Государство караханидов
9. Государство караханидов (942-1210 гг. или X - нач. XIII века) Первоначально караханиды относились к племенам ягма. Родоначальник карахаиидов - Сатук Бограхан, который объявил себя верховным каганом в 942 году. Государство не было сильно сплочённым, оно делилось на уделы. Удельные правители обладали настолько большими правами, что чеканили монеты со своими именами. В 960 году или в X веке караханиды приняли ислам в качестве государственной религии. Распространение ислама способствовало сложению письменности на основе арабской графики. Тараз был самым богатым городом при караханидах. Ведущее место в хозяйстве занимало коневодство. В 1089 году караханиды попали в вассальную зависимость от сельджуков. В 30-е годы XI века государство карахаенидов распалось на Восточное ханство со столицей Баласагун и Западное ханство со столицей Бухара. Граница между Западным и Восточным ханствами карахаиидов проходила по реке Сырдарье. Право на сбор налогов в государстве называлась икта, сборщик налогов - иктадар В XI-XII веках государство карахаиидов включило в себя территории Мавераннахра и Семиречья. В первой половине XII века Семиречье завоевали карахытаи. В 1141 году власть над обоими ханствами перешла карахытаям, караханиды попали в вассальную зависимость от карахытаев.
Государство Огузов
10. Государство огузов (IX - начало XI вв.) Первоначально огузы расселились в Жетысу. Вытесненные карлуками, огузы переселились в среднее течение Сырдарьи. Позднее они расселились от Сырдарьи до Волги. Политической консолидации союза племён огузов способствовала борьба с печенегами. Огузы состояли из 24 племен и делились на бузуков и учуков. Первое упоминание о государстве огузов встречается у арабского географа Аль-Якуби. Ибн-аль-Факих называл огузов «царями». Столица огузов - город Янгикент. Государство огузов играло важную роль в военной и политической истории Евразии. В 965 году в союзе с Киевской Русью они разгромили Хазарский каганат, а через 20 лет - Волжскую Булгарию. Это способствовало укреплению мощи огузов. Территория расселения огузов в письменных источниках до ХI века называлась Мафазат- аль - узз (Степь огузов). Джабгу - верховный правитель огузов. Заместителем джабгу был - кюль-эркии. Сюбаши - предводитель войска. Власть верховных правителей передавалась по наследству. У огузов была частная собственность на скот. Последний джабгу огузов Шахмалик покорил Хорезм в 1041 году. Ослабленная междоусобицами, глубокими внутренними противоречиями, высокими налогами и набегами сельджуков держава огузов пала под натиском кипчакских племён. Значительная часть огузов под натиском кипчаков ушла в Восточную Европу и Малую Азию. Огузы были язычниками, но постепенно проникает ислам.
Кимакский каганат.
Между 766 и 840 гг. кимеки заняли территорию западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины пройдя до северных пределов токузогузов, обитавших в Вост. Туркестане. Граница между ними проходила по джунгарскому хребту. В состав кимекской федерации входили: эймур, имек, кыпчак, макак, татар, баяндур, іниказ и аджлар. Глава кимекских племён носил титул байгу (ябгу), который носила правящая верхушка іркоязычных народов - карлуков, огузов, уйгуров и др. Могущество кимекского правителя было значительным. ) времён сложения у кимеков каганата в конце 9 нач. 10 вв. их царь стал носить высший титул кагана Каган кимеков обладал реальнон властью: в пределах своего гос-ва он назначал правителей, которые были представителями племенной знати. Институт наследственной передачи власти нмел место не только внчтри ганской семьи и ханского рода. но и у племениой знати
В 9 - нач. I 1 в. у кимеков бытовали древние тюркские религиозные верования значительное место среди которых занимал культ Теигри и культ предков. Отдельные группы поклонялись огню, солнцу, звёздам. реке и рам. Расиространенной формой религии был шаманизм, но некоторые группы кимеков исповедовали манихейство - религию христианского толка. Возможно, ислам получил определённое распространение среди кимакской знати. В начале ІІв. рухнул Кимекский каганат. Его падение было вызвано двумя причинами: центробежными тенденциями кыпчакских ханов. стремившихся к самоопределению и миграцией кочевых племён Центральной Азии. переселение которых относится к началу I I в.
Ханство Кыпчаков.
12. Кипчакское ханство (начало XI - начало ХIII вв.) После распада Кимакского каганата в начале XI века власть на основной территории Казахстана переходит к кыпчакам. Племенная знать кыпчаков вытеснила огузских джабгу из нижнего течения Сырдарьи, Приаралья и Прикаспийских степей. В первой половине XI века складывается Дешт-и-Кыпчак (Степь кыпчаков) - историко-географическая область. Дешт-и-Кыпчак занимал территорию от Иртыша до Днестра. По Волге Дешт-и-Кыпчак делился на две части: к востоку на Восточный Деш-и-Кыпчак, к западу на Западный Дешт-и-Кыпчак. Столицей Восточного Дешт-и-Кыпчака был город Сыгнак. В XI веке кыпчаки вступали в разносторонние контакты с народами Руси, Византии, Венгрии. Хотя кыпчакская знать была в сложных отношениях с караханидами, они вступали с ними в родственные отношения. Естественная граница между кыпчаками и караханидами было озеро Балхаш, на границе с караханидами кыпчаки возвели укрепление Канджек-Сенгир. На западе соседями кыпчаков были народы Поволжья и Приуралья: булгары, башкиры. Образование ханства, происходило в первой половине XI века в постоянных войнах и столкновениях с державой огузов, с династиями сельджуков, Хорезмшахов и Караханидов. Главная цель политики Хорезмшахов по отношению к кыпчакам была их исламизация. Между Джентом и Фарабом жили кыпчаки язычники. В русских летописях кыпчаков называли половцами, в Европе их называли куманами. До нас дошло произведение о кыпчаках «Кодекс-куманикус». Власть кыпчакских ханов передавалась по наследству. Ханами становились только выходцы из династийного рода ель-борили. Основным мерилом богатства служило число лошадей.