Основные идеологические течения в современном мире

Несомненно, что самыми великими идеологическими течени­ями были и являются мировые религии — христианство, ислам и буддизм.Ни по жизнестойкости, ни по влиянию на людей они не знают себе равных среди идеологий. В чем великая сила рели­гии? Вряд ли можно дать сколько-нибудь исчерпывающий ответ на этот вопрос. Пожалуй, глубинная, корневая суть религии ви­дится в том, что она служит важным фактором развития духовной культуры (христианская духовность), нравственности общества, человечности. Под таким углом зрения можно выделить функции религии, в которых и проявляется ее социальная ценность.

Иллюзорно компенсаторная функция позволяет отделить религию от других форм общественного сознания. Ее суть заклю­чается в "восполнении" пробелов в достоверном знании предме­тов и явлений объективной действительности легендами, мифами, иллюзиями. Религия часто подает как нечто реальное мистичес­кие, сверхъестественные существа и силы. Правда, в религиозных идеологиях (особенно современных) могут содержаться достовер­ные и даже научные знания, но они обычно толкуются не как достижения человеческого познания, а как следствие божествен­ного откровения.

Рассматриваемая функция выражается также в том, что ре­лигия позволяет "снимать" социальную напряженность, "разре­шать" противоречия в обществе. Она служит утешением для мно­гих, особенно для немощных телом, слабых духом, бедных, оби­женных судьбой, вселяет в них надежду на лучшее будущее: на райскую загробную жизнь, на лучшее в этом мире, чем в тот или иной момент, если так будет угодно Богу.

Регулятивная функция — одно из важных направлений воз­действия религии на личность и общество. Осуществляя данную функцию, религия организует, направляет и упорядочивает пове­дение людей, активно воздействует на сознание и волю, чувства и духовный настрой и отдельной личности, и широких масс. В про­цессе многовекового развития сложился достаточно сложный ме­ханизм религиозного регулирования общественных отношений. Основными его элементами (частями) являются религиозные ус­тановки, догмы и религиозные нормы (нравственные и правовые).

Коммуникативная функция — это способность религии слу­жить формой и средством общения людей, объединять их. Она осуществляется через соответствующие учреждения: церковь — в христианстве; умма (мечеть) — в исламе. Важную роль в реа­лизации этой функции играют семья, культы святых, посещение святых мест, религиозные праздники и т. п. Христианская мораль, к примеру, гласит: церковь не имеет границ, она не разделяет, а собирает.

Гуманистическая функция. Религия всем своим идейно-ду­ховным потенциалом стремится воспитывать в человеке нравствен­ные черты, развивает его гуманистические начала. Она формиру­ет в людях чувство любви ко всему живому, к окружающей при­роде, учит относиться терпимо, доброжелательно друг к другу, проявлять милосердие в межличностных отношениях. Словом, религию можно рассматривать как одну из важнейших общечело­веческих ценностей.

Социал-демократическая политическая идеология,несом­ненно, относится к основным социально-политическим течениям XX столетия. Под социал-демократией обычно понимают теорию и практику всех партий, входящих в социалистический интерна­ционал. Социал-демократию можно охарактеризовать и как со­циально-демократическое движение, и как международное идей­но-политическое течение. Причем это движение плюралистично, охватывает собой многие региональные и национальные вариан­ты.

Идейными истоками социал-демократии служат воззрения социалистов-утопистов и идеи Великой французской революции. Несомненно, социал-демократия получила сильный импульс от марксизма. Главной причиной и условием возникновения и разви­тия социал-демократических партий стали формирование и воз­растание в XIX — начале XX в. роли и влияния рабочего движе­ния в индустриально развитых странах Запада.

Социал-демократия поначалу разделяла основные револю­ционные установки марксизма, но реальные жизненные процессы ориентировали ее на эволюционный путь общественных преобра­зований. Партии социал-демократической ориентации становились парламентскими, и всю их дальнейшую историю можно рассматривать и как историю постепенного отхода от марксизма. На соб­ственном опыте они убеждались, что многие требования рабочего класса можно реализовать мирными средствами, в процессе посте­пенных реформ и преобразований. Вообще-то социал-демократи­ческие партии приоритет отдавали не доктрине, а реалиям жизни. Отсюда их прагматизм, приверженность к компромиссам и др.

