Особенности оплаты труда руководителей бюджетных учреждений

Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров производится в соответствии со статьей 145 Трудового кодекса РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Указанным постановлением закреплено: ввести с 1 декабря 2008 г. новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов.

Существенные изменения, в частности, внесены в порядок формирования фонда оплаты труда и установления заработной платы руководителей.

В настоящее время фонд оплаты труда формируется из:

Объема ассигнований федерального бюджета;

Объема ассигнований бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Средств, поступающих от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.

Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.

Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Так, утвержденный Перечень должностей работников, относимых к основному персоналу для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений по виду экономической деятельности "Образование" содержит:

доцент;

преподаватель.

В Перечень должностей работников, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности "Научные исследования и разработки" включены:

главный научный сотрудник;

ведущий научный сотрудник.

Приказом Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) от 23 марта 2010 г. N 152 утвержден Перечень должностей работников, относимых к персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений, согласно приложениям 1, 2, 3.

В частности, в Перечень должностей работников, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности "Здравоохранение и предоставление социальных услуг", включены:

Врач-специалист;

Провизор-технолог;

Провизор-аналитик;

Специалист по социальной работе.

Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 апреля 2008 г. N 167н.

При расчете средней заработной платы работников учитываются их оклады (должностные оклады), ставки заработной платы и выплаты стимулирующего характера за календарный год. Выплаты компенсационного характера не учитываются. Расчет средней заработной платы работников производится за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителя учреждения.

Следовательно, в данной ситуации руководитель заинтересован в повышении заработной платы (окладов и стимулирующих выплат) основного персонала учреждения, что является несомненным достоинством новой системы оплаты труда.

Средняя заработная плата работников определяется путем деления суммы окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат стимулирующего характера за отработанное время в предшествующем календарном году на сумму среднемесячной численности работников основного персонала учреждения за все месяцы календарного года, предшествующего году установления должностного оклада руководителя учреждения.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей, учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.

Федеральные государственные органы - главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера. Данное положение является новеллой, ибо в настоящее время, при установлении выплат стимулирующего характера, главные распорядители средств федерального бюджета будут учитывать эффективность работы подведомственных учреждений.

Примечательно, что введение новой системы оплаты труда позволит заинтересовать руководителей в сокращении численности персонала и за счет этого в увеличении средней заработной платы работников. Но, для предотвращения снижения качества выполняемых работ, в учреждениях необходимо предусмотреть специальные поощрения, направленные на повышение качества продукции, работ или услуг каждого учреждения.

Для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров закреплен специальный перечень стимулирующих выплат. Они могут быть установлены с учетом целевых показателей эффективности деятельности учреждения.

Стимулирующие выплаты руководителю учреждения устанавливаются федеральным органом, в ведении которого находится учреждение (суммарный размер до 5% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда). Размеры стимулирующих выплат определяются с учетом результатов деятельности учреждения.

Премирование руководителя учреждения осуществляется с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы учреждения. Размеры премирования руководителя, порядок и критерии его выплаты ежегодно устанавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в дополнительном соглашении к трудовому договору руководителя учреждения.

В Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2007 г. N 823 установлен порядок назначения руководителям федеральных бюджетных учреждений выплат стимулирующего характера.

Конкретный процент ассигнований определяет главный распорядитель средств федерального бюджета, в ведении которого находятся бюджетные учреждения. Определение процента будет зависеть от размера фонда оплаты труда, результата деятельности учреждения и других показателей (например, участие в реализации национальных проектов).

В каждом учреждении разрешено выделять наиболее важный показатель его деятельности. Если руководитель учреждения его выполнит, то может рассчитывать не менее, чем на 30 процентов от общей суммы установленных ему выплат стимулирующего характера.

Конкретные показатели, а также размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для руководителя учреждения будут устанавливаться ежегодно.

В аспекте сравнительного трудового права, в США многие компании тесно увязывают заработную плату руководителя с результатами деятельности организации. В крупнейших компаниях США фондовые опционы составляют более 50 процентов совокупного дохода генеральных директоров и около 30 процентов оплаты труда менеджеров высшего звена.

Использование надбавок (бонусов) за полученную прибыль в отношении управляющих высшего звена является эффективным методом стимулирования их труда в соответствии с долгосрочными достижениями (результаты работы организации за ряд лет).

В качестве законодательного предположения: статья 145 Трудового кодекса РФ вряд ли правильно закреплена в главе 21, ибо она отражает дифференциацию в правовом регулировании заработной платы. Полагаю, что было бы логичным и обоснованным предусмотреть, соответственно:

1) в отношении руководителя организации - в главе 43 ТК РФ "Особенности регулирования труда руководителя организации...".

2) относительно правового регулирования труда (включая заработную плату) заместителей руководителя организации и главных бухгалтеров, целесообразно закрепить в главе 55 ТК РФ. "Особенности регулирования труда других категорий работников".

Наши рекомендации