Вопрос№70 Казахстан в системе современных международных отношений
Казахстан, катапультировавшись в независимость в 1991 году, сумел в исторически небольшие сроки занять достаточно прочные позиции на международной арене, чему способствовал ряд объективных и субъективных факторов.
В отличие от других государств СНГ Республика Казахстан (РК) сумела избежать крупных межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Полиэтничность и поликонфессиональность воспринимаются казахстанским обществом не как недостаток, а как преимущество и безусловное благо.
Казахстан сумел найти приемлемый баланс в сфере языковой политики, объявив казахский язык государственным и придав русскому языку статус официального. Пережив в начале 1990-х годов значительный отток русскоязычного и немецкоязычного населения в Россию, ФРГ и Израиль, Казахстан в дальнейшем вновь оказался привлекательным для мигрантов из других стран. Более того, многие из тех, кто по разным причинам покинул РК, теперь возвращаются на прежнее место жительства – в том числе из России. Государство помогает вернувшимся получить работу или создать собственный бизнес.
Казахстан не только сохранил межконфессиональный мир на собственной территории, но и способствует укреплению и развитию межрелигиозного и межцивилизационного диалога в международном масштабе. Можно утверждать, что Казахстан является эффективно действующей моделью светского государства, гарантирующего представителям различных религиозных конфессий возможность исповедовать свою религию, не ущемляя при этом прав и свобод других граждан. Религиозный экстремизм на территории РК не имеет той социальной базы, масштаба и размаха, которые могли бы стать источником нестабильности для страны и ее соседей. Признанием достижений Казахстана в сфере межконфессиональных отношений стало проведение в стране форумов представителей мировых религий.
В отличие от многих стран бывшего СССР Казахстан располагает огромными запасами природных ресурсов, в том числе – значительным объемом разведанных запасов нефти и газа. Еще несколько лет назад зарубежные исследователи были склонны преуменьшать возможности Казахстана в этой сфере, указывая, что доля Каспия в мировой добыче углеводородов несопоставима с Персидским заливом. Однако время показало, что без участия Казахстана многие крупномасштабные международные проекты (вроде нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан) не могут стать экономически эффективными и рентабельными.
Учитывая сложную ситуацию на Среднем Востоке, можно говорить о неплохих перспективах Казахстана и его возрастающей роли в обеспечении международной энергетической безопасности. Напомним, что во время своего официального визита в Грузию в начале октября текущего года, президент Казахстана Н.А. Назарбаев заявил о том, что в ближайшие десять лет Казахстан намерен войти в десятку наиболее крупных поставщиков нефти на международный рынок.
Следует отметить, что Астана сумела грамотно распорядиться природными богатствами, своевременно создав привлекательный инвестиционный климат. Начав с отчасти невыгодных для себя контрактов, Казахстан постепенно меняет их условия в свою пользу, выдвигая к новым инвесторам более жесткие требования в экономической, экологической и социальной сферах. Рост мировых цен на углеводороды был использован государством для создания Национального фонда1, способного смягчить многие проблемы социально-экономического характера.
Казахстан сумел в значительной мере смягчить некоторые недостатки своего географического положения. Страна не имеет выхода к морю (за исключение закрытого Каспия), и потому сделала акцент на максимальном использовании своего сухопутного транспортно-коммуникационного потенциала. Казахстан сумел возглавить ассоциацию государств-членов ООН, не имеющих выхода к морю, поскольку обладает международным авторитетом и способностью добиваться поставленных целей.
