Место средневековья во всемирно-историческом процессе

В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, кАк в эпоху Возрождения гуманистами был провозглашен возврат к античной культуре.

Этим термином они обозначали «промежуточные века» между античностью и Возрождением. Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения средневековье было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века – временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Историки «романтической» школы начала 19 в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных христианских традиций.

С чем связано название этой эпохи? Понятие «средний век» было введено итальян­скими гуманистами, которые хотели таким образом подчеркнуть ко­ренное отличие культуры своего времени от предшествующего ис­торического периода. Они верили, что действительно возрождают культуру Древней Греции и Древнего Рила. А период между паде­нием Римской империи и их собственным временем им представлял­ся как межвременье, период культурного упадка, когда в жизни ев­ропейцев не происходило ничего заслуживающего внимания, когда господствовал религиозный фанатизм и царила безграмотность. Иначе говоря, для развития культуры — это пустой промежуток времени, о котором содержательно нечего сказать -«medium aerum» — «средний век».

Для итальянских гуманистов — «средний век* — это «темный век». Напротив, историки так называемой «романтической» школы, многие религиозные мыслители смотрели на средневековое общест­во как на идеальное общество, представляющее из себя полную про­тивоположность современному «цивилизованному» обществу. Как видно, в оценке средневековья присутствуют крайности. Необходи­мо уточнить понятие средневековья и конкретно разобраться, како­во же значение эпохи Средневековья в мировой истории в целом и в истории России, в частности.

В

Современные зарубежные и отечественные специалисты под «средними веками» пониамют эпоху, начинающуюся Великим переселением народов, давшим жизнь многим цивилизациям Запада и Востока, и заканчивающуюся Великими географическим открытиями, способствующим взаимопроникновением восточных и западных цивилизаций.

С распространением в историч. Науке марксистской теории формаций, средневековье отождествляли с понятием феодализма.

В соответствии с этой теорией в советской историографии сложилась традиция понимания средневековья как антагонистической классовой феодальной общественно-экономической формации.

Различные мнения по поводу временных рамок средневековья. Началомсчитают крушение Западной Римской империи в конце 5в. (когда Ромул Август отрекся от престола).

Относительно конца этого периода у историков нет единой точки зрения. Конец Средневековья связывали с падением Константинополя (1453г.), открытием Америки (1492г.), началом Реформации (1517г.) или началом Английской революции (1640г.)

Большинство историков склоняются начало Средневековья датировать 5 в.н.э., а его конец – сер. 17 в

. Внутри Средневековья выделяют 3 этапа:

· Раннее Средневековье 5-нач. 11в.

· Классическое Средневековье: 11-15 вв.

· Позднее Средневековье: 15в-сер. 17 вв (на это время приходится эпоха Возрождения)

Средневековье обладает особенными типологическими чертами,отличающими его от других исторических эпох

1. Средневековое общество – это, по преимуществу аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях.

Первоначально слово «феодализм» использовалось английскими юристами 17 в. как обозначение типа собственности В современной науке часто используются замещающие «феодализм» термины: «традиционное общество», «аграрное общество».

1.В период раннего Средневековья значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если античная цивилизация развивалась в основном на территории Древней Греции и Рима, то средневековая цивилизация охватит уже практически всю Европу. Активно шло расселение германских племен на западных и северных территориях континента. Культурная, экономическая, религиозная, а впоследствии и политическая общность Западной Европы будет в значительной степени основываться на этнической общности западноевропейских народов.

2.В период Средневековья происходило зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т.д. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры,в том числе институты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить институт университета.Все это дало мощный толчок для развития мировой цивилизации

3. Начался процесс образования национальных государств. Так, в IX в. образовались государства в Англии, Германии, Франции. Однако границы их постоянно менялись: государства то сливались в более крупные государственные объединения, то дробились на мелкие. Эта политическая мобильности способствовала становлению общеевропейской цивилизации.

Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области этнической и культурной, прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Политический строй раннефеодальных государств - монархия.

4. В период раннего Средневековья формируются основные сословия феодального общества: дворянство, духовенство и народ - так называемое третье сословие, в него включались и крестьяне, и торговцы, и ремесленники. У сословий - разные права и обязанности, разные общественно-политические и хозяйственные роли. Средневековая Европа отличалась общинным корпоративным устройством: цехи, гильдии, рыцарские ордена, церковные и сельские общины. Корпорация одного уровня объединялись в сословные.

5. Раннесредневековое общество Западной Европы было аграрным: основой экономики являлось сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Более 90% западноевропейцев жили вне города. Центром экономической и социальной жизни была деревня. Земля почиталась главной ценностью, а крестьяне были носители основных духовных и культурных традиций

Труд в сельском хозяйстве был ручным, что предопределило его низкую эффективность и медленные темпы технико-экономической революции. Обычная урожайность составляла сам-3, хотя трехполье повсеместно вытесняла двуполье. Держали в основном мелкий скот- коз, овец, свиней, а лошадей и коров было мало. Низким был уровень специализации, В каждом поместье имелось практически все жизненно необходимые отрасли хозяйства - полеводство, скотоводство, различные ремесла.

Хозяйство было натуральным и специально на рынок сельскохозяйственная продукция не производилась.

