Нераспространение ядерного оружия
Факультет права
Кафедра международного права
Эссе на тему:
Нераспространение ядерного оружия
Выполнил студент
группы 451
Жданов П.П.
Эссе проверила
Постникова Е.В.
Москва, 2014
Вооруженные межгосударственные конфликты имели место со времени возникновения первых государств и существуют по сей день. На данный момент в мире происходит сразу несколько вооруженных противостояний.
Ограничение использования ядерного оружия является чрезвычайно актуальной темой при изучении международного права. Вопросу нераспространения ядерного оружия посвящено наибольшее количество международно-правовых норм касающихся разоружения и ограничения вооружений. Обусловливается это тем, что ядерное оружие является одним из самых современных и опасных видов оружия, а также тем, что данное оружие рассчитано, в первую очередь, на использование в целях нападения одним государством на другое, что делает необходимым урегулирование вопросов, связанных с ядерным оружием на уровне международного права.
Центральным актом в системе норм, регулирующих нераспространение ядерного оружия, является Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. В преамбуле данного договора говорится о необходимости принять меры для предотвращения опасности возникновения ядерной войны. Данное предотвращение, как представляется, выступает главной целью Договора о нераспространении ядерного оружия и реализуется посредствам полного запрещения более широкого распространения ядерного оружия. Однако практика знает ни один случай появления после 1968 года ядерного оружия у государств, ранее им не обладавшим. Возникает вопрос: способно ли действующее международное законодательство на практике остановить распространение ядерного оружия? Ведь предотвратить опасность возникновения ядерной войны способна только фактическая невозможность распространения ядерного оружия. Ответ именно на этот вопрос является основной целью данной работы.
Первым препятствием на пути запрещения распространения ядерного оружия стал изначальный отказ определенного круга государств в подписании Договора о нераспространении ядерного оружия. В круг отказавшихся государств входят: Израиль, Индия и Пакистан. Индия и Пакистан при этом, объявили об обладании ядерным оружием и провели его испытания, а официальный Израиль отказывается подтвердить или опровергнуть утверждения о своих ядерных разработках. Отказ Израиля от подписания Договора создает сразу несколько проблем для международной борьбы с распространением ядерного оружия. Станислав Иванов в одной из своих статей выдвинул позицию о том, что отказ Израиля от подписания Договора о нераспространении ядерного оружия не позволяет создать на Ближнем Востоке зону, свободную от ядерного оружия. Иванов утверждает: «Главным камнем преткновения в создании ЗСЯО в регионе является особая позиция Израиля по этому вопросу, который, будучи членом МАГАТЭ, всячески уклоняется от присоединения к ДНЯО, игнорирует саму идею ЗСЯО. Общеизвестно, что Израиль имеет на вооружении от 100 до 200 ядерных боезарядов и средства их доставки, Тель-Авив официально не подтверждает, но и не опровергает сведения о наличии в стране ядерного оружия. Эта позиция внешне выглядит странной, учитывая, что сведения об израильской атомной бомбе стали достоянием гласности еще в 1986 году, когда их официально подтвердил сотрудник израильского ядерного центра Мордехай Вануну»[1].
Тот факт, что сразу несколько государств отказались от подписания Договора много лет назад, и до сих пор не подписали его, говорит о том, что отсутствует необходимый механизм принуждения, способный обеспечить должную универсализацию участия в Договоре о нераспространении ядерного оружия.
Вторым препятствием при реализации запрета распространения ядерного оружия стал выход государства из Договора. КНДР ратифицировала Договор, но впоследствии отозвала свою подпись, после чего провела первые испытания собственного ядерного оружия. Причиной данного рода проблемы послужила, как представляется, закрепленная Договором о нераспространении ядерного оружия возможность свободного выхода из соглашения. Договор предусматривает, что «каждый участник имеет право выйти из Договора, если он решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны». Данное положение устанавливает весьма субъективный подход к определению уважительности причины выхода из Договора, так как самому участнику предоставляется право решить, какие обстоятельства затрагивают интересы его страны. Юридически КНДР не нарушила нормы международного права (именно о нераспространении), но международная реакция на ядерные испытания в КНДР была в общем негативная, в частности, неодобрение высказали лидеры таких государств как Франция, Германия, Индия, Великобритания, Россия и США. Ситуация с ядерным оружием в КНДР наглядно показывает, что даже подписавшее Договор о нераспространении ядерного оружия государство имеет реальную возможность распространять ядерное оружие путем его создания на своей территории без серьезных последствий.
