Охрана наследственных прав
Понятие охраны наследственных прав. После смерти наследодателя возникает риск сокрытия, порчи, гибели, расхищения наследственного имущества как по естественным причинам, так и в силу недобросовестных действий отдельных лиц, включая самих наследников. Нередки случаи, когда отдельные наследники пытаются утаить или иным способом обратить в свою пользу как само наследственное имущество, так и правоустанавливающие документы на него. В результате другие наследники и иные лица, имеющие интерес в наследственном имуществе, зачастую лишаются того, на что вправе были рассчитывать в момент открытия наследства. Предотвратить такие негативные последствия призваны меры охраны наследственных прав.
Охрана наследственных прав как правовой институт - это система юридических гарантий соблюдения законных интересов предполагаемых (эвентуальных) наследников и иных лиц, имеющих интерес в наследственном имуществе. В частном случае под охраной наследственных прав понимается совокупность предпринимаемых уполномоченными законом субъектами юридических и фактических действий, направленных на обеспечение этих прав и интересов.
Целью данного института является защита имущественных и неимущественных прав и законных интересов наследников, отказополучателей и других заинтересованных лиц путем определения состава наследственного имущества, обеспечения его целости и сохранности, а возможно, и его приращения.
Как правило, круг наследников и иных возможных претендентов на наследственное имущество невозможно окончательно определить на протяжении длительного срока, порой нескольких месяцев после открытия наследства. "Наследство в промежутке между моментами его открытия и принятия не становится бесхозяйным и не образует совокупности никому не принадлежащих прав и обязанностей. Оно всегда субъектно, но его субъект до поры до времени остается неопределившимся"*(782). На этот период собственника имущества должен кто-либо "заместить". Эту функцию и выполняет институт охраны наследственных прав.
По мнению Н.И. Остапюка, принятие мер по охране наследства и управлению им можно определить как особый процессуальный способ защиты гражданских прав, заключающийся в совершении нотариусом (иными компетентными лицами) предусмотренных законом действий фактического и юридического порядка в целях охраны прав граждан (иных лиц) на имущество, переходящее в порядке наследования*(783). Очевидно, что при таком подходе за рамками этого института остаются такие меры, как розыск и оповещение заинтересованных лиц (ст. 1171 ГК), привлечение органа опеки и попечительства (п. 4 ст. 1157 ГК, ст. 1167 ГК), приостановление наследственного дела до появления на свет зачатого, но не родившегося ребенка наследодателя (ст. 1166 ГК).
В зависимости от их направленности способы охраны наследственных прав подразделяются на способы, обеспечивающие:
1) участие всех заинтересованных лиц и определение обоснованности их притязаний на наследство (установление наследников);
2) формирование наследственной массы (установление наследства); 3) сохранность и приумножение (опека над наследством), а в итоге 4) правильное распределение наследства между претендентами (раздел наследства).
Основанием для принятия мер по охране наследственных прав, как правило, являются заявления наследников, а также других лиц, действующих в интересах сохранения наследства (п. 2 ст. 1171 ГК). К последним относятся в первую очередь душеприказчик и отказополучатели. Заявление о принятии мер по охране наследства и управлению им может быть сделано и исполнителем завещания. Это связано с тем, что компетенцией по осуществлению целого ряда действий в связи с охраной наследственного имущества закон наделяет только нотариуса. Например, запросы исполнителя завещания относительно состава имущества, поручения по принятию мер охраны по месту нахождения имущества не имеют такой же обязательной силы, как распоряжения нотариуса по этим вопросам. Поэтому при необходимости исполнитель завещания прибегает к помощи нотариуса.
В интересах несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан заявление о принятии мер по охране наследства и управлению им может быть подано органами опеки и попечительства. В случае смерти престарелых одиноких граждан, которые находились в учреждениях органов социальной защиты или под их патронажем, такие действия совершает орган местного самоуправления.
