжение имуществом без согласия собственника.
Органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные учреждения и закреплять за ними имущество, находящееся в муниципальной собственности. Особенности правового положения закрепленного имущества, за муниципальным учреждением состоят в следующем.
При наступлении ответственности учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Но и собственник в лице органов местного самоуправления при недостаточности денежных средств у учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения.
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления. В связи с этим собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, но если собственником, предоставлено право учреждению осуществлять деятельность приносящую доходы, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
К преимуществам хозяйственных обществ относят:
возможность привлечения стороннего капитала в деятельность предприятия за счет продажи долей или пакетов акций;
ограничение ответственности муниципального образования по долгам хозяйственного общества только вкладом в уставный капитал;
наличие органов управления, в которых участвует учредитель (муниципальное образование);
возможность нормативного регулирования процедуры увольнения руководителя;
возможность стимулирования работы управленческого персонала к повышению эффективности деятельности предприятия.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами, регулирующими отношения собственности, Уставом города Ярославля и распространяется на отношения, возникающие при управлении и распоряжении объектами муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
(в ред. Решения Муниципалитета г. Ярославля от 14.11.2006 N 337)
1.2. Действие Положения не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении права собственности в отношении средств бюджета города Ярославля.
1.3. Финансирование деятельности по управлению и распоряжению муниципальной собственностью города Ярославля осуществляется за счет средств бюджета города Ярославля.
II. ОБЪЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В собственности города Ярославля находится:
1) имущество, имущественные права, ценные бумаги, информационные ресурсы, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), иная муниципальная собственность, необходимая для решения вопросов местного значения в соответствии с федеральным законодательством;
2) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами, принимаемыми муниципалитетом города Ярославля;
3) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Ярославской области.
III. РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
3.1. В целях организации единой системы учета, пообъектной регистрации муниципальной собственности, отражения изменений качественных характеристик объектов и их движения ведется Реестр объектов муниципальной собственности города Ярославля (далее - Реестр).
3.2. Реестр является собственностью города Ярославля и его информационным ресурсом. Держателем Реестра является уполномоченное структурное подразделение мэрии города Ярославля.
3.3. Порядок ведения Реестра устанавливается мэром города Ярославля в соответствии с федеральным законодательством.
IV. СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
4.1. Городу Ярославлю принадлежат права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
4.2. В соответствии с Уставом города Ярославля мэрия города Ярославля в порядке, установленном Положением, иными решениями муниципалитета города Ярославля, осуществляет от имени города права собственника в отношении муниципальной собственности, в том числе вправе передавать муниципальную собственность во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Ярославской области) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральным законодательством.
4.3. Полномочия мэрии города Ярославля по осуществлению от имени города прав собственника в отношении муниципальной собственности реализуются уполномоченными структурными подразделениями мэрии, должностными лицами городского самоуправления в соответствии с положениями о структурных подразделениях, иными правовыми актами органов городского самоуправления.