Человек, индивид, личность
Обществознание: экзаменационные билеты с ответами для 9 класса
Материал взят с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича http://danur-w.narod.ru/ . Некоторые билеты содержат прямые ссылки на дополнительные оригинальные материалы, размещенные на сайте автора.
Билет № 1
1. Человек, индивид, личность.
2. Государство, его основные признаки. Формы правления.
Билет № 2
1. Потребности человека.
2. Правовое государство, его основные признаки.
Билет № 3
1. Способности человека.
2. Право, его роль в жизни человека и общества.
Билет № 4
1. Человек и культура.
2. Юридическая ответственность, ее виды.
Билет № 5
1. Взаимосвязь природы и общества.
2. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.
Билет № 6
1. Особенности межличностных отношений.
2. Правонарушение, виды правонарушений.
Билет № 7
1. Общение. Культура общения.
2. Права человека. Защита прав человека.
Билет № 8
1. Малая группа. Человек в группе.
2. Религия, атеизм и свобода совести.
Билет № 9
1. Общество. Основные сферы общественной жизни.
2. Глобальные проблемы человечества.
Билет № 10
1. Экономика и ее роль в жизни человека.
2. Всеобщая декларация прав человека - общая характеристика.
Билет № 11
1. Рыночная экономика. Спрос и предложение.
2. Гражданин. Участие граждан в политической жизни.
Билет № 12
1. Социальная сфера жизни общества. Социальная политика.
2. Государство и экономика.
Билет № 13
1. Социальные группы и общности.
2. Основные ценности и нормы морали. «Золотое правило нравственности».
Билет № 14
1. Нации и межнациональные отношения в современном мире.
2. Семья. Правовые основы брака.
Билет № 15
1. Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть.
2. Добро и зло - основные понятия этики. Моральный выбор.
Билет № 16
1. Политические партии и движения. Многопартийность.
2. Духовная жизнь человека.
Билет № 17
1. Собственность, ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений.
2. Права и обязанности граждан РФ.
Билет № 18
1. Права ребенка.
2. Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование.
Билет № 19
1. Федерация, ее субъекты.
2. Право на образование: содержание, гарантии.
Билет № 20
1. Предпринимательская деятельность.
2 Законодательная, исполнительная и судебная власти в РФ.
Билет № 1
Человек, индивид, личность.
Человек— биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству).
Индивид— принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь.
Личность— социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика.
— Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, реализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности.
— Внутренний облик — это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и постоянные во времени и ситуации, отличающие
одного индивида от другого.
Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности. Ребенок - лишь кандидат в человека.
Формирование человека. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.
Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр. В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д.
Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания.
Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может.