В силу международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и консульских конвенций соответствующие заявления могут быть сделаны консульскими должностными лицами в случае, если умерший или его правопреемники являются гражданами представляемого государства. Так, согласно консульской конвенции со Швецией в случае если гражданин представляемого государства имеет право или претендует на долю в имуществе, оставшемся в государстве пребывания после смерти лица любого гражданства, и если он не находится в государстве пребывания и не представлен иным образом в этом государстве, то консульское должностное лицо имеет право представлять интересы такого гражданина в той же мере, как если бы им была выдана консульскому должностному лицу доверенность. Такое представительство прекращается с того момента, как консульское должностное лицо получит сведения о том, что данный гражданин защищает свои интересы в государстве пребывания либо лично либо через соответствующим образом назначенное доверенное лицо (ст. 35 Консульской конвенции между Союзом Советских Социалистических Республик и Швецией (Москва, 30 ноября 1967 г.))*(784).
В литературе высказывается обоснованное мнение о том, что в ряде случаев соответствующие меры по охране наследственных прав могут предприниматься нотариусом по собственной инициативе. Это актуально в ситуации, когда по своей природе наследственное имущество требует охраны или управления, но никто из наследников не вступил во владение им либо когда у нотариуса есть достоверные сведения о том, что лица, подлежащие призванию к наследованию, не проживают в месте нахождения наследственного имущества, например выехали на постоянное место жительство за границу или отбывают наказание в местах лишения свободы*(785).
Лицами, заинтересованными в сохранении наследственного имущества, являются в первую очередь наследники и отказополучатели. Однако этими субъектами их круг не ограничивается. К иным лицам относятся также проживавшие совместно с умершим члены его семьи, а также его нетрудоспособные иждивенцы независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали (п. 1 ст. 1183 ГК).
В сохранении имущества заинтересованы и кредиторы наследодателя - после его смерти наследственная масса становится единственным источником удовлетворения их требований. Заинтересованными лицами в смысле действующего законодательства должны признаваться граждане, сохраняющие право пользования наследуемым жилым помещением, арендаторы имущества наследодателя, получатели ренты, залогодержатели и др. Таковыми могут быть признаны и лица, не имеющие договорных отношений с умершим в случае, если по тем или иным причинам у последнего оказалось имущество такого собственника. Наконец, определенная заинтересованность присутствует у нотариуса и душеприказчика - ведь это за счет наследства им оплачиваются сборы, расходы и вознаграждение.
Роль нотариуса и душеприказчика в охране наследственных прав. Наиболее широкие полномочия по охране наследственных прав предоставлены законом нотариусу. Именно нотариальные акты являются поворотными вехами наследственного дела. В силу закона нотариус, ведущий наследственное дело, обязан принимать меры по защите интересов всех наследников, отказополучателей и иных заинтересованных лиц в равной мере (п. 1 ст. 1171 ГК). Он не вправе оказывать предпочтение кому-либо из этих лиц вне зависимости от характера их притязаний и времени, способа, формы, в которой эти притязания заявляются.
Основная роль в охране и управлении наследством отведена нотариусу по месту открытия наследства, который ведет наследственное дело, т.е. координирует деятельность всех остальных участников производства (п. 1 ст. 1171 ГК).
Нередко часть наследственного имущества находится за пределами нотариального округа, в котором действует ведущий наследственное дело нотариус. В таких случаях к охране наследственного имущества привлекаются нотариусы по месту нахождения соответствующих частей наследства. Для этого нотариус по месту открытия наследства направляет нотариусу по месту нахождения соответствующего имущества обязательное для исполнения поручение. Такое поручение может быть направлено соответствующему нотариусу через органы юстиции либо напрямую (если нотариус по месту открытия наследства осведомлен о том, кому именно должен адресовать поручение).
В поселении, где нет нотариуса, опись наследственного имущества и передачу его на хранение осуществляет глава местной администрации поселения либо иное специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения, наделенное правом совершать нотариальные действия.
В части имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, меры охраны наследственного имущества принимают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации (ст. 38 Основ законодательства о нотариате). Порядок осуществления ими таких функций регламентируется Консульским уставом СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 г.*(786)
Нотариус по месту нахождения наследственного имущества (либо соответствующее должностное лицо органов местного самоуправления, консульского учреждения Российской Федерации, если законом ему предоставлено право совершения нотариальных действий) обязан принять предписанные меры по охране и управлению частью наследства.
Исполнитель завещания (душеприказчик) назначается наследодателем в завещании согласно ст. 1134 ГК для реализации воли наследодателя, в частности обеспечения исполнения завещательного возложения и завещательного отказа. Исполнителем завещания может быть назначен как один из наследников, так и стороннее лицо. Объем его полномочий достаточно широк.