При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы» были выстроены в феодальную лестницу»:нижестоящий (вассал) получал за службу земельный надел (лен, феод или фьерф) и крепостных у вышестоящего (сеньора). На верху феод. Лестницы стоял монарх, но его власть обычно была значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые в свою очередь, не имели абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (« вассал моего вассала не мой вассал»). Этот принцип действовал во многих государствах континентальной Европы. Крестьяне трудились на землях, принадлежащих феодалам всех уровней, и платили им барщиной (труд зависимого крестьянина, работавшего собственным инвентарем в хозяйстве феодала за полученный в пользование участок земли) или оброком (плата зависимого крестьянина помещику деньгами или продуктами).

.

q ГОРОДА. Если для античной Европы города были очень важны - они были самостоятельными и ведущими центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к данному городу определяла его гражданские права, то в раннесредневековой Европе города не играли большой роли.

q Внутренняя торговля развивалось медленно и в целом товарно-денежные отношения были развиты слабо. Этот тип экономики - натуральное хозяйство - продиктовал, таким образом, преимущественное развитие дальней, а не ближней торговли. Дальняя (внешняя) торговля была ориентирована исключительно на высшие слои населения, и основной статьей западноевропейского импорта были предметы роскоши. В Европу с Востока везли шелк, парчу, бархат, изысканные вина и экзотические фрукты, разнообразные пряности, ковры, оружие, драгоценные камни, жемчуг, слоновую кость.

Промышленность существовала в виде домашней промышленности и ремесла: ремесленники работали на заказ, так как внутренний рынок был очень ограничен.

6.Для средневекового обществахарактерна устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений,основанная на религиозных заповедях и учении церкви. Средневековый человек в большой мере ориентирована на свой внутренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для «спасения» души, достижения «Царства Божия».

В Х-ХII вв. раннесредневековые государства в Западной, Центральной Европе и Азии переживают два важнейших процесса: феодальную раздробленность и бурный экономический рост. В большинстве государств Западной Европы завершается процесс формирования феодальных отношений: например, в Италии и Франции - в X в., в Англии и Византии - к концу XI в., в Германии - к началу XII в., в Скандинавских странах еще позднее.

Мы дали обобщенную характеристику Средневековья. В ре­альной истории цивилиэациокные процессы в различных регионах имели свои существенные отличия.Основными цивилизационньшм регионами эпохи средневековья были Азия и Европа.

В Азии в соответствии со специфическими особенностями культурного наследия, географической среды, системы ведения хо­зяйства, социальной организации и религии сформировалась арабо-мусульманскан цивилизация. В какой-то мере она является истори­ческой преемницей восточного типа цивилизации и проявляет все наиболее характерные для нее черты. Отличительные особенности этой формы цивилизации связаны с особенностями ее культуры.

В основе этой культуры, лежит арабский язык, вероучения и культ ислама. Ислам (мусульманство) (араб. — «покорность») возник в VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Фундамент мусульманского вероисповедания составляет вера в единого Бога Аллаха и Мухам­меда в качестве его посланника, а также неуклонное соблюдение пя­ти основных культовых предписаний, так называемых «столпов ве­ры», произнесение во время богослужения основного символа веры: Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед посланник его», ежедневная пятикратная молитва (намаз), соблюдение поста (уразы) в месяц рамазан, обязательная уплата налога (закят), совершения паломничество в Мекку (хадж). В исламе сильно выражена вера в божественное пределение, идея безусловной покорности божественной воле,

Ислам сформировался в арабской среде. Родиной ислама яв­ляются арабские города Мекка и Медина. Принятие ислама арабскими племенами способствовало их консолидации, на базе ислама выросло могущественное государство — Арабский Халифат, куда в период его расцвета входили Сирия, Палестина, Месопотамия, Еги­пет, Хива, Бухара, Афганистан, значительная часть Испании, Ар­мения, Грузия.

Ислам способствовал не только политической консо­лидации народов, включенных в Арабский халифат, но и облегчил торговые связи и экономическое взаимодействие различных по ха­рактеру экономик регионов. Активная торговля в Средиземном мо­ре и в Индийском океане стимулировала развитие ремесел и сель­ского хозяйства. Арабо-мусульманский мир отличался высоким уровнем урбанизации (развития городов). Багдад считался одним из величайших городов тогдашнего мира. Здесь торговали лесом, фар­фором, мехами, пряностями, шелком, вином, всем, что производи­лось в Индии, Восточной Африке, Китае, Средней Азии. Необычай­но своеобразная и яркая культура была создана в средневековье на арабо-мусульманском Востоке.

Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия, бес­спорно, были на порядок выше европейской науки того времена Сис­тема орошения полей, некоторые сельскохозяйственные культуры (рис, цитрусовые) были заимствованы европейцами у арабов. Арабо-мусульманское влияние на средневековую Европу в основном огра­ничивалось заимствованиями отдельных новшеств и открытий. При­чина одна — религиозные различия. Христианская Европа предпо­читала воспламенять религиозную ненависть к исламу, видя в Мухаммеде воплощение Антихриста. Проповедь против «неверных» положила начало крестовым походам (конец Х1-конец XIII вв.).

Наши рекомендации