Государственная должность дипломатической службы и порядок ее замещения

Штатный состав внешнеполитического ведомства России отли­чается достаточно сложной должностной структурой. Он структу­рирован в полном соответствии с требованиями федерального за­кона «Об основах государственной службы Российской Федера­ции», указов Президента Российской Федерации «О государствен­ных должностях Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 32 и «О перечне государственных должностей федеральной го­сударственной службы» от 3 сентября 1997 г. № 981 с соответству­ющими поправками 1998—2001 гг.

Конкретно формирование штатов было проведено по общепри­нятым технологиям работы с персоналом государственной службы в соответствии с нормами и требованиями положений о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденного Президентом Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271, о посольстве Российской Федерации, утвержденного Указом Прези­дента Российской Федерации от 28 октября 1996 г. № 1497, о кон­сульском учреждении Российской Федерации, утвержденного Ука­зом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 1330. Учитываются также нормативы, установленные постанов­лением Правительства Российской Федерации «О структуре цент­рального аппарата федеральных органов исполнительной власти» от 5 ноября 1995 г. № 1094: количество ведущих должностей госу­дарственных служащих не должно превышать 10 %, старших — 40 % общей численности работников аппарата министерства и его загранучреждений. Учтено также и то, что штатная численность департамента не должна быть меньше 35 единиц, управления — менее 20 единиц, отдела — менее 10 единиц, отдела в составе де­партамента — менее 5 единиц[116].

Президентом Российской Федерации утвержден также специ­альный реестр должностей, которым установлены государственные должности дипломатической службы. В действие он введен Указом «О внесении дополнений в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденных Указом Прези­дента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32, и об ут­верждении перечня государственных должностей федеральной го­сударственной службы категории «В» в Министерстве иностран­ных дел Российской Федерации, дипломатических представитель­ствах и консульских учреждениях Российской Федерации» от 20 декабря 1996 г. № 1748[117].

Как известно, понятие «государственная должность» получило законодательное закрепление в п. 1 ст. 1 федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Но сле­дует признать, что оно не совсем удачное. Поэтому в научной ли­тературе мы находим более полное толкование этого понятия, фиксирующее не только то, что это должности в органах государ­ственных власти с денежным содержанием из средств государст­венного бюджета, но и то, что это государственное установление, определяющее статус и содержание должности. Должность обеспе­чивает единство прав, обязанностей, гарантий и ответственности работника, его социальное и правовое положение, границы компе­тенции. С учетом, конечно, определенных ограничений, которые предполагает государственная, в нашем случае, дипломатическая служба.

Государственная должность дипломатической службы представля­ет собой юридически и организационно оформленную структурную единицу системы разделения труда в МИДе, определяющую статус, место и функции дипломатического работника, границы и содержание его деятельности по исполнению и профессиональному обеспечению исполнения полномочий внешнеполитического ведомства Российской Федерации.В определенном смысле это «часть власти», которую государство делегирует служащему, занятому в системе дипломати­ческой службы и содержит за счет государственного бюджета. В должности аккумулируются властные и профессиональные воз­можности должностного лица, определяются границы и конкрет­ное содержание его полномочий, реальные возможности и объем участия в реализации компетенции МИД. От этих возможностей и объемов в конечном итоге зависит эффективность российской дипломатии в целом.

Должности Министра иностранных дел Российской Федера­ции, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федера­ции (в иностранном государстве), Постоянного представителя (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве) от­носятся к государственным должностям категории «А». Это поли­тические должности, их исполнение собственно государственной службой не является.

Государственные должности дипломатической службы отнесе­ны к государственным должностям федеральной государственной службы категорий «Б» и «В». Для этих должностей установлен свой порядок замещения, определена своя система классификации и квалификационно-должностных требований, свой порядок де­нежного содержания. Они определяют социальный, правовой, властно-административный и политический статус дипломатичес­кого работника, содержание, пределы и возможности его влияния на дипломатический процесс и международные отношения, при­надлежность к той или иной группе работников аппарата внешне­политического ведомства.