Душеприказчик вправе самостоятельно или через нотариуса принимать меры по описи наследства и управлению им; получать причитающиеся наследодателю денежные средства и иное имущество; передавать наследственное имущество на хранение кому-либо из наследников или другим лицам; заявлять о необходимости проведения оценки наследственного имущества, давать нотариусу инструкции о направлении запросов в банки, другие кредитные организации и иные юридические лица для выявления состава наследства и его охраны. Он также уведомляет органы внутренних дел о факте обнаружения оружия в составе наследства, передает наличные деньги в депозит нотариуса, а валютные ценности, драгоценные металлы и камни, изделия из них и не требующие управления ценные бумаги - на хранение в банк.
По общему правилу исполнитель завещания не должен совершать действия по отчуждению наследственного имущества. Исключение составляют случаи, когда этого требуют обстоятельства, например в состав наследства входят скоропортящиеся товары либо имеющихся денежных средств недостаточно для осуществления обязательных выплат.
Исполнитель завещания от своего имени ведет дела, связанные с наследством в суде и иных государственных органах. Его полномочия подтверждаются свидетельством, выдаваемым нотариусом (п. 1 ст. 1135 ГК).
Между исполнителем завещания и бенефициарами (наследниками, иными заинтересованными лицами) складываются отношения особого рода, правила о договоре доверительного управления (глава 53 ГК) могут применяться к ним только по аналогии.
Принятие мер по охране наследства (самостоятельно или через нотариуса) является не только правом, но и обязанностью душеприказчика. Действуя самостоятельно и от своего имени в интересах наследников (п. 2 ст. 1171 ГК), он несет перед ними ответственность на основаниях вины.
В литературе отмечается, что законодательством не предусмотрен полноценный механизм контроля над деятельностью душеприказчиков, что создает опасность злоупотреблений с их стороны*(787). В частности, в действующий Гражданский кодекс не вошла норма, аналогичная ст. 545 ГК РСФСР 1964 г., которая предписывала исполнителю завещания представить отчет о своих действиях наследникам по их требованию. По-видимому, законодатель считает, что общие положения об исполнении обязательств предоставляют достаточные гарантии добросовестного поведения душеприказчика. Обязанность представить отчет может быть выведена из систематического толкования закона. В литературе de lege ferenda предлагается, чтобы отчет о принятых мерах по охране наследственного имущества составлялся душеприказчиком ежегодно (в случае исполнения завещания в течение нескольких лет), а также по окончании срока для принятия наследства и по окончании его охраны*(788).
Положения Гражданского кодекса о соотношении функций душеприказчика и нотариуса представляются сложной системой сдержек и противовесов. По общему правилу нотариус принимает меры по охране наследства и управлению им по согласованию с исполнителем завещания (п. 2 ст. 1271 ГК), в то время как душеприказчик может действовать самостоятельно. Вместе с тем исполнитель завещания не имеет части полномочий, которыми наделен нотариус. Предписания и распоряжения душеприказчика не имеют той же обязательности. Это относится, в частности, к розыску имущества, направлении поручений о выполнении нотариальных действий, описи имущества. Именно нотариальные акты выступают ключевыми вехами дела о наследстве. Только нотариус может давать кредитным организациям указание выдать средства наследодателя для оплаты отдельных расходов.
Сроки охраны наследственных прав. Меры по охране наследственного имущества должны приниматься в сроки, обеспечивающие его сохранность, - как правило, в течение трех рабочих дней с даты поступления информации о наследственном имуществе или поручения о принятии мер к его охране, а в безотлагательных случаях - немедленно после получения соответствующего заявления заинтересованных лиц*(789). В литературе неоднократно отмечалось, что на практике имели место случаи полного исчезновения наследственного имущества из-за несвоевременного принятия мер к охране наследства нотариусом*(790).
По общему правилу нотариус определяет временные рамки опеки над имуществом в пределах стандартного срока для принятия наследства, т.е. в течение шести месяцев (ч. 1 п. 1 ст. 1154 ГК). Однако если призываемые к наследованию лица могут принять наследство лишь в случае отказа других наследников от наследства или непринятия ими наследства, нотариус вправе продлить срок охраны наследства и управления им на период до девяти месяцев со дня открытия наследства.