К итогам председательства Казахстана в ОБСЕ Девиз ДП - "Trust", "Traditions", "Transparency", "Tolerance"
("Доверие", "Традиции", "Транспарентность", "Толерантность")
День Президента, который отмечается в Казахстане впервые, позволяет обобщить, осмыслить самые различные стороны политики последних лет. Одним из наиболее актуальных достижений Казахстана, совершенных под руководством Президента Н.А. Назарбаева, является председательство в ОБСЕ и Астанинский саммит ОБСЕ в 2010 году. Эксперты многих стран отмечают важность того, что Казахстан, в качестве председателя ОБСЕ, выбрал наиболее мудрый и дальновидный формат сближения позиций между главными мировыми центрами силы. Астана предложила в качестве ключевых те темы, по которым достижение компромисса между Востоком и Западом возможно. Причем не только в долгосрочной перспективе, но в самом ближайшем будущем. Разумеется, при наличии доброй воли всех участников международного процесса. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев абсолютно прав в том, что без TRUST и TRANSPARENCY – без доверия и открытости – невозможно решить ни одну международную проблему. Нурсултан Назарбаев справедливо подчёркивает, что «системные проблемы безопасности кроются в отсутствии взаимного доверия» между странами. Председательствуя в ОБСЕ в 2010 году, Казахстан выделил ряд конкретных проблем, решению которых и способствовал в своём новом качестве: – Выработка базовых принципов построения новой архитектуры европейской и евразийской безопасности. – Укрепление роли ОБСЕ в противодействии международному терроризму, наркотрафику и торговле людьми. – Активизация усилий Организации в решении затяжных конфликтов. – Поддержка процесса мирного урегулирования в Афганистане. – Локализация межэтнических конфликтов и содействие толерантности в сфере межнациональных отношений. – Выработка подходов к решению проблем миграции и интеграции в рамках мусульманского мира (примечательно, что в 2011 году Казахстан также председательствовал в Организации Исламская Конференция). – Решение вопросов экологии. – Обеспечение энергетической безопасности и надёжности энергоснабжения. – Способствование созданию транспортных коридоров между Азией и Европой. – Содействие реализации политического полноправия женщин. В мире, как считают многие специалисты, имеется необходимость принятия нового основополагающего документа ОБСЕ, аналогичного Хельсинкскому акту 1975 г. Этот действующий акт не смог предотвратить возникновения крупных межэтнических и межгосударственных столкновений в Европе. Войны на Балканах, конфликты вокруг самопровозглашённых государств указывают на крайнюю актуальность нового Договора о европейской, точнее о евразийской безопасности, который иногда называют «Хельсинки-2». Договор о евразийской безопасности может и должен стать эффективным дополнением к существующим и формирующимся компонентам системы безопасности не только Европы, но и Евразии в целом. В этом плане Казахстан в ходе своего председательства сделал важный акцент – европейскую безопасность без азиат- ской обеспечить невозможно. Понимание этого стало настоящим кредо Астаны вплоть до сегодняшнего дня. В исторической Астанинской декларации, принятой по итогам Саммита ОБСЕ, систематизированы и классифицированы новые риски, с которыми сталкивается международная безопасность. Это, прежде всего, угрозы международного терроризма и организованной преступности, распространения оружия массового уничтожения среди негосударственных субъектов. От того, как быстро и эффективно пойдёт по ним работа заинтересованных международных субъектов, будет зависеть европейская и мировая безопасность уже в скором будущем. В целом, председательство Казахстана стало шансом для стран-участниц ОБСЕ найти такие точки соприкосновения, которые позволят заложить основы общего евразийского пространства стабильности, благополучия и безопасности на обозримую историческую перспективу. В ходе откровенных обсуждений в период председательства Казахстана были тщательно исследованы проблемы в практике предупреждения конфликтов, управления кризисами, а также причины, препятствующие их эффективному разрешению. Казахстан всецело и в год своего председательства в ОБСЕ, и сегодня, два года спустя, продвигает предложение о создании механизма предотвращения локальных кризисов с широким спектром инструментов и каналов реагирования в контексте широкой общеевразийской безопасности. И это несомненный плюс казахстанской внешней политики, уверенно направляемой все эти годы Президентом Н.А. Назарбаевым.
Вопрос №71.