Место средневековья во всемирно-историческом процессе
В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, кАк в эпоху Возрождения гуманистами был провозглашен возврат к античной культуре.
Этим термином они обозначали «промежуточные века» между античностью и Возрождением. Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения средневековье было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века – временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Историки «романтической» школы начала 19 в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных христианских традиций.
С чем связано название этой эпохи? Понятие «средний век» было введено итальянскими гуманистами, которые хотели таким образом подчеркнуть коренное отличие культуры своего времени от предшествующего исторического периода. Они верили, что действительно возрождают культуру Древней Греции и Древнего Рила. А период между падением Римской империи и их собственным временем им представлялся как межвременье, период культурного упадка, когда в жизни европейцев не происходило ничего заслуживающего внимания, когда господствовал религиозный фанатизм и царила безграмотность. Иначе говоря, для развития культуры — это пустой промежуток времени, о котором содержательно нечего сказать -«medium aerum» — «средний век».
Для итальянских гуманистов — «средний век* — это «темный век». Напротив, историки так называемой «романтической» школы, многие религиозные мыслители смотрели на средневековое общество как на идеальное общество, представляющее из себя полную противоположность современному «цивилизованному» обществу. Как видно, в оценке средневековья присутствуют крайности. Необходимо уточнить понятие средневековья и конкретно разобраться, каково же значение эпохи Средневековья в мировой истории в целом и в истории России, в частности.
В
Современные зарубежные и отечественные специалисты под «средними веками» пониамют эпоху, начинающуюся Великим переселением народов, давшим жизнь многим цивилизациям Запада и Востока, и заканчивающуюся Великими географическим открытиями, способствующим взаимопроникновением восточных и западных цивилизаций.
С распространением в историч. Науке марксистской теории формаций, средневековье отождествляли с понятием феодализма.
В соответствии с этой теорией в советской историографии сложилась традиция понимания средневековья как антагонистической классовой феодальной общественно-экономической формации.
Различные мнения по поводу временных рамок средневековья. Началомсчитают крушение Западной Римской империи в конце 5в. (когда Ромул Август отрекся от престола).
Относительно конца этого периода у историков нет единой точки зрения. Конец Средневековья связывали с падением Константинополя (1453г.), открытием Америки (1492г.), началом Реформации (1517г.) или началом Английской революции (1640г.)
Большинство историков склоняются начало Средневековья датировать 5 в.н.э., а его конец – сер. 17 в
. Внутри Средневековья выделяют 3 этапа:
· Раннее Средневековье 5-нач. 11в.
· Классическое Средневековье: 11-15 вв.
· Позднее Средневековье: 15в-сер. 17 вв (на это время приходится эпоха Возрождения)
Средневековье обладает особенными типологическими чертами,отличающими его от других исторических эпох
1. Средневековое общество – это, по преимуществу аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях.
Первоначально слово «феодализм» использовалось английскими юристами 17 в. как обозначение типа собственности В современной науке часто используются замещающие «феодализм» термины: «традиционное общество», «аграрное общество».
1.В период раннего Средневековья значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если античная цивилизация развивалась в основном на территории Древней Греции и Рима, то средневековая цивилизация охватит уже практически всю Европу. Активно шло расселение германских племен на западных и северных территориях континента. Культурная, экономическая, религиозная, а впоследствии и политическая общность Западной Европы будет в значительной степени основываться на этнической общности западноевропейских народов.
2.В период Средневековья происходило зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т.д. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры,в том числе институты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить институт университета.Все это дало мощный толчок для развития мировой цивилизации
3. Начался процесс образования национальных государств. Так, в IX в. образовались государства в Англии, Германии, Франции. Однако границы их постоянно менялись: государства то сливались в более крупные государственные объединения, то дробились на мелкие. Эта политическая мобильности способствовала становлению общеевропейской цивилизации.
Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области этнической и культурной, прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Политический строй раннефеодальных государств - монархия.
4. В период раннего Средневековья формируются основные сословия феодального общества: дворянство, духовенство и народ - так называемое третье сословие, в него включались и крестьяне, и торговцы, и ремесленники. У сословий - разные права и обязанности, разные общественно-политические и хозяйственные роли. Средневековая Европа отличалась общинным корпоративным устройством: цехи, гильдии, рыцарские ордена, церковные и сельские общины. Корпорация одного уровня объединялись в сословные.
5. Раннесредневековое общество Западной Европы было аграрным: основой экономики являлось сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Более 90% западноевропейцев жили вне города. Центром экономической и социальной жизни была деревня. Земля почиталась главной ценностью, а крестьяне были носители основных духовных и культурных традиций
Труд в сельском хозяйстве был ручным, что предопределило его низкую эффективность и медленные темпы технико-экономической революции. Обычная урожайность составляла сам-3, хотя трехполье повсеместно вытесняла двуполье. Держали в основном мелкий скот- коз, овец, свиней, а лошадей и коров было мало. Низким был уровень специализации, В каждом поместье имелось практически все жизненно необходимые отрасли хозяйства - полеводство, скотоводство, различные ремесла.