Третьей проблемой, с которой столкнулся запрет на распространение ядерного оружия это проблема чрезвычайной сложности контроля над исполнением Договора о нераспространении ядерного оружия. Существует широкий круг государств, чей промышленный и технический потенциал может позволить им в сжатые сроки разработать и начать производство собственного ядерного оружия[2]. Основной проблемой с точки зрения контроля за соблюдением Договора о нераспространении ядерного оружия является то, что один и тот же процесс – обогащение урана – может быть использован как для получения ядерного топлива для атомной электростанции, так и в создании ядерной бомбы. Выработка ядерных материалов для бомбы может осуществляться тайно, под видом производства ядерного топлива. Данные обстоятельства могут поспособствовать нарушению Договора каким либо из государств, например, Иран (также подписавший Договор) с 2004 находится под подозрением в разработке ядерного оружия, при этом реальной возможности проверить сведения о нарушении у международного сообщества просто нет.
Четвертый и последний серьезный вопрос, который возникает при обсуждении темы нераспространения ядерного оружия связан с тем, что Договор о нераспространении ядерного оружия предусматривает запрет только на само оружие (ядерные боеприпасы, сопутствующее оборудование и т.д.), но не касается средств применения ядерного оружия, в первую очередь, ракет. Распространение ракет может существенно повысить вероятность распространения ядерного оружия, так как без ракет от ядерной бомбы просто нет толка. Нераспространение ракет, способных нанести ядерный удар, обеспечивается лишь неюридическими договоренностями об ограничении поставок ракет и Международным кодексом поведения по предотвращению распространения баллистических ракет, который, скорее, дает некоторые предпосылки для формирования запрета на распространение ракет, чем реально запрещает это распространение, текст кодекса не содержит прямого запрета и содержит большое количество оценочных понятий.
Рассмотрев слабые стороны практической реализации запрета на нераспространении ядерного оружия можно подойти к выводу о том, что на данный момент международное сообщество еще не выработало идеальной системы по запрещению распространения ядерного оружия. Конечно, нельзя сказать о том, что рассматриваемый договор вообще не способствует остановке распространения ядерного оружия, роль данного договора весьма велика. Благодаря Договору о нераспространении ядерного оружия были урегулированы проблемы, связанные с нахождением ядерного оружия на территории нескольких бывших союзных республик СССР, кроме того, договор поспособствовал отказу ЮАР от ядерного оружия[3].
Переходя к обсуждению возможных путей решения рассмотренных проблем, необходимо сказать, что представляется необходимым принятие мер по универсализации участия всех государств мира в Договоре о нераспространении ядерного оружия, принятие мер по ужесточению контроля за исполнением данного договора, а также принятие мер по введению всеобщего запрета на распространение ракет, способных нанести ядерный удар.
Каждые пять лет проводятся конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия. На последней конференции экс-руководитель МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи представил предложения по укреплению режима нераспространения: отказ от строительства новых установок по обогащению урана и выделению плутония на ближайшие пять лет; перевод всех исследовательских реакторов, работающих на высокообогащённом уране, на использование низкообогащённого урана; ужесточение требований по проведению инспекций МАГАТЭ; ужесточение действий Совета Безопасности ООН в отношении любой страны, которая выходит из ДНЯО; ужесточение расследований и судебных преследований любой незаконной торговли ядерными материалами и технологиями; ускорение ядерного разоружения государств — участников ДНЯО, обладающих ядерным оружием; принятие мер, направленных на устранение существующего дефицита безопасности в регионах, подобных Ближнему Востоку и Корейскому полуострову. Данные предложения представляются весьма перспективными, так как их реализация способная оказать серьезное влияние на реализацию запрета на распространение ядерного оружия.