В литературе отмечалось, что такое ограничение предельного срока в сложных случаях не оправдано. Целесообразным представляется допустить неоднократное продление охранительных мероприятий по инициативе нотариуса, если это необходимо по обстоятельствам конкретного дела. Этого могут требовать интересы возможных наследников, пропустивших срок для принятия наследства по уважительной причине и имеющих право на восстановление такого срока в установленном законом порядке*(791). По смыслу закона срок охраны наследственных прав может быть продлен и в случае, когда того требуют интересы зачатого при жизни наследодателя, но не родившегося на момент его смерти ребенка (nascitrus).
Более свободен в своих действиях исполнитель завещания: он не связан каким-либо предельным сроком, вправе учреждать меры по охране наследства и управлению им на такой период, который необходим для исполнения завещания.
Меры по охране и управлению наследством в любом случае прекращаются с момента окончания наследственного дела, оформления прав и передачи имущества наследникам*(792), даже если первоначально установленный нотариусом (доверительным управляющим) срок еще не истек. Оно и понятно: после фактической передачи завещанного имущества надлежащему наследнику (раздела имущества наследниками) необходимость осуществления мер охраны и управления наследством отпадает, поскольку с этого момента наследник, как полноправный правообладатель, волен обращаться с наследством как считает нужным.
Общая характеристика способов охраны наследственных прав. Основные способы охраны наследственных прав регламентируются ст. 1172 и 1173 ГК. Это розыск и опись наследственного имущества, его оценка, передача на хранение либо в доверительное управление, уведомление компетентных органов о наличии в составе наследства имущества с особым правовым режимом и т.д. Однако установленный гражданским законодательством перечень способов охраны не является исчерпывающим. Это значит, что могут предприниматься и иные действия, которые целесообразны в конкретной ситуации. К ним можно отнести определение круга лиц, призываемых к наследованию, и извещение их об открывшемся наследстве, что "является едва ли не самой важной мерой, устраняющей в конечном итоге необходимость применения остальных"*(793). Так, наследники по закону должны быть проинформированы о вскрытии конверта с закрытым завещанием и имеют право при этом присутствовать (ст. 1126 ГК).
Некоторые действия в рамках охраны наследства, в частности передача наследственного имущества на хранение или учреждение доверительного управления, предъявление исков к должникам наследодателя, имеют характер юридических действий. Другие являются действиями фактического характера. К последним относится, например, наложение печатей и знаков на имущество и помещения, публикация извещения о розыске наследников, периодическое протапливание помещений, уход за домашними животными и растениями, применение различных охранных средств и приспособлений в виде замков, запорных устройств, охранной сигнализации и т.п. Такого рода действия допустимы, если они не запрещены законом, соответствуют обстоятельствам дела и обычным правилам*(794). Некоторые процедуры, например такие, как опись, оценка, розыск имущества, имеют черты как юридических, так и фактических действий. По своей природе ряд указанных способов, например оценка имущества, имеют исключительно охранительный (предупредительный) характер. Другие же меры относятся к способам защиты гражданских прав.
Порядок принятия и осуществления наиболее распространенных мер по охране наследства и управлению им определяется законодательством о нотариате (п. 6 ст. 1171 ГК). Это касается, в частности, порядка принятия и исполнения заявлений о принятии мер охраны наследства и управления им, процедуры действий по охране наследства, извещения наследников, направления поручений о производстве мер охраны наследства нотариусам (либо иным уполномоченным лицам) по месту нахождения части наследства, запросов по поводу принадлежности наследодателю имущества, описи наследственного имущества, содержания актов и записей, их хранения, мер по обеспечению конфиденциальности сведений о составе наследства и т.п.
В случае когда назначен исполнитель завещания (ст. 1134 ГК), меры по охране наследства и управлению им нотариус принимает по согласованию с исполнителем завещания. Меры по охране наследства могут приниматься и самим исполнителем завещания, причем как по собственной инициативе, так и по требованию наследника (наследников).
Нотариус, получивший сообщение об открывшемся наследстве, обязан известить об этом тех наследников, место жительства или работы которых ему известно. Нотариус может также произвести вызов наследников путем помещения публичного извещения или сообщения об этом в средствах массовой информации (ст. 61 Основ законодательства о нотариате).