Государственная должность дипломатической службы создается государством. Причем на постоянной основе и в целях решения конкретного круга государственно-дипломатических задач, т.е. со­здается не под человека, а под функцию государственного дипло­матического аппарата. Поэтому учреждение, реорганизация, уп­разднение государственных должностей дипломатической службы регулируются федеральным законодательством, соответствующими федеральными нормативно-правовыми актами. Президент страны определяет политический, правовой, и финансовый статус госу­дарственной должности, Министерство иностранных дел устанав­ливает объем полномочий по должности, ее место в структуре ап­парата, формы и методы реализации полномочий по данной долж­ности.

С момента назначения на должность человек становится мате­риальным носителем государственно-властных полномочий, офи­циально получает реальные права по реализации соответствующих государственных функций.

В соответствии со ст. 6 федерального закона «Об основах го­сударственной службы Российской Федерации» и Перечнем госу­дарственных должностей федеральных государственных служащих должности дипломатической службы подразделяются на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государст­венные должности государственной службы. Должностная струк­тура, таким образом, становится своего рода несущей конструк­цией живого организма дипломатической службы. Должностная структура формирует и удерживает в определенных границах служебно-личностные отношения внутри аппарата и вне его. Служа­щие же, которые занимают эти должности, придают процессу прохождения дипломатической службы свой особый смысл, пре­вращают его в гибкий, постоянно развивающийся механизм.

Высшая должность

дипломатической службы

(5-я группа государственных должностей

дипломатической службы)

Эти должности учреждаются только в Министерстве иностран­ных дел, дипломатических представительствах и консульских уч­реждениях Российской Федерации. Их занимают первый замести­тель министра, заместитель министра, посол по особым поруче­ниям, директор департамента. Это должности руководящей, ус­ловно говоря, директивно-управленческой инстанции.

Главная должность

дипломатической службы

(4-я группа государственных должностей

дипломатической службы)

В Министерстве иностранных дел, дипломатических предста­вительствах и консульских учреждениях это: начальник управле­ния, первый заместитель Постоянного представителя Россий­ской Федерации при ООН; заместитель директора департамен­та, руководитель миссии Российской Федерации, поверенный в делах Российской Федерации, советник-посланник, Генераль­ный консул Российской Федерации, заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при международной орга­низации;

В представительствах Российской Федерации и представитель­ствах МИД за рубежом это: торговый представитель Российской Федерации и Уполномоченный Российской Федерации;

В территориальных органах МИД это: Представитель Минис­терства иностранных дел;

С точки зрения науки управления — это должности координа­ционно-контрольной инстанции.

Ведущая должность

дипломатической службы

(3-я группа государственных должностей

дипломатической службы)

В Министерстве иностранных дел, дипломатических предста­вительствах и консульских учреждениях это: заместитель началь­ника управления, главный советник, консул Российской Федера­ции, начальник отдела, начальник отдела департамента (управле­ния), заместитель начальника отдела, заместитель начальника от­дела департамента (управления), старший советник, консультант, советник, консул-советник, первый секретарь, консул, торговый советник.

В органах Министерстве иностранных дел это: первый секре­тарь;

В представительствах Российской Федерации и представитель­ствах МИДа за рубежом это: руководитель представительства фе­дерального органа власти, заместителя торгового представителя Российской Федерации, заместитель руководителя, начальник от­деления, начальник отдела, старший эксперт представительства федерального органа исполнительной власти за рубежом.

В территориальных органах МИДа это: заместитель Представи­теля Министерства иностранных дел РФ, советник, первый секре­тарь;

Это должности решающей инстанции, их реализация обеспе­чивает стабильность и прочность системы дипломатической службы.

Старшая должность

дипломатической службы

(2-я группа государственных должностей

дипломатической службы)

В Министерстве иностранных дел, дипломатических предста­вительствах и консульских учреждениях это: второй секретарь, главный специалист, вице-консул, консульский агент, третий сек­ретарь, ведущий специалист, атташе, специалист I категории, стар­ший референт, специалист II категории, референт, специалист;

В органах Министерства иностранных дел это: второй секре­тарь, третий секретарь, атташе;

В представительствах Российской Федерации и представитель­ствах МИДа за рубежом это: эксперт, главный специалист, веду­щий специалист.

В территориальных органах МИДа это: второй секретарь, тре­тий секретарь, атташе;

Это должности консультативно-распорядительной инстанции, обеспечивают решение оперативных вопросов дипломатической и консульской службы.

