Система и компетенция государственных органов по разрешению земельных споров
Исходя из сложившейся мировой практики, земельные споры в своём большинстве рассматривались и рассматриваются общегражданскими судами. Вместе с тем на различных отрезках истории разрешение земельных споров осуществлялось как специализированными судами, так и административными органами. В период столыпинской реформы 1906 г. споры, связанные с выделением бывшим общинникам [Общинники – члены общины, структурной единицы в деревне, насаждённой царским правительством в 80–90 гг. XIX в., в которой была установлена общинная земельная собственность] земель в частную собственность, разрешались уездными земельными комиссиями. До 1922 г. споры по земельным делам разрешались земотделами. С вступлением в силу Положения о порядке рассмотрения земельных споров от 24 мая 1922 г. эта функция перешла к земельным комиссиям, в состав которых входили народный судья и представитель земельного органа. Данные комиссии руководствовались правилами, установленными для деятельности народного суда (порядок рассмотрения дел, вызов свидетелей и т.п.) и общими правилами советского гражданского процесса. После 1930 г. в связи с упразднением указанных комиссий компетенцией по разрешению земельных споров были наделены различные органы: сельсоветы, райисполкомы, общественные и народные суды. Специальные комиссии по рассмотрению споров, связанных с землепользованием колхозов, функционировали в 1932–1939 гг.
В целом же в советский период в силу установления исключительной собственности государства на землю земельные споры были связаны только с правом пользования земельными участками. Земельные споры определялись как споры о праве землепользования между землепользователями и другими организациями и лицами в связи с отводом, изъятием земель, землеустройством и осуществлением иных функций по распоряжению и управлению землями [Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т. 9 / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. – М., 1974. – С. 462]. Основное содержание земельных споров сводилось к спорам между землепользователями по поводу владения и пользования землей и государственными органами, осуществляющими управление и распоряжение землями. Абсолютное большинство земельных споров рассматривалось в административном порядке. И лишь незначительная часть земельных споров, связанных преимущественно с защитой имущественных прав граждан, разрешалась в судебном порядке.
В настоящее время споры по поводу пользования и владения землёй составляют самую значительную группу земельных споров. В соответствии со статьёй 10 ГК защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях – в соответствии с договором. Законодательством или договором (если это не противоречит законодательству) может быть предусмотрено урегулирование спора между сторонами до обращения в суд.
Как установлено статьёй 92 Кодекса о земле, земельные споры разрешаются областными, Минским городским, городскими (города областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией и (или) судом в порядке, установленном законодательством.
Однако целый ряд земельных споров в соответствии с указанной статьёй Кодекса о земле разрешается исключительно в судебном порядке: споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки; споры, связанные с наследованием земельных участков; споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности; споры, связанные с возмещением убытков.
Кроме того, к спорам, разрешаемым только в судебном порядке, можно отнести споры, связанные с установлением и (или) условиями земельного сервитута. Так, статья 45 Кодекса о земле установила, что в случае недостижения соглашения об установлении и (или) условиях земельного сервитута спор разрешается судом по иску заинтересованного лица. А статья 19 указанного Кодекса предусматривает, что землепользователь земельного участка, обременённого земельным сервитутом, вправе, если иное не установлено законодательными актами, требовать от лица, в пользу которого установлен земельный сервитут, плату за пользование земельным участком, размер которой определяется по соглашению сторон, а при недостижении соглашения – судом. В таком же порядке разрешаются споры, связанные с изменением и расторжением договоров, как это предусмотрено статьёй 422 Гражданского кодекса (к примеру, договора аренды земельных участков). Помимо этого, в судебном порядке рассматриваются споры по оценке земель, земельных участков в соответствии с Положением об оценке стоимости объектов гражданских прав, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. № 615 [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 168. – 1/7999; 2012. – № 8. – 1/13247]. Как предусмотрено п. 20 данного Положения, споры между исполнителями оценки и её заказчиками, связанные с осуществлением оценочной деятельности, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством.
Все иные земельные споры разрешаются либо в административном порядке местными исполнительными комитетами, либо судами. Выбор порядка разрешения земельного спора остается за заявителем.