В первые десятилетия XX в. в рабочем движении обозна­чился раскол. С образованием III Коммунистического интернаци­онала он приобрел организационное и институционализирован­ное выражение. Социал-демократия и коммунизм, выросшие из одной и той же социальной основы, важнейшие социально-эконо­мические и политические вопросы решали в корне противополож­ными методами.

Социал-демократическое движение отмежевалось от револю­ционного пути, взяв курс на постепенное врастание социализма в капитализм, на переход к "демократическому социализму". Осно­вополагающие установки реформирования общества на началах солидарности, равенства и свободы были предложены Э. Бернштейном.

Социал-демократы взяли на вооружение идеи правового го­сударства, плюрализма мнений и многопартийности. Это привело к тому, что во второй половине XX в. они добились внушитель­ных успехов. Оказавшись в ряде стран у руля государственной власти, социал-демократы стали инициаторами многих реформ (национализация ряда отраслей экономики, беспрецедентное рас­ширение социальных программ государства, сокращение рабочего времени и т. д.). При этом они активно использовали позитив­ный опыт Советского государства. Значительную роль в мировом развитии играет Социалистический интернационал, объединяющий более 40 социалистических и социал-демократических партий ев­ропейских и других стран. Велики заслуги в этом таких выдаю­щихся деятелей социал-демократии XX в., как В. Брант, У. Паль­ме, Б. Крайски, Ф. Миттеран и др.

Пожалуй, самые впечатляющие успехи демонстрирует "скан­динавская модель" демократического социализма: а) создание за сравнительно короткий срок высокоэффективной экономики; 6) обеспечение занятости практически всего трудоспособного насе­ления; в) ликвидация бедности; г) создание самой развитой в мире системы социального обеспечения; д) достижение высокого уров­ня грамотности и культуры.

В скандинавских странах демократическое социальное госу­дарство осуществляет функции перераспределения национального дохода в целях обеспечения большей справедливости. Тем самым достигается органическое сочетание смешанной, многоукладной экономики с социально ориентированным рынком, сокращает социальное неравенство, диспаритет между богатыми и бедными. На подходе XXI столетия идейно-политические ориентации принципы, установки, ценности, нормы политической демократии, которые раньше были поводом ожесточенной борьбы между социал-демократами и либералами и консерваторами, сблизились. Дискуссионным остается лишь вопрос о пределах демократии. Кон­серваторы и либералы считают, что демократия может распространяться только на политическую сферу. Социал-демократы придерживаются позиции, что демократия, свобода, равенство должны распространяться на все сферы общества.

Основания классификации
 
Уровни исследуемых объектов политики Политико-идеологическая направленность Предмет и объект исследований
Концепции глобального или международного порядка   Либеральные   Политико-правовые
Концепции общественного уровня   Консервативные   Социологические
Концепции политической сферы общества и политического развития   Социал-реформаторские   Психологические
Концепции важнейших подсистем   Марксистские   Эмпирические
Концепции отдельных или частных политических явлений   Анархистские    

Сила и жизненность социал-демократической идеологии стоит в том, что она отвечает интересам широких масс, черпает энергию в социальной жизни, опирается на благородные идеалах социализма.

Марксистско-ленинская (коммунистическая) идеология возникла в середине XIX столетия на базе критической переработки достижений немецкой классической философии (Гегель, Фейербах), политической экономии (Смит, Рикардо), утопического социализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). Марксизм появился как пролетарская идеология. Главное в нем — обоснование роли рабоче­го класса как "могильщика капитализма" и создателя бесклассо­вого коммунистического общества. Основная цель марксистской идеологии — не только правильно объяснить мир, но и револю­ционно преобразовать его. По сути своей марксизм-ленинизм яв­ляется революционной теорией. По мнению Маркса, революция — это локомотив истории. По утверждению Ленина, марксизм — всесильное учение, потому что оно верно.

