Первые попытки либерализации тотально-бюрократической системы в СССР (1953-1964 гг.)
5 марта 1953 г, умер И.В. Сталин. Отсутствие легитимных механизмов передачи власти, в течение более двух десятилетий сосредоточенной в руках диктатора, с его уходом вызвало затяжной кризис власти. Судьба страны решалась кучкой лиц, составлявших ближайшее окружение "отца народов" и боровшихся за его политическое наследство.
Соотношение сил между претендентами на власть определялось не только их постами, но и близостью к Сталину, и связями в высшем политическом руководстве. Из избранного после XIX съезда партии Бюро Президиума ЦК КПСС в составе 9 человек наиболее приближенных к Сталину было трое -Маленков, Берия и Хрущев. Именно они на первом этапе могли реально рассчитывать на раздел наследства ушедшего вождя. Причем, вначале Берия с Маленковым фактически противостояли Хрущеву. Борьба за власть сопровождалась перераспределением властных функций между различными партийно-государственными структурами.
На состоявшемся в марте 1953 г. совместном заседании пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР, Президиума Верховного Совета СССР членами Президиума Верховного Совета СССР были утверждены: Г. М. Маленков (Председатель Совета Министров СССР, Л. П. Берия (первый зам. председателя СМ СССР и министр внутренних дел), В. М. Молотов (первый зам. председателя СМ СССР и министр иностранных дел), К. Е. Ворошилов (Председатель Президиума Верховного Совета СССР), Н. С. Хрущев (Секретарь ЦК КПСС, с сентября 1953 г. - первый секретарь ЦК КПСС), Н. А. Булганин (первый зам. председателя СМ СССР и министр обороны), Л. М. Каганович (первый зам. председателя СМ СССР) и др. Занявший традиционно наиболее важный пост главы правительства - партийный аппарат был потеснен при Сталине репрессивными органами - Маленков (вместе с Берия) распоряжался самыми мощными рычагами власти. Председательствуя первые месяцы на заседаниях Президиума ЦК, он являлся и партийным лидером. Но страх перед Берия, бесконтрольными действиями органов МГБ-МВД с целью устранения политических конкурентов привели к разрыву союза с Маленковым, к изоляции и единому выступлению всех членов Президиума против Берия. Успеху способствовали решительные действия Хрущева, поддержка армии. 26 июня 1953 г. Берия был арестован. В декабре того же года состоялся суд, вынесший ему смертный приговор. Произошла смена персонального состава карательных органов при ограничении круга полномочий МВД-КГБ которые были поставлены под контроль партийных органов. Хрущев, став первым секретарем ЦК КПСС, получил таким образом рычаги контроля над карательными органами, а отчасти и над другими общественными институтами.
Следующий этап борьбы за власть был связан с оттеснением Маленкова. Эта задача облегчалась тем, что Маленков потерял в лице Берии важного союзника и восстановил против себя партийно-государственный аппарат 9в связи с жесткой критикой бюрократизма, шокирующим заявлением о невозможности победы в ядерной войне). Занимаемый им пост Председателя Совета министров утрачивал свое прежнее значение. Центр власти перемещался в секретариат ЦК КПСС, то есть к Хрущеву. В январе 1955 г. Маленков был смещен со своего поста.
Новый виток борьбы был связан с развертыванием Хрущевым разоблачения действий Сталина и его окружения в 30-40 годы, массовой реабилитацией репрессированных, резкой критикой диктаторских методов управления страной, определенных как "культ личности Сталина". Эта политика не могла быть последовательной и тесно переплеталась с борьбой за власть. Сам Хрущев был продуктом системы, которую пытался реформировать, в т. ч. был лично причастен к репрессиям, да и общество в целом не было готово к радикальным переменам, выходящим за рамки существовавшей идеологической парадигмы. Тем не менее деятельность Хрущева вызвала противодействие ближайших соратников Сталина. Выступление Хрущева на XX съезде партии с докладом "О культе личности и его последствиях" 25 февраля 1956 г. послужило толчком для сплочения "твердых" сталинцев и других членов руководства, недовольных чрезмерным сосредоточением власти в руках Хрущева, создавшим угрозу для их собственного положения. В июле 1957 г. Борьба перешла в прямое противостояние, в результате которого большинство членов Президиума ЦК приняло решение о смещении Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Однако Хрущева поддержала значительная часть обновленного состава ЦК партии, а главное - армия, возглавляемая Г. К. Жуковым, и КГБ. На созванном с их помощью Пленуме ЦК КПСС (22-29 июня) действия сталинистов были определены как фракционные, группа антипартийной. Маленков, Каганович, Молотов, Шепилов были выведены из состава ЦК и Президиума ЦК, Булганину вынесен выговор, а затем он был смещен с поста Предсовмина СССР. Впервые за многие десятилетия не узкий круг членов Президиума, а Пленум ЦК КПСС выступил в роли решающей инстанции. Тем самым было закреплено перемещение центра власти в партийные структуры. Этому способствовало и смещение в октябре 1957 г. с поста министра обороны и выведение из руководящих органов партии сильной и популярной в народ личности Г. К. Жукова, имевшее целью обезопасить стоявших у партийно-государственного руля от потенциального соперника.
