Что изучает краеведение?
Л.В.Храмков
ВВЕДЕНИЕ В САМАРСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
Самара – 2003
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЕРВАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА
НА БАЗЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 57 г. САМАРЫ
Л.В.Храмков
ВВЕДЕНИЕ В САМАРСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
Самара – 2003
УДК__________
ББК__________
Печатается по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного университета.
Автор-составитель – Л.В.Храмков.
Введение в самарское краеведение. Самара: Изд-во ООО "Научно-технический центр", 2003. – стр.
Учебное пособие "Введение в Самарское краеведение" подготовлено на основе курса лекций, прочитанного автором в Самарском государсвтенном университете, Самарской гуманитарной академии и Самарском медико-техническом лицее. Учебное пособие адресовано всем, кого интересуют история и культура родного средневолжского края
Рецензенты:
кандидат исторических наук – Т.И.Ведерникова
кандидат филологических наук – Т.Ф.Зиброва
кандидат биологических наук – Д.П.Мозговой
кандидат биологических наук – С.А.Сачков
кандидат педагогических наук А.Е. Сейненский
кандидат исторических наук – Г.С.Шерстнева
заслуженный учитель школы
Российской Федерации – Ю.П.Власов
директор средней школы № 57 г.Самары – А.А.Захаркин
JSBN_________________ Храмков Л.В. 2003
Вместо предисловия
Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности.
За последние тридцать лет сформировалась современная самарская историко-краеведческая школа – одна из крупнейших в Поволжье. Краеведение стало неотъемлемой частью научно-педагогического процесса средней и высшей школы Самаркого региона.
Исчезла существовавшая многие годы диспропорция в исследовании различных хронологических периодов истории края. Все серьёзные соверменные работы опираются на материалы полевых исследований и многолетние архивные изыскания. Широко привлекаются недоступные ранее архивные документы и комьютерные технологии. Широкую известность получили Платоновские, Кирилло-Мефодиевские,Алабинские, Головкинские, Репинские, Иоанновские чтения, проводимые в г. Самаре.
Публикация сводных трудов (трёхтомная "Самарская летопись", восьмитомная "История Самарского края с древнейших времён до наших дней", четырёхтомная "Историко-культурная энциклопедия", "Книга Памяти Самарской области" (34 тома), "Белая книга" (16 томов), журналы "Самара", "Самарская Лука", "Краеведческие записки" областного историко-краеведческого музея (9 томов), десятки монографий и документальных изданий) служат прочной базой для нового этапа изучения края и воспитания молодых поколения самарцев на лучших традициях ушедших поколений.
"Введение в самарское краеведение" (автор-составитель Л.В. Храмков) явится ценным учебно-методическим пособием для педагогов и учащихся учебных заведений самого различного профиля по историческому, этнографическому, естественно-научному, литературному и лингвистическому краеведению.
Сведения по истории изучения края, об источниках и методах краеведческого исследования, конкретно-исторический материал, вопросы и задания для учащихся, программы по краеведению дают необходимый современный инструментарий для начинающих исследователей родного края.
Председатель Археографической комиссии РАН и Союза краеведов России, академик Российской Академии образования С.О. Шмидт
– Ветер Времени сурово веет над миром – топит
в морских волнах Атлантиду, рушит вековые
царства и троны, оставлял от них цветные обломки,
уносит наших близких и нас самих, горестно шумит
травой на забытых могилах...
Но и этот сокрушительный ветер не всевластен:
есть великое и вечное нечто, противостоящее времени,
– бессмертная любовь человека к Родине, волшебный
исток которой – "Тот уголок земли", где мы родились
и выросли.
До конца дней проносим мы в душе любовь к этому
благословенному уголку, как проносят пилигримы в ла-
данке на груди горсть иссохшей и все же чудотворно
живой родной земли.
И потому все, что связано с этим уголком, неувя-
даемо светится в нашей памяти, будто любимый цветок в
сказочной живой воде.
Николай Смирнов.
Лекция первая.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КРАЕВЕДЕНИЯ.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва, …
Александр Пушкин.
План
1. Что изучает краеведение?
2. Шаг в былое.
3. Источники и методы изучения родного края.
Литература
– Историческое краеведение. Пособие для студентов педвузов // Н.П.Милонов, Ю.Ф.Кононов, A.M.Разгон, М.Н.Черноморский, А.С.Завадье; Под ред. Н.П.Милонова. – М. 1969.