Младшая должность

дипломатической службы

(1-я группа государственных должностей

дипломатической службы)

В Министерстве иностранных дел, дипломатических предста­вительствах и консульских учреждениях это: дипломатический ку­рьер I категории, дипломатический курьер II категории, ведущий инспектор-делопроизводитель, дипломатический курьер IIIкатего­рии, старший инспектор-делопроизводитель, дипломатический ку­рьер IV категории, инспектор-делопроизводитель;

В органах Министерстве иностранных дел это: старший рефе­рент, референт;

В представительствах Российской Федерации и представитель­ствах МИДа за рубежом это: старший референт, старший инокорреспондент, специалист I категории, референт, инокорреспондент, специалист II категории, специалист;

В территориальных органах МИДа это: старший референт, ре­ферент.

Работники, замещающие младшие должности не совершают юридически значимых действий, действуют в порядке исполнения конкретных поручений руководителей.

Распределение работников системы МИД по указанным кате­гориям и группам государственных должностей по состоянию на 1 января 2002 г. можно представить следующей таблицей:

Номер группы должностей Группа должностей Всего должностей %
  Всего работников, замещающих государственные должности дипломатической службы
  Всего занятых должностей категории «Б»
  Всего занятых должностей категории «В» 99,9
Пятая Высшие 2,4
Четвертая Главные 5,1
Третья Ведущие 33,3
Вторая Старшие 56,0
Первая Младшие 3,2

Как видим, в высшем управленческом звене, определяющем основные направления деятельности внешнеполитического ведом­ства и характер прохождения дипломатической службы, занято чуть больше 70 человек (менее 3% всего кадрового состава дипломатической службы) работников. Подавляющее же большинство — это служащие, занимающие ведущие и старшие должности (89%). На ведущих должностях работает каждый третий ответственный работник ведомства — заместители начальников управлений, глав­ные советники, консулы, начальники отделов, консультанты, спе­циалисты-эксперты. На старших должностях еще больше — более половины дипломатических работников. Это главные и ведущие специалисты, вторые и третье секретари посольств, атташе, т.е. те, кто несет главную нагрузку по решению текущих задач диплома­тической службы. На младших должностях занято лишь 3,2% дип­ломатических работников. Именно на этих должностях наиболь­шее количество молодых работников в возрасте до 30 лет.

Сложившаяся иерархия должностей определяет логику внут­реннего должностного продвижения дипломатического служащего, создает благоприятные условия для реализации карьерного потен­циала практически каждого специалиста. При такой системе об­легчаются подбор персонала и расстановка людей, их оценка и профессиональная подготовка. Упрощается определение норм чис­ленности персонала и границ ответственности, планирование работ и распределение обязанностей, ускоряется прохождение ин­формации, повышается четкость контроля исполнения.

Перечисленные выше категории и группы должностей в своей органической совокупности придают дипломатической службе ор­ганизационную определенность, определяют последовательность должностного продвижения служащего. При такой системе стано­вится понятным сложившийся порядок набора персонала, расста­новки кадров дипломатической службы, оценки качества их про­фессиональной деятельности. Понятно и то, что наиболее прием­лемой схемой замещения государственных должностей дипломати­ческой службы является: в нижнем звене — молодые специалисты с высшим, неполным высшим и средним специальным образова­нием; в среднем — выдвиженцы из среды дипломатической служ­бы, работников, занимающих младшие и старшие должности, а также нанятые извне на основе конкурсных испытаний; в выс­шем — руководящие работника, замещающие главные и высшие должности, воспитанники резерва.

Государственные должности дипломатической службы подраз­деляются не только по группам, но и категориям в зависимости от их специализации. В системе МИДа употребляются словосочета­ния оперативно-дипломатический состав(ОДС) и административно-техническийперсонал (АТП). Изначально эти понятия базирова­лись на положениях Венской конвенции о дипломатических сно­шениях 1961 г., предусматривающей три категории персонала дип­ломатических представительств (дипломатический, администра­тивно-технический и обслуживающий), которые различались по объему предоставляемых иммунитетов. Поскольку до принятия Конвенции СССР, в отличие от ряда других стран, предоставлял иммунитета обслуживающему персоналу, выделение таких сотруд­ников в отдельную категорию было признано нецелесообразным и не закрепилось ни в практике деятельности загранучреждений, ни во внутриминистерской кадровой работе[118].

