Политический режим является элементом формы государства, характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти

По сравнению с другими элементами формы государства политический режим является самым динамичным элементом и характеризует содержательные стороны формы государства. Политический режим связан с осуществлением государственной власти, в нем проявляется характер и стиль государственного руководства обществом. В политическом режиме концентрированно выражены методы, формы и средства реализации власти. Но политический режим также связан с легитимацией власти и конкретизирует в целом роль формы государства.

Политический режим тесно связан стипом и сущностью государства. Например, в некоторых монархиях политический режим более демократичен по сравнению с республиканскими государствами. В политическом режиме отражается в первую очередь эволюция формы государства. Не политический режим является частью государственного режима, а наоборот, государственный режим – составная часть политического режима, также как и государство является частью политической системы. Например, государственный режим может быть конституционным, военным, полицейским и др. А политический режим в свою очередь может быть демократическим или антидемократическим с соответствующими подвидами: авторитарный, тоталитарный, либерально-демократический, фашистский и др. С.А.Комаров отмечает, что один и тот же режим может быть при различных формах правления и организации власти, а в странах с одинаковой формой правления государственный режим может быть различным. В целом политический (государственный) режим как свойство формы государства обладает достаточно высокой степенью самостоятельности, через него существует возможность приспособить форму государства к меняющейся политической обстановке в стране.[65]

Политический режим является политико-правовым режимом, так как он проявляет свое действие в конкретных юридических формах, способах, методах и собственно в самих законах. Изменения формы государства обычно происходят через эволюцию политического режима. Политический режим – это «методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом».[66]

Особенности политического режима проявляются в порядке распределения полномочий между государственными органами, в их компетенции, в способах ее осуществления, в объеме прав граждан и наличии действенного механизма их защиты.

Признаки политического режима:

– характер и степень участия народа в осуществлении власти;

– способы и порядок формирования органов государственной власти;

– уровень правовой защищенности граждан;

– влияние негосударственных структур на власть;

– место и роль силовых структур;

– характер политического лидерства;

– формы и методы осуществления власти;

– способы разрешения социально-политических конфликтов.

В зависимости от форм и методов осуществления политической власти различают виды политических режимов. Преобладает классификация режимов на демократические и антидемократические. В тоже время антидемократические режимы подразделяются на авторитарный и тоталитарный политические режимы. В свою очередь тоталитарный режим рассматривается как разновидность авторитаризма. Существуют и другие классификации политических режимов. Например, в соответствии с многочленной классификацией политические режимы подразделяют на деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный, либерально-демократический и др. С учетом формы и типа государства режимы структурируют следующим образом. Рабовладельческому государству соответствуют деспотический, монархический, аристократический, олигархический режимы или режим полисной демократии. Феодальному государству соответствуют такие режимы, как абсолютистский, полицейский режимы, режим «просвещенного абсолютизма» и др. Капиталистическому государству соответствуют режимы – буржуазно-демократический, военно-полицейский, фашистский и др. При социализме официально выделяется лишь государственный режим, тогда как на практике он мог принимать многие черты предшествующих режимов: деспотического, тиранического, военно-полицейский, фашистский и др. Существуют также переходные политические режимы (с демократической или авторитарной направленностью, например, военные режимы) и чрезвычайные государственно-правовые режимы (устанавливаются в экстремальных для существования государства обстоятельствах).

Демократический режим характеризуется следующими признаками:

– выборность и периодическая сменяемость органов государственной власти;

– подотчетность государственных органов перед избирателями;

– участие населения в формировании и осуществлении власти;

– построение системы госорганов по принципу разделения властей;

– децентрализация органов государственной власти;

– наличие свободно формируемых партий и оппозиции;

– господство законности и наличие реального механизма защиты прав граждан.

Значение термина «демократия» схоже с понятиями «авторитаризм», «тоталитаризм», характеризуя тип государства и основы политической системы. Демократическое правление строится на самоуправленческих началах, широком участии населения в выборах на всех уровнях власти. Народ в данной системе политических ценностей объявляется источником власти (сувереном), так ему принадлежит учредительная (конституционная) власть в государстве.

Демократия предполагает равенство избирательных прав граждан, выборность органов государственной власти и местного самоуправления, равноправие граждан, систему разделения властей, в основе которой находится основополагающий принцип действия системы «сдержек и противовесов».

Существуют коллективистские (тоталитарные), индивидуалистические (либеральные), плюралистические (теории групп) теории демократии. В зависимости от того, кто (народ или его представители) осуществляют властные функции, какие формы демократии преобладают (прямая, представительная) все теории демократии можно разделить на теории непосредственной и репрезентативной (представительной) демократии. Принцип ограничения участия народа в управлении получил развитие в концепциях элитарной демократии (теория политического разделения труда). С репрезентативными элитарными теориями демократии связан корпоративизм, рассматривающий демократию как согласительное, неконкурентное правление крупных производственных организаций (корпораций) наемных работников и предпринимателей, а также партий при арбитражной роли государства. Здесь отрицается конкуренция элит, на первое место выходят согласительные процедуры.[67]

Существуют ценностные и рационально-утилитарные обоснования демократии. Демократия не всегда является эффективной формой организации политической жизни, например, в периоды кризисов, переходные периоды. Государство при демократическом режиме не только декларирует, но и гарантирует защиту прав и свобод человека.

