Особенности возникновения государства у различных народов
Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных географических регионах независимо друг от друга. Такими государствами были Древний Египет, Ассирия, Вавилон, Древний Китай, Древний Рим и др. По-видимому, процесс возникновения государств сам по себе сложный и длительный и его трудно детально изучать в силу его исторической удаленности. Вместе с тем в юридической литературе выделяют в основном два пути возникновения государства — восточный (азиатский) и западный.
Восточный (азиатский) путь возникновения государства характерен для самых древних государств, которые возникли 5 тысяч лет назад в долинах таких крупных рек, как Нил, Ганг, Янцзы и др., т. е. в зонах поливного земледелия, которое позволило резко повысить производительность труда. Поливное земледелие требовало огромных усилий по объему работ — устройства каналов, дамб и других ирригационных сооружений. Данная объективная ситуация определяла прежде всего необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления. Однако это превышало возможности отдельных родоплеменных образований и соответственно определяло необходимость их объединения под единым началом централизованной власти в масштабе общества.
Вместе с тем сохранились сельскохозяйственные общины, а следовательно, и общественная форма собственности на основное средство производства — землю. На основании получаемой прибыли от существующей собственности появилась материальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления, состоящий из представителей родоплеменной знати. Иными словами, внутри общины выделилась особая группа должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т. п. Общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную социальную прослойку — важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. Таким образом, одной из главных предпосылок образования государства и классов по восточному типу было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления. Этот аппарат был необходим для организации поливного земледелия, осуществления различных форм контроля над появляющимися экономическими и политическими процессами, решения иных задач.
Восточные государства в некоторых своих чертах существенно различались. Однако им свойственны общие, характерные причины их появления, а именно:
потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;
необходимость объединения в этих целях значительных масс людей больших территорий;
стремление к единому, централизованному руководству этими массами.
Примечательно следующее: все восточные государства были абсолютными монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная собственность на основные средства производства, а частная собственность имела второстепенное значение. Следует заметить, что восточный путь Л возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.
Западный путь возникновения государства. Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В наиболее чистом виде это можно наблюдать на примере Древней Греции. По мере развития частной собственности возрастает экономическое неравенство; в обществе растет влияние экономически сильной группы. Постепенно формируемая частная собственность становится базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих слоев. Именно эта тенденция позволила овладеть экономически влиятельному слою институтами государственной власти, использовать их прежде всего для защиты своих интересов. Следовательно, наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности — господство родовой знати было постепенно ликвидировано.
В связи с изменением социальной структуры общества, в целях подавления возможного сопротивления новым властителям, обеспечения порядка, сборов налогов создается система государственных органов, в совокупности составляющих механизм государства. Как видим, внутренние противоречия собственности, расслоение общества, необходимость совершенствования управления обществом в конечном счете привели к созданию в Афинах государства — особой политической организации для поддержания господства, защиты собственности и установления правопорядка.
Римское государство также возникло в результате естественного разложения первобытно-общинного строя и последующего социально-экономического развития общества. Вместе с тем длившаяся 200 лет в этом обществе борьба между патрициями и плебеями ускорила процесс формирования государства. Именно это централизованное, опирающееся на силу образование могло снять остроту противоречий враждующих социальных групп, ввести их в рамки общего порядка, способствовать стабильности общества.
Древнее германское государство возникло на той социально- экономической основе, о которой говорилось выше (появление прибавочного продукта, частная собственность, расслоение общества и др.). Вместе с тем завоевание германскими племенами общинных территорий Римской империи ускорило образование германских государств. Очевидно, существовавшая у этих племен организация власти не обеспечивала управление покоренными народами, что явилось дополнительным импульсом к созданию германского государства.
Государственно-организованное общество восточных славян формируется в результате тех же социально-экономических процессов, которые привели к возникновению государства у других народов. Вместе с тем здесь существенное значение имела необходимость защиты восточных земель от постоянных разрушительных набегов кочевых племен.
Происхождение права
Необходимое условие существования любого общества — нормативное регулирование свойственных ему отношений. В догосударственном обществе основными регуляторами поведения людей были обычаи. По сути, обычаи — это древнейшие источники регулирования отношений, органически связанные с моральными и религиозными нормами.
Дальнейшее развитие социально-экономической действительности привело к усложнению социальных связей и в конечном итое—к формированию права — принципиально нового регулятора общественных отношений. Право, как особая система юридических норм, возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, которые свойственны государству. Имеются в виду глубинные процессы, происходящие в экономической, социальной, управленческой сферах догосударственного общества, вызвавшие расслоение общества, его дифференциацию. Это привело не только к усложнению социальных связей, но и к возникновению новых интересов и противоречий различных слоев общества. Обычаи родового строя с регулированием таких отношений (обостряющиеся противоречия и др.) справлялись все меньше и меньше. Значимость обычаев с практической стороны становилась нерезультативной, они перестали выполнять роль универсального регулятора, не могли способствовать тому, чтобы условия производства, распределения и обмена товаров были обязательными для всех. Появилась объективная необходимость в принципиально новом регуляторе социальных отношений. Отношения раннего классового общества требовали особой формы правового регулирования — в виде обязательных норм, установленных и охраняемых государством, отражающих, обеспечивающих новое состояние общества. Система таких норм, исходящих от государства, есть право — новый регулятор общественных отношений.
