Полисное устройство: Спарта и Афины
Ключевое слово, определяющее индивидуальную особенность Древнегреческой цивилизации - полис. Полис это греческая разновидность города-государства, в состав которого входили столица – собственно сам город и прилегающие к нему территории. По занимаемой территории типичный греческий полис был небольшим поселением (100-200 кв. км.), где может проживать от 5 до 10 тыс. человек. Самыми крупными полисами были Спарта и Афины, население которых составляло до 200 тыс. человек.
В греческом полисе как городе-государстве рано исчезла царская власть (за отсутствием реальной надобности), была существенно ущемлена роль аристократии и жречества, а мелкий и средний незнатный собственник (крестьянин, ремесленник, купец) вышли на первый план общественной жизни. Город-государство полис это сообщество свободных граждан-собственников, гражданская община, ядром которой был город с прилегающей деревенской округой хорой. Главным жизненным пространством полиса, его центром считалась агора рыночная площадь. Здесь проходили народные собрания, люди продавали свои товары, покупали, обменивались информацией, занимались политикой. В полисе имелась цитадель, которую греки называли акрополем, т.е. верхним городом. Это была, как правило, укрепленная часть города, находившаяся на холме. Здесь хранилась государственная казна полиса, храмы олимпийских богов и героев, гимнасий место для спортивных упражнений молодежи.
Греки не представляли себе нормальной человеческой жизни вне полиса. Лишь такой образ жизни они считали достойным свободного человека, настоящего эллина и в этом они видели свое отличие от всех варварских народов. Жители полиса составляли одну общину-полис. В отличие от Востока в общину-полис входило не только сельское, но и городское население. Членом общины мог стать каждый при условии, что он должен быть греком по национальности, свободным и владеющим частной собственностью. Все члены общины обладали политическими правами, могли заниматься государственной деятельностью. Поэтому греческий полис и называют гражданской общиной. Внутри полиса постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определяющие права и обязанности членов полиса, которые составляли основы полисной солидарности. Граждане на деле ставили интересы полиса выше личных. Так повинностью зажиточных людей (литургия) в пользу полиса выступала как почетная обязанность. Бедные в полисе могли жить за счет богатых. Полис занимался не только внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию. Все граждане полиса были потенциальными воинами, членами полисного ополчения, бравшимися за оружие в случае необходимости. Таким образом полноправный член полиса соединял в себе гражданина, собственника и воина. Для греческого полиса была свойственна автаркия (самодостаточность): экономическую основу жизни полиса обеспечивало сельское хозяйство, которым занимались его граждане, они же решали гражданские и военные вопросы, встающие перед городом-государством.
Для полиса были характерны 2 типа правления: олигархическое (власть меньшинства) и демократическое (власть большинства). Двумя основными факторами развития греческой демократии были: высокое значение народного собрания и выборность власти. По своей социальной структуре полис делился на три слоя: полноправные граждане члены общины-полиса; не члены полиса крестьяне, потерявшие землю и метеки (иностранцы); рабы (рабами становились только военнопленные). Рабство в Греции воспринималось как нечто естественное, а свобода считалась даром, доступным далеко не всем людям.
Полисы достигли своего расцвета на рубеже VI – V вв. до н. э . К этому времени Греция представляла собой множество отдельных небольших городов-государств. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса – Афины и Спарта, причем каждый из них развивался особым путем.
История Афин это история становления демократического полиса. Поначалу монополия на власть принадлежала в Афинах родовой знати (евпатридам), которые входили в ареопаг (совет) высший коллегиальный орган власти, политику которого осуществляли три высших должностных лица архонты, в своей деятельности совещавшиеся с собранием старейшин, представителей знатных аристократических родов. Народное собрание теряло свою силу, и свободные граждане полиса постепенно стали превращаться в зависимых от знати, что вело к обострению социальной напряженности в полисе. В начале VI в. Афины были на грани гражданской войны, избежать которой удалось благодаря реформам Солона, обедневшего евпатрида, избранного архонтом, в 594 г. Солон запретил долговое рабство, ранее попавшие в рабство за долги объявлялись свободными, задолженности за землю аннулировались, и была ограничена продажа земель в одни руки. Политические права свободных членов полиса определялись в зависимости от имущественного ценза. Так, бедные могли избирать, но не быть избранными на высшие должности. Возросла роль народного собрания, которое теперь собиралось 40 раз в год. В противовес аристократическому ареопагу был создан Совет из 400 граждан. При Солоне был также введен суд присяжных. Далее в ходе борьбы демократии и аристократии определился целый ряд важных демократических принципов, одним из которых было местное самоуправление, которое закрепила Конституция Клисфена. В 509-507 гг. до н.э. архонт Афин Клисфен своей административно-территориальной реформой упразднил старую родоплеменную организацию общества, введя разделение населения на 10 новых территориальных фил, от каждой из которых отбиралось по 50 человек в Совет, созданный еще Солоном. Клисфену удалось уравнять в правах коренных граждан и метеков. При нем в Афинах появился политический обычай - остракизм (суд черепков) когда сами граждане с помощью процедуры, схожей с прообразом тайного голосования, определяли угрожает ли кто-нибудь афинской демократии. В середине V в. вследствие реформы афинского стратега Перикла все граждане полиса обрели право избираться на любую должность, кроме должности военачальника.
Иной вариант развития полиса дает Спарта. В историографии Спарту называют военизированным государством. Основой, на которой зиждилась община равных (спартиатов) были рабы-илоты. Кроме них на спартанцев работали периэки (живущие вокруг), лично свободные, даже привлекаемые во вспомогательные отряды пехоты, но не имеющие политических прав жители Спарты. Положение жителей Спарты было строго определено. Сами спартиаты полноправные члены полиса, были только воинами и не занимались производительным трудом или торговлей. Ремесло и торговля считались уделом периэков, а сельскохозяйственный труд рабов-илотов. В Спарте не было частной собственности на землю. Вся земля была поделена на 9 тыс. участков (соответственно числу полноправных граждан полиса), каждый из которых вместе с проживающими на нем илотами передавался одному спартиату. Спартой правили два царя-военачальника. Царям принадлежали некоторые жреческие и судебные функции. Большой вес имел совет старейшин (герусия) из 30 человек, куда входили оба царя и 28 выборных геронтов в возрасте не моложе 60 лет. По сути совет старейшин выполнял и законодательные и исполнительные функции. Народное собрание имело право лишь соглашаться или не соглашаться с предложениями совета старейшин. Контроль за деятельностью царей и герусий (и всех спартиатов) осуществляли эфоры, выбираемые ежегодно по одному из каждых пяти спартанских селений. Таким образом, Спарта дает нам пример олигархического правления.
В ходе Греко-персидских войн родилось соперничество между Афинами и Спартой. Весь греческий мир разделился на два непримиримых лагеря: сторонников Афин, возглавлявших Делосский морской союз (478 г. до н.э.), а затем Афинскую морскую державу (250 полисов), и сторонников Спарты, создавшей в противовес Афинам Пелопоннесский союз, в который кроме небольших полисов вошли богатые Коринф и Мегары. В 431 г. между этими союзами началось война, которая длилась 30 лет, и в которую были втянуты практически все греческие полисы. В конечном итоге победа досталась Спарте, но эта война ослабила не только Афины и Спарту, но и всю Грецию. Проиграла не только демократия, но и олигархия, не только побежденные, но и победители.