В настоящее время к оперативно-дипломатическому составу в МИД России относят всех сотрудников, выполняющих диплома­тические функции, т.е. тех, кто занимает должности от старшего референта до министра, от старшего референта до руководителя загранучреждения. Все остальные сотрудники относятся к админи­стративно-техническому персоналу. В соответствии с таким долж­ностным делением работникам загранучреждений выдаются пас­порта: сотрудникам ОДС — как правило, дипломатические, со­трудникам АТП — служебные. Исключение составляют впервые выезжающие на загранработу недавние выпускники вузов — опе­ративно-дипломатические сотрудники младшего звена (старшие референты), которым, несмотря на выполнение обязанностей дип­ломата, выдаются служебные паспорта[119].

Государственные служащие дипломатической службы подраз­деляются не только по группам должностей, но и в зависимости от их специализации, их служебной деятельности. Каждая категория дипломатических служащих в соответствии с ее специализацией предусматривает наличие соответствующего образования, знания иностранных языков, правовой и политологической подготовки, соответствующего практического опыта. Здесь действует принцип единства дипломатической должности и личностно-квалификационной характеристики претендента на нее. Чем больше объем и уровень полномочий по должности, тем более квалифицированным, опытным и нравственно зрелым должен быть служащий ее занимаю­щий.Для государственного служащего дипломатической службы, особенно высшего уровня, непременными должны быть стратеги­ческое видение и комплексное восприятие происходящего, спо­собность к комплексному анализу и научной оценке процессов и явлений, высокая правовая культура.

В соответствии с федеральным законом «Об основах государст­венной службы Российской Федерации» к гражданам Российской Федерации, достигшим 18 лет и претендующим на замещение госу­дарственных должностей дипломатической службы, предъявляется комплекс специфических требований: к их образовательным, обще­культурным, профессиональным и личным качествам. В общем виде это сформулировано как квалификационные требования к государст­венным служащим, замещающим государственные должности дип­ломатической службы. В целом они сводятся к следующему:

— знанию Конституции Российской Федерации и федерально­го законодательства применительно к группе и специализации должности, характеру исполняемых должностных обязанностей;

— наличию соответствующей специальности и специализации, знаний в области международного права, принципов, приоритетов и особенностей внешней политики России, страноведения, исто­рии и современного состояния международных отношений, а также знаний и практических навыков в области дипломатии и дипломатической службы, в других областях, представляющих практический интерес для соответствующего подразделения цент­рального аппарата, представительства в субъекте Российской Фе­дерации или загранструктуре;

— уровню владения русским языком, а также иностранным языком (иностранными языками) применительно к требованиям должности, региона или страны предполагаемого назначения (ра­бочим языком международной организации) или другим иностран­ным языком, позволяющим полноценно работать в соответствую­щем загранучреждений, не ниже оперативного уровня по сертифи­кату ВКИЯ;

— стажу федеральной государственной (в том числе диплома­тической) службы и опыту работы по специальности: высшая госу­дарственная должность — стаж государственной службы на глав­ных государственных должностях не менее двух лет или стаж ра­боты по специальности не менее пяти лет; главная государственная должность — стаж государственной службы на ведущих государст­венных должностях не менее двух лет или стаж работы по специ­альности не менее трех лет; ведущая государственная должность — стаж государственной службы на старших государственных долж­ностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет; старшая государственная должность — стаж рабо­ты по специальности не менее трех лет; младшая государственная должность — без предъявления требований к стажу.

Определенные требования предъявляются и к состоянию здо­ровья: главное — претендент на должность не должен иметь меди­цинских противопоказаний для занятия данной должности или выезда в данную страну.

Перечень указанных и иных квалификационных требований устанавливается федеральным законодательством, а также соответ­ствующими ведомственными нормативными актами. В каждом конкретном случае они уточняются и детализируются. Поэтому в МИДе разрабатываются соответствующие перечни квалификаци­онных требований по группам государственных должностей, ут­вержден профиль профессионального образования с конкретиза­цией квалификационных требований, учитывающих специфику служебной деятельности по департаментам, отделам и конкретным должностям. Наличие таких перечней упорядочивает работу с пер­соналом, является хорошим ориентиром в деле подбора специа­листов в соответствии с требованиями по каждой должности.