– Методические материалы по школьному москвоведению. – М., 1997.
– Сейненский А.Е. Родной край. Страницы истории. В помощь педагогу – краеведу. – М., 1994.
– Сухарев А.И. Основы регионоведения. – Саранск, 1996.
– Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. – Тверь, 1992.
* * *
Самарская область (География и история, экономика и культура). Учебное пособие. Изд.третье. – Самара, 2001.
Самарский край в истории России. Материалы юбилейной научной конференции 6-7 февраля 2001 г. – Самара, 2001.
Что изучает краеведение?
Краеведение является необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта. Оно раскрывает школьникам и студентам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности.
Родиноведение, краеведение, рнгионоведение означают знание о своей ближней родине. Границы "края", "региона" подвижны, изменчивы: родной дом и его окрестности, село, город, район, область (край), республика.
Краеведение изучает край в целом, его политические, экономические, социальные, историко-культурные связи и явления, а также развившиеся на их основе системы управления, промышленность, сельское хозяйство, торговля, благотворительность, образование, общественную и сословную жизнь.
Объектом изучения краеведения и регионоведения являются такие традиционные элементы топографии и материальной культуры края: исторические заповедные территории и административные районы, улицы, архитектурные и историко-бытовые ансамбли и памятники; жилые дома, особняки, усадьбы, монастыри, церкви, кладбища, сады и парки и т.д. Краеведение включает в себя и знание естественных наук – географии, биологии, зоологии, экологии на территории края.
Задачами курса является не только дать слушателю комплексные знания о прошлом и настоящем Самарского края, но и воспитать любовь к своему городу, району, селу, уважение к его истории, традициям, святыням, бережное отношение к памятникам истории и культуры.
В процессе изучения курса необходимо вырабатывать навыки работы с краеведческой литературой, иконографическим и картографическим материалом, бережного сохранения семейного архива, ведения дневника, составления своей родословной, ведения элементарных экскурсий и т.д.
О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к серьезным исследованиям писали В.Н.Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, В.П.Семенов-Тян-Шанский, B.О.Ключевский, Д.С.Лихачев, С.О.Шмидт и многие другие ученые, педагоги, писатели, философы, священнослужители.
Первое краткое определение краеведения было представлено в 1916 г. в академическом словаре: "Краеведение – это изучение родного края...". "Педагогическая энциклопедия" определяет школьное краеведение" как "...изучение учащимися на уроках и во внеурочное время природы, социально-экономического и культурного развития местного края. Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью и практикой развития общества". Председатель правления Союза краеведов России академик РАО С.О.Шмидт полагает, "что краеведение – это наука о прошлом и настоящем какого-либо "края" во всем многообразии тематики. Краеведное знание – обычно комплексное знание и природы, и общества, знание не только историческое, но и историко-культурное, историко-экономическое; не просто географическое, но и географо-биологическое, географо-астрономическое"[1]
Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности.
В ряде высших и средних учебных заведений Самарской области читаются весьма близкие по содержанию учебные или специальные курсы – краеведение,регионоведение и самароведение (последний явно представляют вариант или симбиоз вышеназванных двух дисциплин). Кратко остановимся на некоторых отличительных чертах регионоведения.
В науке существует множество определений понятия "регион". Одни исследователи предпочитают определять его как хозяйственно-экономическую общность (напр. российский Волго-Вятский регион, германский Рур, американский Средний запад и т.д.), другие – как географически-административную единицу (напр., область), третьи – как историко-культурную область (Поволжье, Северная Россия и др.). Многие признают, что основополагающими признаками региона являются определенная территория, население, общность истории, природных условий, решаемых проблем. Все же остальное зависит от тех задач, которые решает исследователь. Если он больше заинтересован в изучении экономических аспектов, то будет тяготеть к рассмотрению региона через призму имеющихся там хозяйственных связей. Возможно и комбинированное использование критериев, если задача носит комплексный характер[2]. Можно привести еще одно определение: регион это "социологическая квалификация той или иной административно-территориальной единицы, население которой объединено общими производственно-экономическими взаимосвязями единой социальной инфраструктурой, местными средствами массовой коммуникации, органами власти и местного самоуправления. Регион есть естественно-историческое пространство, в рамках которого осуществляется социально-экономическая и общественная деятельность проживающих в нем людей"[3].
