Коллективные субъекты, наделенные специальными функциями, их виды и компетенция
Субъектами трудового права являются также Федеральная инспекция труда и специализированные государственные инспекции надзора, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда. Трудовой кодекс (гл. 57) закрепил их права и обязанности, отнес к ним следующие органы надзора с их территориальными учреждениями:
1) Федеральная инспекция труда. Она осуществляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории Российской Федерации. Эта инспекция образована в 1998 году в соответствии с ратифицированной Россией Конвенцией МОТ №81 (1947 г.) «Об инспекции труда». Правовой статус федеральной инспекции труда определен гл. 57 (ст. 350—365) ТК и Положением о ней. Ее деятельностью руководит Главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на эту должность и освобождаемый от нее Правительством РФ.
Вся деятельность органов федеральной инспекции труда и их должностных лиц осуществляется на основе гуманных принципов: уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также законности, объективности, гласности и независимости. Полномочия государственных инспекторов — органов федеральной инспекции труда РФ прямо закреплены в Кодексе в ст. 357 (их права) и в ст. 358 (их обязанности);
2) Государственная санитарно-эпидемиологическая служба.
Она осуществляет надзор за санитарным состоянием производственных помещений, рабочих мест, производственных столовых, буфетов, общежитий и т. п.; проверяет соблюдение гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил всеми должностными лицами администрации всех производств. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Госсанэпиднадзора находится в структуре Минздрава России и действует на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г.;
3) Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор). Он действует на основании ст. 366 ТК и Положения о нем. В Положении определены его права и обязанности в надзорной сфере. Имеются специальные перечни предприятий, производств и работ, за которыми органы Госгортехнадзора осуществляют надзор. Эти работы связаны с повышенной опасностью, с пользованием недрами, с работой под землей, на магистральных трубопроводах, с вредными, взрывчатыми и опасными веществами, с перевозкой опасных грузов и т. п.
За нарушение правил по безопасному ведению работ, хранению, использованию взрывчатых веществ начальники инспекции, округов и их заместители налагают на соответствующих виновных должностных лиц администрации штраф в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Постановление о наложении штрафа может быть в 10-дневный срок обжаловано в вышестоящий орган этого надзора или в суд, решение которых является окончательным;
4) Государственный энергетический надзор (Госэнергонадзор). Он находится в структуре Министерства энергетики РФ. В соответствии со ст. 367 ТК Госэнергонадзор осуществляет надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоисгюльзующих установок. Как и другие специализированные государственные инспекции, он разрабатывает и утверждает соответствующие правила, инструкции по этим вопросам по согласованию с профсоюзными центральными органами, участвует в разработке технических условий на соответствующее оборудование и госстандартов. Инспектора Госэнергонадзора, как и других специализированных государственных инспекций, проверяют и визируют проекты новых и реконструируемых установок, могут участвовать в расследовании несчастных случаев на поднадзорном производстве;
5) Государственный надзор по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор). Органы Госатомнадзора осуществляют надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности (ст. 369 ТК). Госатомнадзор разрабатывает и принимает правила, указания, инструкции, обязательные для всех соответствующих производств. Он имеет право запрещать применение изделий и технологий, не обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность работников и населения, окружающей среды, а также может привлекать к административной ответственности должностных лиц не только производств, но и министерств, ведомств, органов исполнительной власти, допустивших нарушения требований правил ядерной и радиационной безопасности.
Помимо перечисленных государственных инспекций, контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда осуществляют профсоюзы и их инспекции.
Субъектами трудового права являются и органы службы занятости в правоотношениях по обеспечению занятости и трудоустройства.
К субъектам трудового права относятся также соответствующие юрисдикционные органы, рассматривающие индивидуальные (комиссия по трудовым спорам, суд и др.) и коллективные трудовые споры (примирительная комиссия, посредник и трудовой арбитраж).