I. Соотнесите фамилии ученых, философов, политиков и данные ими определения правового государства
а) цель государства – обеспечение каждому свободному использования имущества и безопасности.
б) свобода есть право делать все, что дозволено законами.
в) государство в своей деятельности связано и ограничено правом, стоит над правом, а не вне или внутри его.
г) государство – это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе.
д) истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти
е) задача государства – обеспечить свободу каждого следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещено законом
ж) государство – это наиболее разумная и справедливая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства
з) государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но его собственность, безопасность, честь и свободу.
и) государство есть объединение множества людей, подчиненных своим правовым законом.
1) Гессен;
2) Кант;
3) Макиавелли, Боден;
4) Спиноза;
5) Локк;
6) Гегель;
7) Монтескье;
8) Дидро;
9) Платон, Аристотель, Полибий
II.Как соотносятся между собой этапы формирования правового образования? (При ответе руководствуйтесь монографией «Правовое образование» Сиб.гос.аэрокосмич. ун-т.-Красноярск, 2009)
III.Какиефакторы являются решающими в определении целей и задач государства на соответствующем этапе его развития?
IV.Раскройте следующие вопросы:
1.Каким было первобытное общество и как оно менялось?
2.Каковы основные предпосылки возникновения государства?
3.Как соотносятся между собой общество и государство; государство
и право; государство и цивилизация?
V. Заполните схему:
Состав преступления |
? |
? |
? |
Субъект |
вина
материальный
Поступки, запрещенные УК РФ |
?
? неосторож-
ность
VI. Редакции журналов «Государство и право» и «Вопросы философии» провели совместный круглый стол на тему «Гражданское общество, правовое государство и право». Назовите важнейшие вопросы, которые поднимались на заседании (При ответе руководствуйтесь учебным пособием «Теория государства и права» в 2 частях Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т.- Красноярск, 2010)
VII. Решите задачу.Предприниматель Никифоров обязался передать предпринимателю Басову 100 комплектов водоочистителя «Аквафор». Каждый комплект этого устройства должен был быть упакован в свою тару. Басов произвел предоплату комплектов. Однако Никифоров передал товар без упаковки. В связи с этим Басов потребовал от Никифорова уменьшения цены, но Никифоров отказался, ссылаясь на то, что законом обязательность упаковки этой продукции не предусмотрена. а значит, в его действиях отсутствует правонарушение.
Оцените действия сторон.
VIII. Решите задачу.Начальник цеха в устной форме предложил рабочим двух производственных участков остаться после смены на пять часов для производства срочных работ. Это поручение рабочие выполнили и обратились к директору организации с требованием оплатить им сверхурочную работу. Однако руководитель организации, ссылаясь на отсутствие письменного приказа, отказал им в оплате. Данный отказ был мотивирован тем, что рабочие не возражали поработать дополнительно.
Следует ли данную работу считать сверхурочной? Были ли допущены нарушения трудового законодательства о сверхурочных работах? Должна ли быть компенсирована и в каком порядке указанная работа?
IX. Решите задачу.Марголина, работавшая медсестрой, поставила больному Яковлеву, находившемуся в палате интенсивной терапии, капельницу с лекарством которое было указано его лечащим врачом в амбулаторной карте. У Яковлева резко ухудшилось состояние, развился анафилактический шок. Несмотря на предпринятые необходимые меры, спасти больного не удалось.
Можно ли считать действия Марголиной преступными? Все ли признаки преступления налицо? Изучите ст. 109 УК РФ.
X. Решите задачу.Глава администрации района обязал своим постановлением всех собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей на территории района, на земельных участках которых обустроены одиночные скважины и колодцы, получить лицензию на водопользование.
Оцените ситуацию.
Вариант 3.
I. Соотнесите фамилии ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства
а) теологическая (религиозная);
б) патриархальная;
в) договорная (естественно-правовая);
г) органическая;
д) насилия;
е) психологическая;
ж) классовая.
1) Шан Ян, Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский.
2) Аврелий Августин, Фома Аквинский.
