Предмет, методы и функции этнологии
Первоначально предметом этнологии как науки стали народы, уровень культурного развития которых был значительно ниже, чем у европейцев. Такой подход был обусловлен тем, что к концу XIX в. практически все европейские народы находились на качественно новом этапе цивилизации. С точки зрения цивилизованных европейцев, существовала огромная дистанция между ними и культурно отсталыми народами, которые были в некотором роде «живыми предками», заслуживающими изучения и подчинения своим интересам.
В XX в. стали меняться и значительно расширяться представления о предмете науки. Прежде всего были подвергнуты критике идеи о разделении народов на примитивные (первобытные) и цивилизованные. Стали утверждаться представления о том, первобытные народы также имеют свою историю, не являются более ранней ступенью развития человечества и так же удалены от первобытности, как и европейцы.
Во второй половине XX в. продолжала расширяться предметная область этнологии. Большое внимание этнологи стали уделять межэтническим, межнациональным отношениям. Одной из актуальных тем стал вопрос о природе и сущности нации, ее этнической и общегражданской политической составляющей.
В современном понимании этнология изучает не только происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, отношения между этносами и их изменения, обусловленные этническими процессами, но также и этносоциальные (национальные), этнополитические, этнопсихологические, этнолингвистические и другие процессы и отношения этнонациональной сферы общества.
Таким образом, содержание этнологии совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры.
В действительности этнология изучает:
— возникновение этносов (этногенез);
— историческую эволюцию этносов;
— современную жизнь этносов, их культуру, традиции, обычаи и т.д.;
— возможные пути развития этносов в обозримом будущем.
Существуют специальные методы, используемые в этнологии:
В этнологии важное значение имеет сбор и накопление разнообразного материала для научного анализа. Это могут быть наблюдения и описания ученых-этнографов, записки путешественников, экспедиционные исследования, фольклорные материалы, литературные источники, изучение письменных источников и устных преданий, описание археологических и антропологических данных и т. п.
Одним из основных методов изучения жизни народов являются так называемые полевые исследования. Этот метод стал широко практиковаться с середины XIX в., когда возникла потребность иметь более полные и подробные знания о колониальных народах, их хозяйстве, общественном устройстве, обычаях, верованиях, психологии — с целью решения задач по управлению населением зависимых стран. Обычно метод полевого исследования предполагает длительное пребывание исследователя в месте проживания изучаемого этноса. Примером всестороннего и глубокого изучения этносов являются выдающиеся успехи американца Л. Моргана, долгое время жившего среди ирокезов, и русского исследователя Н. Миклухо-Маклая, который несколько лет провел среди папуасов Новой Гвинеи.
Важным методом этнологии является изучение письменных источников, которые обеспечивают исследователя разнообразной и достоверной информацией об изучаемых народах. Письменными источниками обычно являются написанные многими народами их собственные истории или описания их культур, содержат много полезной и ценной информации о жизни и культурах разных народов.
Немалую ценность в этнологии представляет метод изучения археологических материалов, что имеет особое значение для восстановления этнической истории и истории культуры. Apxеологические материалы ценны тем, что позволяют более точно чем другие источники, определить время отдельных исторических событий или возраст предметов культуры.
В этнологии используется и метод сравнительного языкознания, суть которого — в сравнении определенных слов из разных языков, позволяющих установить границы соотношения близких языков и степень их родства. Методом сравнительного языкознания можно проследить развитие культуры и этнокультурных отношений разных народов.
В XX в. в этнологии стали широко применяться статистические источники, в основном, ими являются переписи населения. Данные переписи имеют исключительную ценность не только потому, что позволяют установить общую этническую картину, но также помогают определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей.
Главные функции этнологии:
К числу важнейших функций этнологии следует отнести следующие: теоретико-познавательную; практически-прикладную; культурно-воспитательную; прогностическую.
Теоретико-познавательная функция служит выявлению логических, причинно-следственных закономерных связей внутри- и межэтнических систем. К теоретико-познавательной функции относится и формирование научных гипотез и теорий.
Следующей функцией является практически-прикладная. При определении проблемы исследования в этнологии имеется в виду не только проверка гипотез, объяснение полученных фактов, но и практическое применение новых знаний.
Важной функцией этнологии является культурно-воспитательная. Она дает ключ к правильному пониманию места и роли этнического в поведении человека, в жизнедеятельности этноса и общества в целом, помогает формировать культуру межнационального общения.
В качестве самостоятельной ученые выделяют прогностическую функцию этнологии. Данная функция позволят отследить те или иные процессы и тенденции, которые проходят у определенных этносов. В целом прогностическая функция направлена на определение ближайших и отдаленных перспектив этнического и межэтнического развития в конкретной стране.