Процесс отбора и назначения на должность — важнейшая со­ставляющая прохождения дипломатической службы. Это комплекс мероприятий, обеспечивающих укомплектованность дипломатической службы специалистами, которые по своим профессиональным и социально-личностным качествам соответствуют целям, задачам и осо­бенностям конкретного подразделения или учреждения системы МИДа Российской Федерации.

Реализация этих мероприятий — довольно сложный процесс. Здесь пока немало слабостей и недостатков. Связаны они с неот­работанностью правового поля, регулирующего кадровые процес­сы в системе государственной службы в целом, сильным влиянием личных предпочтений руководителей, субъективизмом в оценке кадров и отсутствием справедливого материального поощрения ка­чественного труда. Именно с такого рода явлениями большинство аналитиков-экспертов связывают слабости кадровой работы в сис­теме дипломатической службы.

Тем не менее, в практику уже прочно вошло то, что замещение многих должностей центрального аппарата и подавляющего боль­шинства должностей в загранучреждениях производится на кон­курсной основе. Хотя в отдельных случаях по решению руководст­ва министерства сотрудник может быть представлен к должности или направлен в загранкомандировку вне конкурса.

В соответствии со ст. 21 (п. 7) и ст. 22 (п. 4) федерального за­кона «Об основах государственной службы Российской Федера­ции» назначение впервые или вновь поступающих на государст­венную службу (в том числе и в системе МИДа) осуществляется:

— на государственные должности государственной службы ка­тегории «Б» — по представлению соответствующих лиц, занимаю­щих должности категории «А». Порядок подбора кандидатур опре­деляется Министерством иностранных дел в соответствии с дейст­вующими нормативными правовыми актами Российской Федера­ции;

— на государственные должности государственной службы 1-й группы категории «В» — Министром иностранных дел. Поря­док подбора кандидатур определяется соответствующими норма­тивными правовыми актами. Отбор кандидатов из числа выпуск­ников вузов на замещение вакантных дипломатических должнос­тей в МИД России осуществляет конкурсная комиссия во главе с заместителем Министра. Конкурс регламентируется Положением о порядке приема в МИД России выпускников вузов, впервые по­ступающих на государственную службу[120];

— на государственные должности государственной службы 2-й группы должностей категории «В» соответствующим долж­ностным лицом на основе конкурса документов;

б) на государственные должности государственной службы 3, 4 и 5-й групп должностей категории «В» — по результатам конкур­са-испытания.

Для гражданина, впервые принятого на государственную долж­ность государственной службы, в случае перевода на должность иной группы или специализации, устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев в порядке, предусмотренном зако­нодательством Российской Федерации о государственной службе. В срок испытания не засчитывается период временной нетрудо­способности и другие периоды, когда служащий отсутствовал на службе по уважительным причинам.

При неудовлетворительном результате испытания служащий может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую го­сударственную должность государственной службы, а при отказе от перевода — уволен. Если срок испытания истек, а государствен­ный служащий дипломатической службы продолжает дипломати­ческую службу, он считается выдержавшим испытание и после­дующее увольнение допускается только по основаниям, предус­мотренным федеральным законом.

Отбор кандидатов на замещение дипломатических должностей в загранучреждениях МИД проводится прежде всего из числа со­трудников центрального аппарата и загранструктур, подведомст­венных Министерству учреждений, слушателей Дипломатической академии, выпускников МГИМО(У) и некоторых других ВУЗов страны. К рассмотрению допускаются специалисты, рекомендо­ванные структурными подразделениями центрального аппарата МИДа, загранучреждениями, представительствами и миссиями за рубежом, подведомственными учреждениями и Дипломатической академией, а также выдвинувшие свои кандидатуры по собствен­ной инициативе в форме заявления, направляемого в Департамент кадров.

Для проведения отбора кандидатов создаются комиссии во главе с заместителем Министра, курирующими соответствующие структуры и загранучреждения. Предложения о персональном со­ставе комиссий вносятся заместителем Министра, курирующим кадровые процессы. Состав комиссий утверждается Министром или по его поручению одним из его первых заместителей. В состав комиссий включаются руководители (заместители руководителей) курирующих загранучреждения подразделений центрального аппа­рата и Департамента кадров. На заседания комиссий приглашают­ся руководители представляющих кандидатов подразделений и профсоюзного комитета.