3) К.Маркс, Ф. Энгельс, В. Ульянов (Ленин)
4) Л. Петражицкий
5) Г.Спенсер
6) Г.Гроций,Дж. Локк, Т.Гоббс, Ш-Л. Монтескье, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо
II.Составьте схему правовое государство: подходы к понятию, группы признаков, связь с общественно-правовыми категориями .
III.Заполните таблицу «Соотношение права и морали», дополните различия новыми критериями, по которым можно отличить право от морали.
· общие черты
· различия
- по времени возникновения
- по способу образования
- по форме выражения
- по степени детализации
- по способу охраны от нарушений
IV. Составить схему
СДЕЛКА |
Признаки |
Формы |
Виды |
? ? ?? ? ? ? ? ?
V.Приведите примеры (не менее 5) проведения деловых игр, рекомендуемых в процессе правового образования, охарактеризуйте их (При ответе руководствуйтесь монографией «Правовое образование» Сиб.гос.аэрокосмич. ун-т.-Красноярск, 2009)
VI. Проанализируйте соотношение тоталитарного и авторитарного политического режима (При ответе руководствуйтесь учебным пособием «Теория государства и права» в 2 частях Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т.- Красноярск, 2010)
VII. Решите задачу.ООО «Клен» и магазин заключили с ЗАО «Книга» договоры аренды помещений сроком на пять лет. Магазин арендовал помещение на первом этаже, а ООО «Клен» – на втором. Несмотря на неоднократные требования арендаторов, ЗАО «Книга» своевременно не отремонтировало отопительную систему в здании, в связи с чем при наступлении зимы ООО «Клен» вынуждено было поставить для обогрева автономную установку. В один из морозных дней трубы установки лопнули, и вода затопила первый этаж, в результате чего товары, находившиеся там, испортились.
Магазин предъявил к ООО «Клен» иск о взыскании стоимости испорченного имущества, а также прибыли, не полученной от реализации товаров. Ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что вред возник по вине ЗАО «Книга».
Какое решение вынесет арбитражный суд?
VIII. Решите задачу.Токарю 5-го разряда Афанасьеву была поручена обточка вала. Работа тарифицируется по 6-му разряду, норма времени на обточку вала составляет 16 часов. Сдельная часовая ставка 6-го разряда -. 12 руб. 70 коп., а повременная — 10 руб. 70 коп. Проработав полтора рабочих дня, Афанасьев обнаружил в обработанном вале трещину из-за которой вся работа была признана браком. Остальные 4 часа Афанасьев работал повременно.
Как будет оплачена Афанасьеву работа за два дня?
IX. Решите задачу.Михайлов, увидев, что водитель припаркованной автомашины отошел от нее к газетному киоску, оставив окно машины открытым, пытался похитить лежавший в салоне на переднем пассажирском сиденье чистый записываемый диск, но был задержан. Стоимость диска составила 10 руб.
Можно ли считать совершенное Михайловым деяние преступлением?
X. Решите задачу.ООО «Дубрава» приобрело на праве собственности объекты недвижимости, принадлежавшие ранее пионерскому лагерю и расположенные в 200 метрах от берега водоема в лесах I группы, после чего ООО «Дубрава» снесло старые временные постройки и приступило к строительству коттеджей.
Оцените ситуацию.
Вариант 4.
Заполните таблицу
1.- признаки морали;
2. -признаки права
Cвод неписаных правил в виде поучений и притч | |
Охрана интересов личности и государства | |
Исполнение норм различными принудительными мерами | |
Наличие идеала человеческого поведения, к которому должен стремиться каждый человек | |
Формирование требований в абстрактной форме | |
Предъявление требований не только к поступкам, но и мыслям и чувствам | |
Признание формального равенства между людьми | |
Формирование норм государственными органами | |
Обеспечение исполнения норм посредством давления общественного мнения. | |
Регулирование поступков и действий людей, без вмешательство в сферу мыслей и чувств. |
II.Составьте схему понятие государство, его признаки и функции.(При ответе руководствуйтесь учебным пособием «Теория государства и права» в 2 частях Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т.- Красноярск, 2010)
III.Найти термины, отражающие систему права, и расположить их в иерархичном порядке. Дать определение каждому термину.
