Этапы становления суверенитета. Государственные символика и атрибутика: Гимн, Герб, Флаг
В становлении суверенитета Казахстана можно выделить несколько этапов. Это 1989 – 1990 годы, когда происходило углубление социально-экономического кризиса, с одной стороны, и политических противоречий, половинчатости действий, нерешительности союзного руководства, с другой. В это время был принят "Закон о языках"(1989) , был учрежден пост Президента в Казахстане( 24 апреля 1990). Следующий этап – это время со дня провозглашения Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР 25 октября 1990 года до распада Советского Союза в декабре 1991 года. В это время происходят активные выступления руководства страны за экономическую самостоятельность; нарастала радикализация деятельности различных политических организаций, партий и движений. Затем идет этап, ознаменованный законом "О государственной независимости Республики Казахстан" о 16 декабря 1991 года и до конца 1992 года. В этот период произошло провозглашение государственной независимости Казахстана, установление единого казахстанского гражданства, введение самостоятельной экономической системы, финансово-кредитной, налоговой и таможенной служб, утверждение символов государства и атрибутов Республик Казахстан. 4 июня 1992 года были утверждены государственный флаг, герб, гимн (текст гимна утвержден 11 декабря). 2 марта 1992 года Казахстан был принят в ООН. 29 сентября в Алматы открылся Первый всемирный курултай казахов. В 1992 году была создана Ассамблея народов Казахстана. С января 1993 года начался очередной этап, он связан с принятием первой Конституции независимого Казахстана и завершился в марте 1995 года. В этот период значительно возрос международный авторитет Казахстана, предпринимались активные меры по обеспечению республикой своей внешнеполитической безопасности. В марте 1995 года начался новый этап, он связан с признанием Конституционным Судом Республики Казахстан нелигитимности полномочий депутатов Верховного Совета Республики Казахстан; созданием Ассамблеи народов Казахстана, первая сессия которой открылась 24 марта в Алматы. 29 апреля состоялся референдум по продлению полномочий Президента Казахстана до 2000 года. 30 августа на всенародном референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан. В декабре состоялись выборы в двухпалатный Парламент Казахстана.4 июня 1992 года утверждены герб и флаг РК.Авторами герба являются Жандарбек Малибеков и Шота Уалиханов. Герб имеет форму круга. В мире самой совершенной формой считается форма шара. А круг как самый близкий к этому совершенству элемент, особо ценится у кочевников. Это символ жизни, вечности. Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего Герба, является шанырак - круговое навершие купола юрты. Шанырак - символ семейного благополучия, мира, спокойствия. Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык - зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди - уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца - источник жизни и тепла. Авторам удалось решить проблему изображения кереге - раздвижных решетчатых основ юрты. Крестообразные, тройные, кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность. Таким образом, языком геральдики авторы отражают миролюбивую сущность казахов. Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны – тулпары. Силуэт скакунов на языке геральдистов имеет глубокий смысл и содержание. Он означает: бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, т.е. признак труда, изобилия и материального благополучия. В центре герба находится пятиконечная звезда. В проекте там были расположены полумесяц и три маленькие звезды. по ходу обсуждения предлагались варианты восьмиконечной, семиконечной, пятиконечной звезд. Остановились на последнем. Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов. Остается отметить световую гамму нашего герба. В основном их две: золотистая и голубая. Первая соотвествует светлому, ясному будущему Наших народов. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем гербе олицетворяет наше стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты. Автором флага является Шакен Ниязбеков. Надо отдать должное настойчивости и целеустремленности автора, который с самого начала отказался от многоцветия и аляповатости и доказывал одноцветие флага как символ единства Казахстана. И вот в окончательном варианте определяется светло-голубой цвет. Прежде всего, светло-голубой цвет относится к числу тех цветов, который человечеством с давних времен широко используется как один из ярких, выразительных и приятных. Данный цвет преобладает в природе. В международном плане к политике той страны, которая подняла символом своей государственности светло-голубой флаг, необходимо относиться с наибольшей доверительностью и пониманием. Чистый голубой цвет нашего флага свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неделимости государства. Солнце - источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно при внимательном рассмотрении лучи солнца в нашем флаге одновременно имеют форму зерна - основы изобилия и благополучия. В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел или беркут. Его изображение в гербах и флагах народов и этнических групп, населявших Казахстан, имеет давнюю традицию. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации. Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент "кошкар-муйз - бараньи рога". В 1944 году композиторы Мукан Толебаев, Евгений Брусиловский и Латиф Хамиди написали гимн Казахской ССР. В нем нашли отражение трагедия великой войны, дух приближающейся победы, дружба народов, трудовой энтузиазм, характерный людям той исторической поры. Хотя до этого у нас не было официально принятого гимна, тем не менее в истории казахов было множество музыкальных произведений, близких по своему духу и значимости к гимну. Среди них "Елим-ай", "Сары-арка", "Адай". В начале 1992 года был объявлен конкурс на музыку и текст нового гимна Республики Казахстан. В отборочную комиссию были направлены около 750 проектов. В ходе обсуждения общественность высказала мнение о необходимости сохранения музыки предыдущего гимна, дорогого и близкого сердцу каждого казахстанца. Гимн - сложное музыкально-поэтическое произведение. Как правило, он состоит не только из мотива, большое значение в нем имеет и текст песни. Победителями в поэтическом марафоне вышли четверо. Трое из них: Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев и Туманбай Молдагалиев - известные поэты среднего поколения. К ним присоединилась молодая, талантливая поэтесса Жадыра Дарибаева.
83.Программа стабилизации экономики (по книге Н.А.Назарбаева *На пороге ХХ1 века*).
Переходный период от одной общественно-экономической системы, основанной на диктате центра всегда труден для всех государств во все времена. Для государств СНГ вдвойне, т.к. приходиться учитывать менталитет и воспитание народа в течении всех лет советской власти. В ХХ веке было много альтернатив: колониальные владения или новые формы отношений метрополий и колоний; фашизм или демократия. И перед государствами СНГ тоже встал выбор: социализма или капитализма, авторитаризм или демократия, светское или государство на религиозной основе, модернизация. В данной главе Назарбаев раскрывает понятие «модернизация». В связи с необходимостью на пороге 20 века выбора для пост-колониальных стран пути развития - светский или западный. Модернизация – «осовременивание», приведение чего-либо в соответствие с современными нормами. Западный вариант модернизации рассматривает мировое развитие как лестницу, на ступенях которой слаборазвитые, среднеразвитые, высокоразвитые страны. Все страны должны пройти эти ступени. К сожалению, это вариант не давал модели развития, т.к. ориентировался на высокий уровень развития метрополии и использование колоний. Назарбаев перечисляет ключевые положения модернизационных установок в чистом виде:
1. экономически - формирование разветвлённой рыночной системы; соотношение занятых в аграрной и индустриальной сферах; урбанизация; зависимая от государства регулирование финансово-денежной системы; изменение технологической базы производства и машинных форм труда; развития сектора услуг;
2. в политической сфере - формирование гражданского общества и социальных институтов государственной независимости. Это не универсальная идея, хотя положительные направления культурной модернизации в ней есть (всеобщая грамотность, многообразие идеологий, свобода слова, свобода личности человека). Что же из этого взял Казахстан, который в начале 90-х годов тоже встал перед необходимостью выбора. Стратегия развития должна определяться не зарубежными экспериментами, а собственными силами с учётом национально-государственной спецификой, политической историей, культуры, постсоветских стереотипов, этнических традиций; в чистом виде модернизация в Казахстане не пройдет, т.к. имеется урбанизованное общество с индустриальным комплексом, грамотным населением, современной системой образования, науки, культуры, здравоохранения.