Демократия как правление большинства является чистой абстракцией, но демократия как политическая система «предоставляет регулярные конституционные возможности для замены правительственных чиновников; это такой социальный механизм, который позволяет возможно большей части населения оказывать влияние на принятие важнейших решений посредством отбора кандидатов на политические должности».[68]

Рассмотрение демократии как правления большинства, как правление права, конституционализма, формы государства, политического режима, общества формально-юридического равенства – часто предполагает провозглашение, декларирование участия народа как источника власти и носителя суверенитета в различных формах представительной и непосредственной демократии.

Главнейшим условием, характерной чертой демократии является зрелость народа, что связывается с возможностью его самоуправления. Но необходимо учитывать, что «демократия – идеал и демократия – реальность довольно существенно расходятся».[69]Юридическое понимание государства предложено в либертарной теории: «государство – это правовая форма (правовой тип) организации и функционирования публичной политической власти».[70] Но еще И.А.Ильин предостерегал от переоценки демократии в ущерб идеи государственности, указывая на то, что ее развитие возможно в той мере, в какой не противоречит идее государственности.[71]

В настоящее время можно констатировать ослабление во всем мире действия форм или даже кризис модели плюралистической демократии. С другой стороны модель плебисцитарной демократии соединяет в себе элементы плюралистической модели и модели правящей элиты. Фактически утверждается режим правления технократии, политиков-менеджеров в условиях нового информационного или сетевого общества. Государственная власть, ее структуры управления при этом строятся по принципу сетевого общества.

Осуществляется правление с помощью информации, контроля за поведением масс с помощью современных технологий управления персоналом. Но подобные технологии имеют право на существование при высоком уровне правовой культуры и специальной юридической защищенности индивида. «Там, где низка политическая и правовая культура, персона, периодически избираемая народом, неизбежно будет утрачивать свой авторитет…при незрелом гражданском и правовом сознании разрушаются основы государственности».[72]

Управление избирательными ресурсами посредством избирательных технологий – еще одно новое качество современной демократии. Демократия как форма правления утрачивает свои позиции, но главным образом неформально, по сути. В реальном (не формально-юридическом) понимании можно лишь говорить о сочетании отдельных элементов демократии и демократических процедур с моделью сетевого общества.

Во все времена альтернативой представительной демократии выступала непосредственная демократия, которой вполне может стать и становится Интернет-демократия. «В настоящее время представляется возможным осуществить некоторые функции демократического управления с привлечением большой доли населения и достаточной эффективностью. Идеологи Интернет-демократии утверждают, что в ближайшем будущем станет возможным упразднение многих властных институтов. Их должно заменить просто Интернет-тестирование».[73]

Исходя из содержания теории правящей элиты «выборы лишь оформляют фактически олигархическую власть правящей элиты и никогда не могут создать механизм, контролирующий ее деятельность».[74] Активизация функций ООН связывается в последнее время с необходимостью пресечения массовых нарушений основных прав, особенно, если они создают угрозу международной безопасности. Но одним из наиболее острых вопросов в международно-правовой практике является «вопрос о правомерности гуманитарной интервенции». В тоже время указывается, что применение силы не может преследовать целей изменения политического или социально-экономического строя государства, устанавливается ограничение времени на применение силы лишь в целях восстановления прав человека и др.[75] Но политическая практика часто подтверждает обратное.

В условиях глобализации права и правосознания, при наличии современных технологий управления информацией правящая элита, сохраняя формально демократические процедуры, имеет возможность избегать перевыборов и ответственности. С другой стороны, «механизм принятия решения в Интернет-демократии выглядит довольно простым. Решения на любом уровне принимаются путем референдума, проведенного при помощи средств Интернета. Полученные в ходе опроса данные облекаются в законодательную форму. Несомненным достоинством предложенной формы государственного управления является ее значительное удешевление по сравнению с существующей и быстрая реакция на запросы и чаяния населения».[76]

При осуществлении Интернет-демократии предлагается, что легитимная формулировка вопросов для массовых опросов должна формулироваться профессионалами, они же должны юридически оформлять результаты народного выбора в виде правового документа. С другой стороны, справедливо указывается на недостатки подобной разновидности прямой демократии: манипулирование информацией, зависимость компьютерной сети от представителя их услуг, ограничение доступа граждан к средствам массовой коммуникации, что особенно опасно в подсчете и контроле за результатами голосования.[77]

Элитарный характер современной демократии проявляется в процедурах и результатах проведения выборов, когда происходит не просто управление и манипулирование общественным мнением, но и результатами выборов. Фактически в современных условиях модель плебисцитарной демократии реализуется на практике: учитывается степень промышленного развития, управление в этих государствах «осуществляется профессиональными экспертами и технократами, а средства массовой коммуникации полностью монополизированы истэблишментом для мобилизации масс и контроля за их поведением».[78]

Для антидемократического режима характерны следующие признаки:

– отсутствие реальной системы выборности органов власти;

– отсутствие разделения властей и преобладание исполнительной власти;

– наличие единой общеобязательной идеологии;

– отсутствие демократических прав и свобод:

– отсутствие реальной многопартийности и др.