IV.Раскройте следующие вопросы:
1.Какие системы престолонаследия Вам известны? Что такое регентство?
2.В чем выражаются достоинства и недостатки президентской и парламентской республики?
3. Каковы особенности смешанных форм правления?
4. Что представляет собой форма государственного устройства?
V.Дополнить схему
?
НЕЛЬЗЯ ЗАКЛЮЧАТЬ ?
БРАК, ЕСЛИ ?
?
VI. Проанализируйте формы правового обучения и правового воспитания(При ответе руководствуйтесь монографией «Правовое образование» Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т.- Красноярск, 2009)
VII. Решите задачу.Штурман атомного крейсера Я.Яровой, ухаживавший длительное время за А. Аванесовой, наконец объяснился с ней и сделал предложение стать ег женой. А.Аванесова согласилась. Для обоих это был второй по счету брак. После регистрации образовалась семья из пяти человек, поскольку супруги имели детей от первого брака. У Я.Ярового был сын владимир, 7 лет, а у Аванесовой – дочь Светлана, 6 лет, и сын Николай, 10 лет.
Яровой был собственником приватизированной трехкомнатной квартиры в г. Владивостоке, а Аванесова – собственницей одноэтажного каменного дома в том же городе, который перешел к ней по наследству от умершего мужа и состоял из четырех комнат и кухни. Яровой с сыном переехал жить к жене, предварительно сдав свою квартиру в аренду.
Семья сложилась дружная. Но несмотря на то, что Яровой неоднократно говорил детям Аванесовой о своем желании их усыновить, они отказывались, объясняя это тем, что не хотят «предавать память своего отца». Сын Ярового также не захотел, чтобы его усыновила мачеха.
Выйдя замуж, Аванесова уволилась из школы, где она работала учительницей русского языка и литературы, и стала заниматься воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.
Через 10 лет после регистрации брака Яровой и Аванесова погибли в результате взрыва баллона с газом на кухне. Их дети остались живы, так как находились в тот день в учебных заведениях (Владимир и николай учились в институте, а Светлана заканчивала среднюю школу). Завещание погибшие не оставили.
После похорон родителей все дети подали в нотариальную контору заявления о приеме наследства.***
Кто является участниками наследственного правоотношения?
VIII. Решите задачу.Начальник отдела обратился к руководителю организации с просьбой уволить за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей работника Петренко, имеющего наложенное на него ранее дисциплинарное взыскание (п. 5 ст. 81 ТК). Полгода назад Петренко получил выговор за прогул и вновь нарушил трудовую дисциплину.
На беседе у руководителя организации Петренко заявил, что ему неизвестно о предыдущем взыскании. Начальник отдела заявил, что приказ о выговоре Петренко был вывешен на доске приказов, поэтому он должен об этом знать. При ознакомлении с приказом выяснилось, что Петренко на нем не расписывался.
Был ли соблюден порядок применения дисциплинарных взысканий в отношении Петренко? Правомерно ли увольнение Петренко по п. 5 ст. 81 ТК в данной ситуации?
IX. Решите задачу.В новогоднюю ночь (31 декабря 2010 г.) за праздничным столом Кирюхин незаметно от окружающих подсыпал медленно действующий яд своей теще Петровой, Петрова умерла в больнице 11 января 2011 г.
Определите время совершения преступления.
X. Решите задачу.Гражданин Иванов отстрелял из охотничьего ружья на городском пруду двух уток. Во время задержания он предъявил сотрудникам милиции охотничий билет и заявил, что сезон охоты на уток открыт официально и его действия не противоречат закону.Оцените ситуацию.
ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Указанные в данном разделе задания должны быть выполнены при подготовке к занятиям в течение семестра. Выполнению заданий и решению задач в обязательном порядке должно предшествовать изучение теоретического материала и нормативных актов, указанных в настоящем сборнике методических материалов. При решении задач обязательна ссылка на правовые акты, регулирующие рассматриваемые в задачах общественные отношения.