Розыск (выявление) наследственного имущества. Он производится нотариусом, ведущим наследственное дело, в целях определения состава наследства (п. 3 ст. 1171 ГК). Подтверждение состава наследственной массы позволяет предотвратить споры наследников относительно фактического состава имущества, которое оставил после себя наследодатель, дать представление о средствах, которые могут быть использованы для расчетов с кредиторами наследодателя, и других выплат. На этом самом раннем этапе необходимо также определить активы, которые требуют охраны или управления. Определенное имущество может подлежать незамедлительной реализации, например скоропортящийся урожай, домашние животные, за которыми невозможно обеспечить надлежащий уход.
Наследники могут не владеть полной информацией об имуществе наследодателя. Часть имущества наследодатель мог передать во владение третьим лицам, оставаясь его собственником (по договорам аренды, безвозмездного пользования, хранения, доверительного управления и т.п.).
Ведущий наследственное дело нотариус направляет в банки, другие кредитные организации запросы о наличии счетов, вкладов и остатках по ним. Запросы направляются также в фискальные органы, которые в силу своей публичной функции аккумулируют информацию об источниках доходов и имуществе граждан, иным лицам: работодателю умершего, иным организациям, профессиональным участникам рынка ценных бумаг на предмет наличия причитающихся наследодателю выплат, принадлежащих ему акций, паев, долей участия в уставном капитале, паев в имуществе кооператива и т.п.
Запрос нотариуса обязателен для исполнения (п. 3 ст. 1171 ГК). Положения, корреспондирующие этой норме, содержатся во многих актах, регламентирующих деятельность соответствующих органов. Например, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязан предоставить обобщенные сведения о правах наследодателя на имеющиеся у него объекты недвижимости (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"*(795) (с послед. изм. и доп.). Аналогичные предписания содержатся в ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности"*(796) (с послед. изм. и доп.).
Полученные сведения нотариус вправе сообщать лишь предполагаемым наследникам и исполнителю завещания. Это соответствует принципу тайны нотариальных действий (ст. 5, 16 Основ законодательства о нотариате).
Действия, направленные на упорядочение всего состояния наследства в целом, могут предприниматься также душеприказчиком и самими наследниками. Это поиск документов, розыск имущественных ценностей, принадлежащих наследодателю, установление должников и условий погашения ими долгов и т.д.
Опись наследственного имущества. Это одна из наиболее распространенных мер по охране наследства, направленных на формирование наследственной массы. Опись является необходимой предпосылкой для осуществления передачи наследственного имущества на хранение и в доверительное управление. Акт описи - это перечень всех предметов, входящих в состав наследственного имущества, с указанием отличительных признаков, степени износа, предполагаемой стоимости. На каждой странице акта описи подводится итог количества вещей и указывается их стоимость*(797), по окончании описи - общий итог количества вещей и их стоимость.
При принятии мер к охране наследственного имущества производится опись наследственного имущества при участии двух свидетелей, которые должны отвечать требованиям, указанным в п. 2 ст. 1124 ГК. При производстве описи имущества могут присутствовать исполнитель завещания, наследники, иные заинтересованные лица и в соответствующих случаях представители органа опеки и попечительства (абз. 2 п. 1 ст. 1172 ГК), что способствует более полному и точному определению состава наследственного имущества и является дополнительной гарантией наследственных прав. В отличие от свидетелей последние лишь имеют право, но не обязаны присутствовать при описи. Это обстоятельство, по мнению некоторых авторов, означает, что отсутствие при описи кого-либо из лиц, перечисленных в абз. 2 п. 1 ст. 1172 ГК, не может являться ни препятствием для ее проведения, ни основанием для дальнейшего ее оспаривания*(798). В составлении описи может участвовать и специалист. Например, при включении в опись транспортного средства, на которое не имеется регистрационных документов, необходимо участие специалиста - работника ГИБДД, который на основании данных государственного регистрационного учета может не только идентифицировать автотранспортное средство, но и определить особенности его технического состояния. Осмотр неисправных транспортных средств и транспортных средств, которые невозможно предоставить на площадку осмотра, осуществляется сотрудниками районных отделений ГИБДД по месту нахождения транспортных средств.