В XX столетии марксизм-ленинизм превратился в одно из самых влиятельных политико-идеологических течений в мире. Пос­ле второй мировой войны на третьей части мира развернулось стро­ительство социалистических государств на основе марксистско-ленинской теории. Невозможно подвергнуть сомнению тот факт, что марксистско-ленинская идеология имела великое множество убежденных сторонников и последователей, да и сейчас их нема­ло. Ее основополагающими идеями были коллективизм, социальная справедливость, народовластие и др., пронизанные подлинным гу­манизмом.

И, тем не менее, в последней четверти XX в. начались глубин­ный кризис и крушение марксистско-ленинской идеологии, в пер­вую очередь в бывших социалистических странах. Причины, вы­звавшие этот кризис, долго будут предметом научного осмысле­ния и переосмысления. Ведь с крушением рассматриваемой идео­логии происходило крушение надежд миллионов людей на воз­можность построения общества добра и справедливости.

Есть основания полагать, что кризис этот развивался посте­пенно, так как коммунистическая идеология усилиями многочис­ленных идеологов догматизировалась, слабо приспосабливалась к изменяющимся условиям жизни, которую, напротив, усиленно стре­мились подогнать под идеологию. Поэтому между развивающей­ся, изменяющейся социальной жизнью и догматизирующейся иде­ологией возникла и стала углубляться пропасть.

В бывших социалистических странах марксизм-ленинизм, являясь государственной идеологией, был превращен в своего рода государственную религию, единственно возможное мировоззрение. коммунистическая идеология была выведена из-под критики, а ее достижения стали критериями оценки всех остальных идеологических систем мира. Все это создавало условия для ее внутренней стагнации. На ее основе буйно процветали и лживая культовая идеология, и тоталитарный тип мышления. В таком извращенном виде идеология отторгалась большинством народов, ибо отражала интересы лишь начавшей разлагаться партократической верхушки. С утверждением гласности, плюрализма мнений, многопартийности старая идеология, лишенная жизненной силы, начала саморазрушаться. С ее развалом в нашем обществе образовался идеологический вакуум, началось смутное время.

Правда, в последние годы коммунистическая идеология стала возрождаться, что вызвано, пожалуй, двумя основными причина­ми. Во-первых, крупные неудачи потерпели многие реформы, вы­жавшие в обществе негативные последствия. Во-вторых, ради­кал-реформаторы противопоставили коммунистической идеологии грубый и примитивный антикоммунизм, тем самым только озлобляя и активизируя сторонников коммунистических идей. Ведь давно сказано и доказано, что идеи можно победить только идея­ми. Очернительство тут бессмысленно и бесполезно, оно может вызвать противоположный желаемому результат.

Возрождение коммунистической идеологии в новых услови­ях — дело архисложное. Простая реанимация ее невозможна, даже если кто-то этого и хотел бы. Обновленная идеология развивает­ся, видимо, сближаясь с современной социал-демократией. Это сближение в новых исторических условиях может стать крупным и поворотным, событием на рубеже двух столетий.

К левому флангу современных политических течений при­мыкают анархизм, троцкизм, "новые левые" и другие движения.

Анархизм зародился в Западной Европе в середине XIX в. Главные его положения были сформулированы П. Прудоном, М. Бакуниным и П. Кропоткиным.

Основой мировоззрения анархизма служит индивидуализм, отрицающий все, что стесняет свободу человека. По мысли идео­логов анархизма, безгосударственный общественный строй будет представлять собой федерацию производственных ассоциаций, коммун, провинций и социальных общностей. Отсутствие всякого принуждения и подчинения должно породить подлинный обще

Основания классификации
 
Религиозные   Политические
     
Христианство   Либеральные
Буддизм   Консервативные
Ислам   Социал-демократические
    Марксистские
    Анархистские

Наши рекомендации