Обращение к истории отечественного краеведения позволяет сделать вывод о том, что краеведение на протяжении веков являлось формой общественного социокультурного движения, любительским занятием "краезнатцев", проживающих в этой местности. Содержанием любительского краеведения было изучение прошлого, настоящего и будущего родного края; культурно-просветительская, популяризаторская деятельность по распространению полученных краеведческих сведений среди населения родного края. Любительское краеведение имело глубокие нравственные корни. Самодеятельными краеведческими обществами сохранялись и преумножались культурно-исторические традиции народа.
Параллельно с любительским краеведением возникает и развивается научное краеведение. Со второй половины XVIII в. это направление (научное краеведение) сложилось при Академии наук, в это же время начали возникать общественные научные краеведческие общества.
Шаг в былое
Одним из первых трудов по краеведению в России явилось "Описание города Оренбурга", составленное в 1744 г. Петром Ивановичем Рычковым (1712-1777). Уроженец Вологодчины, П.И. Рычков благодаря своим способностям стал главным помощником наместника Оренбургского края И.И.Неплюева. В качестве заведующего губернской канцелярией П.И.Рычков много способствовал развитию промышленности и торговли края, изучению его природных богатств. Для него краеведение было не умозрительным занятием, а конкретно-деятельным трудом государственного значения. Его "Записки о пугачёвском бунте" опубликовал А.С.Пушкин во второй части своей "Истории Пугачевского бунта".
В 1761 г. М.В.Ломоносов предпринимает попытку исследования края с участием местного населения и детей. Он составил анкету из 30 вопросов о городах, губерниях и провинциях России. Эту анкету можно считать первой программой краеведческого изучения страны.
С 1786 г. начал выходить первый в России ежемесячный провинциальный журнал – "Уединенный пошехонец", содержавший значительный краеведческий материал по городам и уездам Ярославской губернии.
В 1788 г. правительством составлен документ, предписывающий изучение и составление "кратких известий о древней истории губерний, и о народах, тамо живших, есть ли древние остатки, курганы и что о них повествуют; каковы земледелие, скотоводство, рыбная ловля, промыслы, заведения, фабрики, заводы и торги, не только в губернском и уездном городах, но и в деревнях, куда с оных фабрик товары по большей части в продажу отправляются; какие науки и художества, с означением, сколько есть семинарий; какое вообще свойство народа в нравах, обычаях, какие важные наречия и к каким промыслам вообще народ этого наместничества склонен; колико число душ мужского и женского полу по всей губернии считают и как далеко отстоят уездные города или знатные селения от губернского города, в которую сторону света и при каких реках и озерах именно; какой герб каждого уезда".
В 1789 г. Василий Васильевич Крестинин и Александр Иванович Фомин основали в Архангельске общество исторических исследований, в задачу которого входил сбор сведений о прошлом, документов, археологических и прочих материалов о жизни русского Севера. В.В.Крестинин (1729-1795) прошел путь от купеческого сына до члена-корреспондента Академии наук. Им написаны "Краткая история о городе Архангельском"(1792), "Начертание истории города Холмогор" (1792), Автор он и других трудов. Особенно интересен сегодня "Исторический опыт о сельском старинном домостроительстве Двинского народа на Севере" (1783). Его сподвижник А.И.Фомин (1735-1802) также был увлеченным археографом и такие членом-корреспондентом Академии наук.
Развитию краеведческих исследований успешно содействовало созданное в 1765 г. "Вольное экономическое общество", в "Трудах" которого освещалось состояние сельского хозяйства, положение крестьянства и т.д. в различных областях России. Было подготовлено топографическое описание всех губерний России, где, кроме характеристики природных условий и экономики, предусматривались и вопросы местной истории. Многие исторические сведения, собранные в этот период знатоками-краеведами были обобщены А.Щекатовым и Л.Максимовичем в "Географическом словаре Российского государства" (т.1 – 7, 1801-1809 гг.). Историко-краеведческие знания использовались при составлении гербов городов и губерний Российской империи.
Еще в программах народных училищ (1782) учителям рекомендовалось собирать сведения о древней истории губерний и о "народах тамо живущих, о древних остатках и курганах и что о них повествуют".