В дальнейшем власть все более концентрировалась в руках первого секретаря ЦК. Однако партийная номенклатура, быстро консолидируясь и набирая силу, претендовала на самостоятельную политическую роль. Это было невозможно при многочисленных попытках Хрущева реформировать тоталитарную систему, создававших угрозу благополучию и надежности положения партийно-государственной бюрократии. Партийные функционеры разных уровней не могли простить Хрущеву и разоблачения сталинских преступлений, ложившихся пятном на большинство высших руководителей партии и государства, на систему в целом.
Многие из действительных противников непоследовательной, но в доминанте антисталинской политики Хрущева были до того времени в тени. Более того, ряд из них был выдвинут на высшие партийные и государственные посты именно Хрущевым. В мае 1960 г. членами Президиума ЦК КПСС были избраны А. Н. Косыгин, Н. В. Подгорный, Д. С. Полянский; в апреле 1962 г. - А. П. Кириленко; в июне 1963 г. - Л. И. Брежнев и Н. В. Подгорный были избраны секретарями ЦК КПСС. Особенно быстро продвинулись при Н. С. Хрущеве А. Н. Шелепин, из рядовых членов ЦК ставший членом Президиума, и Л. И. Брежнев, к октябрьскому (1964 г.) Пленуму ЦК являвшийся вторым секретарем ЦК КПСС. Все эти люди были в дальнейшем причастны к смещению Н. С. Хрущева и изменению его политического курса, совершив поворот на "полусталинский" путь укрепления тоталитарно-бюрократической системы. Причины и механизм для своего смещения сформировал сам Хрущев, восстановивший против себя бюрократию (как раньше Маленков) и создавший в июне 1957 г. прецедент обращения к Пленуму ЦК как к инструменту борьбы за власть.
Общественно-политические процессы
Смерть И. В. Сталина открыла новый период в истории страны, получивший название "хрущевской оттепели". Ключевым событием этого противоречивого периода был XX съезд КПСС, однако процессы обновления начались уже весной 1953 г. Уже в марте 1953 г. По инициативе Маленкова был осторожно, но недвусмысленно поставлен вопрос о необходимости "прекратить политику культа личности". Тогда же были сокращены некоторые звенья партийно-государственных структур, ЦК КПСС стал превращаться в коллективный орган. В апреле-мае были реабилитированы все осужденные по недавним "делам" (врачей, ленинградскому, менгрельскому). В сентябре 1953 г. был принят Указ Верховного Совета СССР, предоставивший Верховному Суду СССР право пересматривать по протестам Генерального прокурора решения бывших коллегий ОГ-ПУ, "троек" НКВД и "особого совещания" при НКВД-МГБ-МВД СССР.
В 1953-1955 гг. в обстановке внутрипартийной борьбы преодолевались наиболее одиозные последствия сталинщины в партийной, государственной и общественной жизни (восстановление роли пленумов ЦК, укрепление законности, реабилитация значительной части репрессированных). Были смещены руководители карательных органов, осужденные в 1953-54 гг. за массовые репрессии по сфабрикованным "делам", восстановлен прокурорский надзор за следственными органами госбезопасности, ликвидированы особые и внесудебные органы (Особые совещания при МВД СССР). В 1955 г. МГБ было преобразовано в соответствующий комитет при Совмине СССР с одновременной значительной сменой кадров.