Лица, успешно прошедшие все этапы конкурсного отбора, включаются в планы профессионального обучения, замен и пере­мещений дипломатических кадров, утверждаемые заместителем Министра иностранных дел, курирующим кадровые вопросы. Должности, остающиеся вакантными после отбора кандидатов, за­мещаются в рабочем порядке по согласованию между Департамен­том кадров, соответствующими подразделениями центрального ап­парата и загранучреждениями.

Как показывает многолетний опыт, конкурс является одной из самых демократических и социально справедливых форм отбора кадров и способов получения должности в государственном аппа­рате. Это единственно возможный механизм отбора на службу без внешнего влияния на принятие кадровых решений, обеспечения права равного доступа к федеральной государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой человека. Конкурсный отбор обеспечивает демократический ха­рактер принятия кадровых решений, увеличивает приток в систему МИДа профессионалов и дальнейшее повышение престижа дип­ломатической службы, гарантирует высокую объективность оценки профессиональной пригодности к работе аппарате внешнеполити­ческого ведомства.

Свои особенности имеет отбор на дипломатическую службу из числа выпускников ВУЗов. Отбор организуется в соответствии с «Положением о порядке приема в МИД России выпускников выс­ших учебных заведений, впервые поступающих на государствен­ную службу», утвержденным приказом по МИДу от 14 марта 2001 г. № 2467.

Конкурс проводится на основании ежегодно издаваемых рас­поряжений по МИД России, определяющих сроки проведения конкурса и состав конкурсной комиссии. Информация о конкурсе публикуется в «Дипломатическом вестнике», а также размещается на стендах в МИДе, МГИМО(У), Дипломатической академии, МГУ, Институте стран Азии и Африки и других учебных заведе­ний. В нем в обязательном порядке отмечается, что конкурс объ­является на «замещение вакантных младших дипломатических должностей федеральной государственной службы выпускниками высших учебных заведений текущего года», подчеркивается, что конкурс проводится только для лиц, окончивших «аккредитован­ные в установленном порядке высшие учебные заведения». Для участия в конкурсе допускаются «граждане России», владеющие «не менее чем двумя иностранными языками и обладающие спе­циальными знаниями в области международных отношений, меж­дународного права, региональных проблем».

Через участие в конкурсе производится замещение вакантных дипломатических должностей референтов, старших референтов, атташе, третьих секретарей. Соискатели должностей должны иметь высшее профессиональное образование по программе «специа­лист» или «магистр». В отдельных случаях к конкурсу допускаются «бакалавры», владеющие редкими иностранными языками. Пре­имущественным правом поступления на службу пользуются вы­пускники, имеющие диплом с отличием, а также те, кто проходил ознакомительную или преддипломную практику в МИДе, а также имеющие практические навыки работы на ПЭВМ и в компьютер­ных сетях.

Все претенденты должны владеть как минимум двумя ино­странными языками, (уровень владения которыми подтвержден государственным экзаменом по программе лингвистических вузов); обладать высоким уровнем знаний в сфере международных отношений или других областях, необходимых для выполнения дипломатических функций. У них не должно быть заболеваний, препятствующих исполнению будущих служебных обязанностей.

Требования, как видим, довольно серьезные, но это не снижает интерес к такого рода профессиональным испытаниям. Количест­во участвующих в конкурсе постоянно растет. В 2001 г. конкурс на замещение вакантных должностей успешно выдержало 130 вы­пускников 13 высших учебных заведений страны, в т.ч. МГИМО(У), Дипакадемии, МГУ им. М.В. Ломоносова, Москов­ского государственного лингвистического университета[121].

Конкурс проводится в три этапа:

I этап — предварительный отбор Департаментом кадров канди­датов в соответствии с предъявляемыми требованиями (апрель — май);

II этап — собеседование с ними в подразделениях министерст­ва, где предполагается трудоустройство и согласование отобранных кандидатур с соответствующими подразделениями центрального аппарата (апрель—июнь);

III этап — рассмотрение кандидатов на конкурсной комиссии (июнь—июль, август—сентябрь) и окончательное решение вопро­сов о приеме выпускников Вузов на работу в МИД России. Оцен­ка участников конкурса производится на основании а) документов об образовании, б) рекомендаций вузов, в) отзывов по итогам практики в МИД или других государственных учреждениях и ор­ганизациях, г) результатов собеседований с руководителями струк­турных подразделений МИД России и тестирования в Дипакаде­мии, д) аттестации по иностранным языкам, е) заключения меди­цинской комиссии. Полученные данные заносятся в конкурсный лист. Каждому участнику конкурса сообщается о результатах кон­курса лично. Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения на государственную должность дипломатической службы или для отказа в таком назначении.