В акте описи указывается:
фамилия, имя, отчество нотариуса, производящего опись, дата и номер приказа органа юстиции о назначении на должность нотариуса, его нотариальный округ или наименование государственной нотариальной конторы;
дата поступления сообщения о наследственном имуществе или поручения о принятии мер к охране наследственного имущества;
дата производства описи, сведения о лицах, участвующих в описи;
фамилия, имя, отчество и последнее постоянное место жительства наследодателя, время его смерти и место нахождения описываемого имущества;
было ли опечатано помещение до явки нотариуса и кем, не нарушены ли пломба или печать;
подробная характеристика каждого из предметов описываемого наследственного имущества, предполагаемая стоимость*(799).
На каждой странице акта описи подводится итог количества описанных вещей (предметов), по окончании описи - общий итог количества вещей (предметов).
Иногда, прибыв для производства описи, нотариус устанавливает, что наследственное имущество уже вывезено (кем-либо из наследников или другими лицами) либо отсутствует. В этом случае он составляет акт о невозможности произвести опись и разъясняет другим наследникам, иным заинтересованным лицам порядок обращения в суд об истребовании причитающегося им имущества. Такие же действия должны быть предприняты в случае, если нотариус не может получить доступ к имуществу. Если наследников нет и имущество в порядке наследования переходит к государству, нотариус информирует об этом соответствующий финансовый орган, а в необходимых случаях - прокурора.
Среди оставшегося после наследодателя имущества могут оказаться вещи, принадлежащие другим лицам. Как правило, это личное имущество пережившего супруга, который вправе также претендовать на супружескую долю в общем имуществе. О подобных притязаниях третьих лиц нотариус (иное должностное лицо) делает отметку в акте описи. Если предъявляются не вызывающие сомнений доказательства, подтверждающие права на эти вещи, то соответствующие предметы могут и не включаться в опись наследственного имущества. Однако сам факт их обнаружения обязательно должен быть зафиксирован в акте описи. В иных случаях нотариус разъясняет заинтересованным лицам порядок обращения в суд с иском об исключении этого имущества из описи*(800). Исходя из принципа добросовестности участвующие в наследственном деле лица должны скорейшим образом предпринять действия, направленные на своевременное урегулирование разногласий и определение действительного состава наследства.
Истребование имущества, причитающегося наследодателю. Объектом наследования могут являться не только вещи, но и права требования. Как правило, это неполученная заработная плата, пенсия, авторское вознаграждение. Могут иметься денежные требования, основанные на гражданско-правовых договорах - о выплате страхового возмещения, возмещении убытков, возврате займа. Наконец, возможно наличие притязаний неденежного характера - об истребовании имущества, исполнении обязанности в натуре.
Такие обстоятельства требуют своевременного принятия нотариусом, исполнителем завещания мер к реализации таких прав.
Нельзя забывать, что причитающиеся умершему суммы заработной платы и приравненные к ней платежи, пенсии, стипендии, пособия по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, имеют особую судьбу. Право на получение этих выплат переходит к проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали. Такие суммы включаются в наследственную массу лишь в случае, если соответствующие требования не будут предъявлены в течение четырех месяцев со дня открытия наследства (п. 4 ст. 1183 ГК).
Оценка наследственного имущества. Она производится практически во всех случаях, поскольку имеет не только гражданско-правовое, но и фискальное значение. С учетом этого всегда предпочтительна оценка по соглашению между наследниками (п. 1 ст. 1172 ГК). Если же соглашения достичь не удается, оценка наследственного имущества или той его части, в отношении которой соглашение не достигнуто, производится независимым оценщиком. Независимость оценщика означает недопустимость проведения оценки лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки или состоящим с таким лицом в близком родстве или свойстве, а также установление запрета на вмешательство любого иного заинтересованного лица в деятельность оценщика*(801). В качестве оценщиков могут выступать юридические лица, а также физические лица (индивидуальные предприниматели), получившие в установленном порядке соответствующие лицензии. Следует учитывать, что официальная (инвентаризационная, кадастровая, балансовая) стоимость некоторых объектов, например земельных участков, строений и помещений, обычно далека от реальной и может приниматься за основу лишь по согласию наследников*(802).