Причины начавшейся либерализации были противоречивы и разноплановы. Среди них и явное перенапряжение общества в связи с состоянием мобилизованности страны на борьбу с внутренними и внешними "врагами", обозначившиеся признаки истощения экономики и особенно сельского хозяйства, разоренного форсированной индустриализацией и восстановлением промышленности. Немалую роль сыграли и корпоративные интересы партийно-государственной бюрократии, с одной стороны, опасавшейся накопления в обществе социального горючего материала (нищета широких слоев населения, особенно сельского, жившего на грани голода; огромная сфера лагерной экономики и лагерного рабства, которая приобрела взрывоопасные размеры и т. д.); с другой, негарантированной от возобновления массовых репрессий в собственной среде при сохранении просталинского режима.
Неоспоримо в этом процессе значение конкретных политических деятелей, прежде всего Хрущева, наложившего па него печать своей индивидуальности. Доклад Хрущева "О культе личности и его последствиях" на XX съезде КПСС перевернул общественное сознание, раскрыв, пусть частично, правду о преступлениях Сталина При всей мировоззренческой ограниченности оценок, доклад произвел такое действие в умах членов партии, а затем, (несмотря на закрытый характер) широких слоев народа, что возвращение к репрессивному режиму стало невозможным. Вместе с тем, разоблачение сталинщины осуществлялось в рамках коммунистической идеологии, сводя социальную природу тоталитарно-бюрократической системы к культу личности.
Либерализация проявилась также в сфере государственного строительства. Происходило расширение прав союзных республик в экономической и правовой сферах. В феврале 1957 г. были восстановлены автономии ранее репрессированных народов (кроме поволжских немцев и крымских татар). Рост социальной активности выразился в создании различных общественных организаций, многообразных форм общественного самоуправления, работавших однако под партийно-государственным контролем. В 1957 г. произошла реорганизация ВЦСПС, что привело к расширению прав первичных организаций, сокращению штатного аппарата. Новая общественно-политическая атмосфера особенно повлияла на молодежь, вызвав во второй половине 50-х гг. новый всплеск коммунистического энтузиазма: освоение целины, молодежные стройки по "комсомольским путевкам" и т. д.
В атмосфере общественного подъема прошел XXI съезд КПСС, констатировавший, что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу. Выводом из этого тезиса стало утверждение, что страна вступила в период развернутого строительства коммунизма. XXII съезд КПСС, состоявшийся в октябре 1961 г., развивая идеи предыдущего съезда, принял третью Программу КПСС - программу строительства коммунизма. В соответствии с конкретными планами, в течение 10-20 лет должна была быть построена материально-техническая база коммунизма - достигнуто превосходство в производстве продукции на душу населения над ведущими капиталистическими странами, ликвидирован тяжелый физический труд, достигнуто изобилие материальных и культурных благ Коммунистический романтизм и связанная с ним социальная мифология еще оставались доминантой общественного сознания в начале 1960-х годов. Нацеленность на высокий уровень жизни, на демократизацию общества, перерастание государственного управления в общественное самоуправление, придавало второе дыхание административно-командной системе, обновляя веру в "светлые идеалы". Общественный подъем выразился, в частности, в подъеме социалистического соревнования, многочисленных трудовых починах, вскоре впрочем вылощенных бюрократизмом.
Были и другие проявления общественной активности, не вписывающиеся в рамки идеологических установок системы. В октябре 1959 г. Было подавлено полутаротысячное восстание рабочих "Казахстанской Магнитки", в июне 1962 г. расстреляна семитысячная демонстрация в Новочеркасске. Появились первые ростки инакомыслия среди интеллигенции. Впрочем оба оппозиционных системе потока - и стихийные народные выступления и деятельность инакомыслящей интеллигенции в основном не выходили на политический уровень и не пересекались друг с другом. Однако они создавали элемент нестабильности системы, которая, разоблачив преступления сталинщины, при малейшей угрозе своему существованию, действовала теми же методами.