Принятые на работу распределяются, как правило, по подраз­делениям центрального аппарата и загранучреждениям в зависи­мости от того, по какой специальности и какой факультет они за­кончили, какие иностранные языки изучали. Личные интересы к тому или иному роду дипломатической деятельности также учиты­ваются.

С первых дней своей практической деятельности они занима­ются современными международными проблемами. Молодой спе­циалист сразу оказывается в гуще основных международных собы­тий, быстро накапливает производственный опыт, со временем у него появляются большие возможности для роста и продвижения по службе.

Более «трудное» начало служебной карьеры у тех специалис­тов, которые распределяются в подразделения, занимающиеся ру­тинной организационно-технической работой, в отделы, которые курируют малые страны или в посольства и генконсульства стран, не находящиеся в центре мировой политики. Возможность быстро набрать нужный служебный опыт, проявить себя в большом деле в таких коллективах несколько труднее, продвижение по службе идет медленно. Не случайно многие молодые сотрудники выска­зывают предложения о создании более благоприятных условий для ротации молодых кадров, создании равных условий для успешной служебно-должностной и профессиональной карьеры каждым слу­жащим.

Первичное назначение гражданина на государственную долж­ность дипломатической службы в аппарат МИДа Российской Фе­дерации либо направление его для замещения такой должности в загранучреждение Российской Федерации производится одновре­менно с заключением контракта и оформляется приказом по Ми­нистерству иностранных дел[122]. Каких бы то ни было ограничений или преимуществ при поступлении на дипломатическую службу в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, иму­щественного или должностного положения, места жительства, от­ношения к религии, принадлежности к зарегистрированным в ус­тановленном порядке общественно-политическим объединениям не допускается.

Принцип социального равенства — непременное условие демо­кратически построенной системы прохождения государственной службы, обеспечения широкой социальной базы отбора на службу из максимально возможного числа претендентов. Главные приори­теты — гражданство Российской Федерации, соответствующее об­разование и профессионализм, гражданская и политическая зре­лость, аналитические и организаторские способности, знание ино­странных языков, нравственное и физическое здоровье.

Но наряду с введением разрешительных норм и социально-правовых гарантий, законодательство оговаривает ситуации, при которых гражданин России не может быть принят на дипломати­ческую службу и находиться на ней. Сводятся они к следующему:

— признание его недееспособным или ограниченно дееспособ­ным решением суда, вступившим в законную силу;

— в случае лишения его права занимать государственные долж­ности государственной службы в течение определенного срока ре­шением суда, вступившим в законную силу;

— наличие подтвержденного заключением медицинского уч­реждения заболевания, препятствующего исполнению им долж­ностных обязанностей[123];

— отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну;

— близкое родство с государственным служащим дипломати­ческой службы, если исполнение должностных обязанностей одного из них связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью другому;

— наличие гражданства иностранного государства, за исключе­нием случаев, если доступ к службе урегулирован на взаимной ос­нове межгосударственными соглашениями.

Сведения, представленные при поступлении гражданина на дипломатическую службу, подлежат проверке в установленном фе­деральным законом порядке. В случае установления обстоятельств, препятствующих поступлению на дипломатическую службу, ука­занный гражданин информируется в письменной форме о причи­нах отказа в принятии его на службу.

Трудовой договор предусматривает следующие основные обяза­тельства сторон.

Государство в лице Министерства иностранных дел обязуется:

— обеспечивать защиту прав работника и членов его семьи в период их пребывания за границей на иммунитеты и привилегии, предусмотренные Венской Конвенцией о дипломатических сноше­ниях 1961 г.;

— выплачивать работнику денежное содержание в виде долж­ностного оклада в иностранной валюте, а также надбавки и иные выплаты, предусмотренные действующей системой оплаты труда;

— оплачивать стоимость проезда работника и членов его семьи при следовании к месту работы и возврате в Россию;

— предоставлять ежегодные оплачиваемые отпуска;

Наши рекомендации