Хозяйство было натуральным и специально на рынок сельскохозяйственная продукция не производилась.
При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы» были выстроены в феодальную лестницу»:нижестоящий (вассал) получал за службу земельный надел (лен, феод или фьерф) и крепостных у вышестоящего (сеньора). На верху феод. Лестницы стоял монарх, но его власть обычно была значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые в свою очередь, не имели абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (« вассал моего вассала не мой вассал»). Этот принцип действовал во многих государствах континентальной Европы. Крестьяне трудились на землях, принадлежащих феодалам всех уровней, и платили им барщиной (труд зависимого крестьянина, работавшего собственным инвентарем в хозяйстве феодала за полученный в пользование участок земли) или оброком (плата зависимого крестьянина помещику деньгами или продуктами).
.
q ГОРОДА. Если для античной Европы города были очень важны - они были самостоятельными и ведущими центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к данному городу определяла его гражданские права, то в раннесредневековой Европе города не играли большой роли.
q Внутренняя торговля развивалось медленно и в целом товарно-денежные отношения были развиты слабо. Этот тип экономики - натуральное хозяйство - продиктовал, таким образом, преимущественное развитие дальней, а не ближней торговли. Дальняя (внешняя) торговля была ориентирована исключительно на высшие слои населения, и основной статьей западноевропейского импорта были предметы роскоши. В Европу с Востока везли шелк, парчу, бархат, изысканные вина и экзотические фрукты, разнообразные пряности, ковры, оружие, драгоценные камни, жемчуг, слоновую кость.
Промышленность существовала в виде домашней промышленности и ремесла: ремесленники работали на заказ, так как внутренний рынок был очень ограничен.
6.Для средневекового обществахарактерна устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений,основанная на религиозных заповедях и учении церкви. Средневековый человек в большой мере ориентирована на свой внутренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для «спасения» души, достижения «Царства Божия».
В Х-ХII вв. раннесредневековые государства в Западной, Центральной Европе и Азии переживают два важнейших процесса: феодальную раздробленность и бурный экономический рост. В большинстве государств Западной Европы завершается процесс формирования феодальных отношений: например, в Италии и Франции - в X в., в Англии и Византии - к концу XI в., в Германии - к началу XII в., в Скандинавских странах еще позднее.
Мы дали обобщенную характеристику Средневековья. В реальной истории цивилиэациокные процессы в различных регионах имели свои существенные отличия.Основными цивилизационньшм регионами эпохи средневековья были Азия и Европа.
В Азии в соответствии со специфическими особенностями культурного наследия, географической среды, системы ведения хозяйства, социальной организации и религии сформировалась арабо-мусульманскан цивилизация. В какой-то мере она является исторической преемницей восточного типа цивилизации и проявляет все наиболее характерные для нее черты. Отличительные особенности этой формы цивилизации связаны с особенностями ее культуры.
В основе этой культуры, лежит арабский язык, вероучения и культ ислама. Ислам (мусульманство) (араб. — «покорность») возник в VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Фундамент мусульманского вероисповедания составляет вера в единого Бога Аллаха и Мухаммеда в качестве его посланника, а также неуклонное соблюдение пяти основных культовых предписаний, так называемых «столпов веры», произнесение во время богослужения основного символа веры: Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед посланник его», ежедневная пятикратная молитва (намаз), соблюдение поста (уразы) в месяц рамазан, обязательная уплата налога (закят), совершения паломничество в Мекку (хадж). В исламе сильно выражена вера в божественное пределение, идея безусловной покорности божественной воле,
Ислам сформировался в арабской среде. Родиной ислама являются арабские города Мекка и Медина. Принятие ислама арабскими племенами способствовало их консолидации, на базе ислама выросло могущественное государство — Арабский Халифат, куда в период его расцвета входили Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Хива, Бухара, Афганистан, значительная часть Испании, Армения, Грузия.
Ислам способствовал не только политической консолидации народов, включенных в Арабский халифат, но и облегчил торговые связи и экономическое взаимодействие различных по характеру экономик регионов. Активная торговля в Средиземном море и в Индийском океане стимулировала развитие ремесел и сельского хозяйства. Арабо-мусульманский мир отличался высоким уровнем урбанизации (развития городов). Багдад считался одним из величайших городов тогдашнего мира. Здесь торговали лесом, фарфором, мехами, пряностями, шелком, вином, всем, что производилось в Индии, Восточной Африке, Китае, Средней Азии. Необычайно своеобразная и яркая культура была создана в средневековье на арабо-мусульманском Востоке.
Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия, бесспорно, были на порядок выше европейской науки того времена Система орошения полей, некоторые сельскохозяйственные культуры (рис, цитрусовые) были заимствованы европейцами у арабов. Арабо-мусульманское влияние на средневековую Европу в основном ограничивалось заимствованиями отдельных новшеств и открытий. Причина одна — религиозные различия. Христианская Европа предпочитала воспламенять религиозную ненависть к исламу, видя в Мухаммеде воплощение Антихриста. Проповедь против «неверных» положила начало крестовым походам (конец Х1-конец XIII вв.).