Фашистский режим является жесткой формой антидемократического режима. Он основывается на идеологии нацизма и теории расового господства. Особенности фашизма проявляются в сочетании политики защиты населения и репрессивных методов управления. Он основывается на абсолютной власти вождя с опорой на репрессивные органы, на идеологии единства нации и мобилизационной экономике.

Авторитарный режим связан с сосредоточением большинства властных полномочий в руках правительства. Он основывается на авторитете и идеологическом влиянии харизматического лидера. Преобладает исполнительная власть, представительные органы реально проводят линию правительства, их решения носят формальный характер. Преобладают командно-административные методы государственного управления. Выборы отличаются формальным характером и лишь закрепляют преобладание правящей элиты. Механизм смены политической элиты реально отсутствует. Но, несмотря на огромное влияние исполнительных органов власти, отсутствует тотальный контроль государства над обществом. Граждане, как правило, принимают участие в государственном управлении, но это участие отличается минимальным влиянием на принятие решений и носит декларативный характер.

Авторитарный режим является как бы «промежуточной», переходной формой между антидемократическим и демократическим режимами. Иногда он носит элементы ограниченной, «контролируемой» диктатуры. Часто встречается авторитарный режим в периоды проведения государственных реформ в целях «контролируемого» перехода со стороны правящей элиты от одной системы власти к другой. Авторитаризм выступает одним из альтернативных тоталитаризму типов политической системы. Общее между тоталитаризмом и авторитаризмом – неограниченный законами характер власти, а с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, сохранение элементов гражданского общества.

Для авторитаризма характерны следующие признаки: носителем власти является один человек, власть носит неограниченный характер и опирается на силу, происходит монополизация политики и власти и в тоже время отказ от тотального контроля над обществом, политическая элита рекрутируется путем назначения сверху, а не на конкурентной основе. С учетом этих признаков авторитаризм определяют как «неограниченную власть одного человека или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах».[79]

Авторитарные режимы имели и имеют широкое распространение в политической практике: деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Авторитарная политическая система имеет определенные преимущества, которые связаны с возможностями эффективной организации общественного порядка, с возможностями контролируемых реформ. Авторитаризм, ориентирующийся на переход к демократии, может стать эффективным средством слома тоталитарных структур и планомерного процесса построения демократического общества и государства. «При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается».[80]

Тоталитарный режим характеризуется тем, что правящая элита не может обеспечить стабильности в государстве демократическими или авторитарными методами. Создается постоянно действующий механизм репрессивных органов, юрисдикция которых также в основном является репрессивной. Тоталитаризм проявляется в жесткой централизации власти, отсутствии реальных прав и свобод граждан, в идеологическом диктате и полной монополии на средства массовой информации. «Тоталитарный режим – это крайняя форма авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконролирующая и всепроникающая власть».[81] Устойчивый характер тоталитарной системе власти придает доминирование одной правящей партии, ее сращивание с государственным аппаратом. В тоже время существует запрет на деятельность оппозиции и на существование партий, неподконтрольных власти. Крайняя централизация власти и отсутствие реального самоуправления замыкается на партийном аппарате и ее лидере, который обычно одновременно является и главой государства. «Тоталитаризм – это политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии».[82]

Ядром тоталитарной политической системы выступает, как правило, централизованное политической движение с партией тоталитарного типа. Одновременно тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, провозглашая установление строя народной демократии как демократии высшего типа. К политическим основам тоталитарного режима относится наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения. Личность при этом утрачивает свою автономию и права, становится беззащитной перед всесильной властью. Основными разновидностями тоталитаризма являются: коммунистический тоталитаризм, национал-социализм, фашизм.

Контрольные вопросы и задания:

1. Понятие формы государства и ее основные элементы.

2. Форма правления, классификация, сравнительный анализ.

3. Форма государственного устройства и форма соединения государств.

4. Соотношение политического и государственного режима.

5. Форма и тип Российского государства.

Литература:

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд. М., 1999.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд. М., 2000.

Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Венгерова. М., 1995.

Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2-е изд.М., 2000.

Черданцев А.Ф. Теория государства и права. 2-е изд. М., 2000.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.

Наши рекомендации