Следовательно, параллельно с возникновением публичной (государственной) власти формируется новая нормативная система — право. С появлением права возник своеобразный водораздел между доправовой и правовой организацией общества. Государство. опираясь на право, решает качественно новые проблемы: разрабатывает и принимает законы, содержащие общеобязательные правила поведения — нормы права, наказывает нарушителей предписаний правовых норм и т. д. Начинают действовать судебные органы, реализующие наказание в отношении правонарушителей. Деятельность названных и иных профессионалов-управ- ленпев также нуждается в правовом упорядочении и регулировании.
Становление права — принципиально нового регулятора общественных отношений — процесс сложный и длительный. В числе наиболее существенных предпосылок возникновения права назовем прежде всего следующие две. Во-первых, это экономические предпосылки. Рост производства, товарное обращение нуждались во всеобщих и определенных правилах, нормах. «На известной, весьма ранней ступени развития общества, — отмечал Ф. Энгельс, — возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся из дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».
Действительно, для того, чтобы продавать и покупать, продавцу и покупателю, заказчику и подрядчику и т. п. для осуществления своих функций необходимы определенные юридические правила (нормы права), предусматривающие права, обязанности участников отношений, юридическую ответственность.
Во-вторых, существование политического фактора. Имеется в виду, что возникшее государство — новый политический феномен — нуждалось в придании своей воле свойства общеобязательности на территории страны. А как этого достичь? Наиболее оптимальный вариант следующий: свою волю, свои решения государство выражает в праве, т. е. в общих правилах поведения, закрепленных в законе, обеспечиваемых специальными санкциями.
Право как особая разновидность социальных норм существенно отличается от обычаев первобытно-общинного строя:
- обычаи создавались всем обществом, а право формирует, ся непосредственно государством, точнее, его компетентными органами;
- обычаи выражали общую волю и защищали общественный интерес, право является выражением воли прежде всего социальных групп, приобщенных к государственной власти;
- обычаям не свойственна письменная, фиксированная форма, право получает определенное внешнее выражение в виде законов, прецедентов, правовых обычаев и т. д.;
- обычаи охранялись от нарушений родовой общиной, использовавшей общественное мнение и др. Право обеспечивается специально созданными государственными органами (правоохранительными и др.);
- нормы права, в сравнении с обычаями первобытного общества, намного сложнее, многообразнее и в качественном, и в количественном отношении, поскольку они регулируют организацию сложного противоречивого общества.
Сказанное позволяет заключить, что отличие права от предыдущих обычаев (мононорм) можно провести по ряду следующих аспектов: по способам формирования; по содержанию; по формам выражения; по способам регулирования; по способам обеспечения (санкциям).
В юридической литературе выделяют три относительно самостоятельных способа образования права.
1. Исторически сложилось так, что формировавшийся государственный аппарат, представлявший интересы экономически господствующего класса, стал применять некоторые угодные ему обычаи, сложившиеся в период родового строя, в качестве обязательных и осуществлять меры принуждения к лицам, их нарушающим. Так возникали правовые обычаи, которые, в отличие от родовых обычаев, санкционировались государством.
2. Важную роль в трансформации первобытных обычаев играли суды, которые приспосабливали их путем толкования к новым условиям. Иными словами, судьи признавали те или иные обычаи действующими и выносили их на основе решения. Постепенно обычаи начинают систематизироваться, обретать письменную форму. Как видим, первое возникающее вместе с государством право было обычным правом. Нередко его основой являлись судебные и административные решения. Такие решения становились прецедентом, т. е. правилом поведения, обязательным для всех подобных случаев, которые возникали в будущем.
3. С дальнейшим развитием общества и государства обычаи перестают быть достаточными для регулирования общественных отношений в силу их косности, негибкости. Государство начинает само заниматься правотворческой деятельностью, которая выражается в принятии различных нормативных правовых актов (законов, указов, постановлений и т. д.). Предписания, установленные государством, обязательны к исполнению, при необходимости их реализация обеспечивается принудительной силой государства.
Таким образом, процесс возникновения права носит объективный характер. Новая организация производственной деятельности (управленческих функций) и возникающая на этой основе иная социальная дифференциация общества, становление раннеклассовой структуры ведут к появлению новой регулятивной системы — права. Оно отличается особым содержанием, способами регулирования, формами выражения, процедурами, средствами обеспечения — санкциями и др.
Итак, с развитием и усложнением общества право с необходимостью приходит на смену обычаям, регулирующим поведение людей в догосударственном обществе.