В начале и середине XIX в. центрами краеведческих исследований стали провинциальные университеты (в Казани, Харькове, Киеве, Одессе), научные общества (местные отделения "Общества истории и древностей российских", "Русского геральдического общества" и др.), были созданы первые музеи (первоначально в Причерноморье для сохранения и изучения античных древностей). В 1834 г. была создана Археографическая комиссия в Петербурге, затем – в других городах России. Материалы краеведческого характера публиковались в изданиях научных обществ, с 1888 г. – в "Губернских ведомостях", других местных изданиях. Развивалось церковное краеведение. В 1830-х гг. были созданы предпосылки для формирования исследовательской сети по всей России – были созданы статистические комитеты в областях и губерниях России. Всего в 1759-1917 гг. действовало свыше 70 научных обществ.[4]
В течение XIX столетия краеведческая литература значительно умножилась, в школах были введены курсы "родиноведения" или "отечествоведения", выпущена целая серия учебников. В начале 1860-х гг. Дмитрий Дмитриевич Хмыров (1830-1872) составил проект "Энциклопедии русского отечествоведения", оставшийся, правда, неосуществленным.
Замечательным подвижником отечествоведения был писатель и ученый Сергей Васильевич Максимов (1831-1901), исходивший пешком Владимирскую, Нижегородскую, Вятскую, Костромскую губернии, собирая литературно-этнографический материал, делая зарисовки крестьянского быта, вошедшие в его книгу "Лесная глушь" (1871). Исходил Максимов и берега Белого моря, печерские деревни ("Год на Севере", 1859),"Амур, Сибирь, Урал, Белоруссию... Им созданы замечательные книги "О русской земле", "О русских людях", а "Крылатые слова" заняли почетное место на полках рядом со словарем В.И.Даля.
Велик вклад русских писателей в литературно-этнографическое отечествоведение. Вспомним – "На горах" и "В лесах" П.И.Мельникова – Печер-ского, "Остров Сахалин" А.П.Чехова, "С севера на юг" Н.Н.Каразина, "По Восточной Сибири" И.А.Гончарова.
Значительный вклад в развитие краеведения внесли областные съезды исследователей истории и древностей (1901-1911 гг.).
В конце XIX – начале XX вв. краеведы России были объединены в многочисленных архивных комиссиях, обществах изучения природы и истории местного края и т.п., существовавших практически повсеместно. Наряду с периферийными изданиями выходили и центральные журналы краеведческого направления, такие как "Русский экскурсант-", "Экскурсионный вестник", "Старые годы" и др.
Провинциальная краеведческая мысль России рубежа ХIХ-ХХ вв., отразившая многообразие и противоречие процесса национально-государственного, духовного и культурного развития Российской державы, имела своим логическим продолжением массовое научно-культурное движение в так называемое "золотое десятилетие" отечественного краеведения. Только с 1917 по 1927 гг. число краеведных организаций увеличилось в десять раз. В.1927 г. в России было 1765 краеведческих обществ, 560 музеев, 64 краеведческих обществ, 560 музеев, 64 краеведческих исследовательскихстанции. Краеведение в те годы было сферой и научно-культурной работы и общественной деятельности. В 1921-1923 гг. в ряде вузов появились кафедры краеведения.
В декабре 1921 г. в Москве состоялась Первая Всероссийская конференция научных обществ по краеведению. Было избрано Центральное бюро краеведения, в состав которых вошли крупнейшие ученые, академики С.Ф.Ольденбург, Н.Я.Марр, А.Е.Фереман, М.М. Богословский, С.Ф.Платонов. ЦБК было подчинено Главнауке, состоявшей при Наркомпросе. Постановлением Наркомпроса от 5 августа 1930 г. краеведение вводилось в программы всех педагогических вузов и техникумов.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. краеведы сыграли значительную роль в мобилизации местных ресурсов на разгром врага.
В 1950-1960-х гг. появилось немало ценных краеведческих исследований, неоднократно проводились региональные совещания и конференции. Значительное внимание стало уделяться охране памятников истории и культуры. Массовое движение в этом направлении организационно оформилось с созданием в 1965 г. Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, в региональных отделениях и секциях которого объединилось большинство краеведов страны.
Большое влияние на дальнейшее развитие краеведной работы оказал академик Д.С.Лихачев. В ряде работ он обосновывал необходимость "в программы средней школы ввести преподавание краеведения с основами экологии и охраны памятников культуры, шире создавать кружки по истории и природе своего района, области, республики"[5]. С серией статей, посвященных краеведению, выступил известный журналист В.Песков, увидевший основной стержень этой деятельности – "радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постепенно формирует у человека понятие "Отечество"[6].