Социально-экономическое развитие
Новый экономический курс, связанный с именем Маленкова, выразился в перенесении приоритетов с тяжелой промышленности на легкую и сельское хозяйство, жилищное строительство. В сельском хозяйстве намечались мероприятия по повышению урожайности, включению фактора заинтересованности колхозников, и, лишь в этом ряду распашка целинных и залежных земель. Но после прихода Хрущева к власти акцент сместился на освоение целины в уповании на быструю отдачу "ударных" мероприятий. Не прошел и курс на существенное перераспределение капиталовложений в пользу отраслей группы "Б" который на январском (1955 г.) пленуме ЦК КПСС был поставлен в вину Мапенкову. Многочисленные реформаторские эксперименты сводились в период "оттепели" в основном к государственным программам и реорганизации управленческих структур.
В 1954 г. было упразднено 200 главков и отделов министерств, десятки трестов, сотни снабженческих организаций. В 1956 г. увеличен процент отчислений в республиканский бюджет от различных налогов. Ряд министерств из союзных реорганизован в союзно-республиканские. К 1956 г. в ведение республик передано около 15 тысяч промышленных предприятий. Политику децентрализации венчало постановление февральского (1957г.) пленума ЦК КПСС "О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством", в котором ставилась задача ликвидации отраслевых министерств и образования территориальных Советов народного хозяйства. Реформа носила административный характер, ограничиваясь перемещением функций оперативного руководства на уровень совнархозов. Она не внесла качественных изменений в условия хозяйствования. Попытка качественных сдвигов в экономике путем административной реорганизации, оказалась неудачной.
Тем не менее, в середине 50-х - начале 60-х экономика в целом развивалась динамично, в 1956-58 гг. Темпы развития промышленности составили 10-15% (по официальным данным) при плане 7,6%. Особенно быстро развивалось машиностроение. В конце 50-х - начале 60-х годов темпы замедлились, тем не менее оставаясь весьма высокими. В годы семилетки (1959-1965 гг.) удвоились основные производственные фонды, рывок совершила химическая промышленность. Сельское хозяйство по-прежнему отставало, чему способствовало ограничение подсобного хозяйства, волюнтаризм в управлении (кукурузная компания и т. д.)
Развивалась социальная сфера, росла заработная плата и потребление товаров. В 1964 году впервые были введены пенсии колхозникам. Жилой фонд страны вырос за годы семилетки на 40%.
Развитие науки и культуры
В 1958 г. введено обязательное восьмилетнее образование, существенно вырос выпуск специалистов с высшим образованием. Росло число научных учреждений. В 1957 г. принято решение создать на Востоке страны крупный научный центр Сибирское отделение академии наук СССР. В Дубне в 1956 году создан крупный международный исследовательский центр Объединенный институт ядерных исследований. В 1957 г. на космическую орбиту выведен первый советский спутник, построен первый в мире атомный ледокол "Ленин". А в 1961 г. состоялся первый в истории полет человека в космос. Радиовещание охватила всю страну. В 1958 г. число телевизоров достигло 3 млн. против 200 тыс. в 1953 г. Научно-технические достижения заложили основу для военно-стратегического паритета с США.
Противоречиво развивались литература и искусство. С одной стороны были реабилитированы многие репрессированные при Сталине деятели культуры, наблюдался расцвет публицистики, подготавливающей общественное сознание к крупным переменам. С другой, писатели за критические произведения обвинялись в "очернительстве советской действительности" (Дудинцев, Гранин, Яшин, Аксенов и др.), погромной критике и запрету подвергались любые произведения искусства, не вписывавшиеся в рамки "социалистического реализма". Тогдашняя политическая система продолжала жестко контролировать духовную сферу.
Внешняя политика
"Оттепель" отразилась и на внешней политике, чему способствовал и приход нового политического руководства в США (Эйзенхауэр, Кеннеди). Наряду с юридическим оформлением военно-политического блока стран социалистического лагеря -Организации Варшавского Договора, СССР выступил с рядом масштабных инициатив по разоружению. В 1958 году был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. Однако жесткое подавление восстаний в Венгрии в 1956 г., возведение Берлинской стены в 1961 г., "карибский кризис" 1961 г., поставивший мир на грань ядерной войны, довели конфронтацию до небывалой остроты. Вместе с тем "ракетный кризис" способствовал выработке механизма поиска компромиссов. После этого начался медленный процесс улучшения отношений между Востоком и Западом. В целом в середине 60-х годов произошла стабилизация послевоенного мира.
Билет 25