Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

5. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.

7. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

8. Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Сущностные характеристики государственных
образовательных стандартов второго поколения.

Принципиальным отличием второго поколения образовательных стандартов должна стать их ориентация не на процесс, а на результат образования, реализованная на недекларативном уровне.
Ориентация образовательных стандартов на результат делает понятие результата образования принципиальным элементом концепции. Стандарты первого поколения созданы в основном в рамках «знаниевой» парадигмы, в которой целью образования становится передача учащемуся определенной суммы знаний, репродукция которых объявляется главным элементом образовательного процесса.
В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана альтернативная деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.
Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, которые должны уметь решать учащиеся в результате обучения. Ключевые задачи отражают направления формирования качеств личности(такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны сформироваться в учебном процессе, но и содержание обучения). При таком подходе учебный предмет строится как система сущностных знаний, существенных свойств и отношений, характерных для определённой предметной области.
Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач и способов действий, которые должны уметь выполнять учащиеся. Эти задачи должны быть положены в основу выбора и структуирования содержания образования.
Содержание ключевых задач отражают направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования:
1. Личностное развитие (личностная компетенция) -развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических установок и качеств;
2. Социальное развитие (социальная компетенция) -воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик;
3. Общекультурное развитие (общекультурная компетенция)- освоение основ отечественной и мировой культуры;
4. Интеллектуальное развитие (интеллектуальная компетенция)- развитие интеллектуальных качеств личности, освоение основ наук;
5. Коммуникативное развитие (коммуникативная компетенция)- формирование способности и готовности свободно осуществлять коммуникацию и общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами коммуникации.
Соответственно, в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.
Цели общего образования неразрывно связаны с условиями осуществления образования. Поэтому недостаточно устанавливать эти цели без характеристики соответствующих условий. Отсюда вытекает необходимость одновременного задания в государственных стандартах результатов образования и условий его осуществления.
В Концепции государственных образовательных стандартов общего образования предлагается в качестве государственных стандартов общего образования второго поколении рассматривать две основные группы требований- «Требования к результатам общего образования» и «Требования к условиям получения общего образования»

Наши рекомендации