Дальнейшее развитие российского краеведения в 1980-1990-х гг. связано в первую очередь с именем академика С.О.Шмидта, избранного в 1990 году председателем Союза краеведов России[7]. Разработанная под руководством С.О.Шмидта Комплексная долговременная программа Союза краеведов России" Краеведение"[8] на многие годы определила организационные принципы, основные направления развития краеведения в России, совершенствование.;его теории и методики, содержание деятельности первичных и региональных краеведческих объединений.
Практически ежегодно Союз краеведов России участвует в подготовке и проведении общероссийских, межрегиональных и международных краеведческих конференций в различных городах России. Назовем лишь наиболее значимые: Международная конференция по проблемам краеведения и генеалогии (Петрозаводск, 1992); Первая республиканская конференция "Русская провинция: культура ХVIII-ХХ вв" (Москва, 1993); Всероссийская научная конференция "Российская провинция ХVIII- XX веков: Реалии культурной жизни" (Пенза, 1995); Международная краеведческая конференция "Тульский металл в истории промышленности и предпринимательства" (Тула, 1996), Международная научно-методическая конференция "Малые города России. Проблемы истории и возрождения" (Переяславль-Залесский, 1998) и др.
Еще в 1996 г. в РГГУ по инициативе С.О.Шмидта были созданы Центр исторического краеведения и москвоведения и кафедра региональной истории и краеведения, которые проводят большую работу по созданию, экспертизе и апробации соответствующих программ и учебно-методических пособий.
Программа "Краеведение" создает организационные, теоретические и методические предпосылки для реализации национального, регионального и местного компонентов государственных образовательных стандартов – одного из базисных понятий Закона РФ "Об образовании". Неслучайно поэтому при разработке программы туристско-краеведческого движения учащихся РФ "Отечество" Минобразования РФ взяло программу СКР "Краеведение" в качестве организационно-методической основы, а ряд целевых программ ("Летопись родного края", "Культурное наследие", "Великая Отечественная война", "Земляки", "Исторический некрополь России", "Исчезнувшие памятники России" и др.) включало в программу "Отечество" Программой "Отечество" предусмотрено систематическое проведение детских и учительских краеведческих конференций, чтений, олимпиад школьников и т.д. Проведено уже восемь детских краеведческих конференций, четыре краеведческих конференции педагогов, пять краеведческих олимпиад учащихся. Всем участникам вручены билеты члена Союза краеведов России, а лауреаты награждены грамотами и дипломами СКР[9].
Сегодня основными центрами теоретических и методических исследований в области краеведения являются Союз краеведов России, Научный совет по краеведению Российской Академии образования и Центр исторического краеведения и москвоведения при Российском государственном гуманитарном университете.
3. Источники и методы изучения родного края[10]
Краевед изучает прошлое и настоящее своего региона, своей малой родины на основании исторических источников. Все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о многообразии общественной жизни и служит основой для научного познания и является историческим источником.
Историческое знание, утверждал И.Д.Ковальченко, "является дважды субъективированным отражением. Первый уровень субъективизации имеет место при фиксировании исторической действительности той или иной эпохи творцами исторических источников, второй уровень связан с восприятием этой действительности историком. Естественно, что это делает историческое познание значительно более сложным по сравнению с теми областями науки, где такой двойной субъективизации нет. Использование историком в качестве исходной базы субъективизированной картины прошлого, оставленной его современниками, требует тщательного предварительного критического анализа этой картины для выявления степени адекватности и полноты отражения ею исторической действительности. Важность и самостоятельность этой задачи привели к возникновению специальной исторической дисциплины, занимающейся ее решением – источниковедения"[11].
Поэтому источниковедческая подготовка является необходимым условием профессиональной деятельности и историка и краеведа. Издан ряд пособий по этой дисциплине. К ним должен обращаться каждый серьезный краевед: Источниковедение истории СССР. Ред. И.Д.Ковальченко. Изд.2, М., 1981; В.Л.Янин. Очерки комплексного источниковедения. Средневекоый Новгород. М., 1997; Сборник.лекционных курсов преподавателей РТТУ И.Н.Данилевского, В.В.Кабанова, О.М.Медушевской , М.Ф.Румянцевой "Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории". М., 1998; А.Т.Голиков, Т.А.Круглова, Источниковедение отечественной истории. М., 2000 и др.