Независимая оценка производится только по заявлению предполагаемых наследников, исполнителя завещания, а также представителей органов опеки и попечительства (п. 1 ст. 1172 ГК). Связанные с этим расходы, включая вознаграждение оценщика, оплачиваются лицом, потребовавшим независимой оценки (в том числе, разумеется, и наследника), а затем выплаченная сумма "развертывается в порядке регресса между всеми наследниками"*(803).
Опека наследства (управление наследством). Данный этап наследственного процесса представляет собой весь комплекс юридических и фактических действий, обеспечивающих поддержание этого имущества в нормальном состоянии в интересах выгодоприобретателя (п. 2 ст. 1012 ГК), реализацию прав и исполнение обязанностей умершего. Приобретенные при этом права включаются в состав имущества, а возникшие в результате этой деятельности обязанности исполняются за счет наследственной массы (ст. 1020 ГК)*(804).
Ключевым моментом на этом этапе является выбор конкретных мер по обеспечению сохранности наследства, который зависит от объекта охраны. Если для сохранения имущества требуются лишь фактические действия, достаточно будет передать его на хранение. Напротив, если необходимы распорядительные действия в отношении имущества, целесообразно воспользоваться услугами доверительного управляющего. Так, в течение шестимесячного срока до выдачи свидетельства о праве на наследство может потребоваться реализовать права по ценным бумагам, предъявить векселя к платежу, подать исковые заявления во избежание истечения срока исковой давности по принадлежащим наследодателю правам требования. С другой стороны, наследники заинтересованы и в своевременном погашении обязанностей наследодателя во избежание санкций.
Наиболее распространенными способами управления наследством являются хранение и доверительное управление наследственным имуществом.
Хранение наследственного имущества. Оно осуществляется в целях предотвращения его порчи, гибели или иного снижения потребительских качеств либо стоимости, не говоря уже о расхищении. Лицо, которому передано на хранение наследственное имущество, предупреждается об ответственности за растрату, отчуждение или сокрытие наследственного имущества и за причиненные наследникам убытки.
Заключая договор о передаче имущества на хранение третьим лицам, нотариус, душеприказчик выступают в качестве поклажедателей. По общему правилу договор хранения является возмездным. Иное может быть прямо предусмотрено договором либо вытекать из закона. Например, ст. 67 Основ законодательства о нотариате прямо указывает на то, что хранение имущества, осуществляемое наследниками, является безвозмездным. В случае когда в качестве хранителя выступает исполнитель завещания, возмездность договора зависит от того, предусмотрена ли в завещании выплата ему вознаграждения (ст. 1136 ГК).
На хранение могут быть переданы только вещи. При этом передача отдельных видов имущества на хранение обязательна, причем закон предъявляет особые требования к субъекту, выступающему хранителем.
Так, судьба российских денежных знаков однозначна: наличные должны быть внесены в депозит нотариуса. Ценные бумаги, не требующие управления*(805), передаются на хранение банку (ст. 921 ГК). Банковского хранения требуют и валютные ценности, драгоценные металлы и камни, изделия из них (п. 2 ст. 1172 ГК).
Особые правила применяются и к наследованию наградного и гражданского оружия (п. 3 ст. 1172 ГК). О наличии таких предметов уведомляются органы внутренних дел, которые "до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия" незамедлительно изымают его для ответственного хранения (в соответствии с ч. 4 ст. 20, ст. 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. "Об оружии"*(806). Хранителем выступает орган внутренних дел, зарегистрировавший оружие.
При выборе хранителя для иного имущества, т.е. объектов, не указанных в пп. 2 и 3 ст. 1172 ГК и не требующих доверительного управления, приоритет отдается лицам из числа наследников. Лишь при невозможности передать имущество наследникам хранителем может быть назначено другое лицо, выбираемое по усмотрению нотариуса. Представляется, что предпочтение должно отдаваться профессиональным хранителям - организациям, постоянно и самостоятельно осуществляющим хранение данного вида имущества.
Хранитель не вправе без согласия поклажедателя пользоваться переданной на хранение вещью, а равно предоставлять возможность пользования ею третьим лицам, за исключением случая когда пользование хранимой вещью необходимо для обеспечения ее сохранности и не противоречит договору хранения.
Номинально выступая как поклажедатель по договору хранения, нотариус либо душеприказчик действуют в интересах наследников. Есть основания утверждать, что к такому договору применяются правила о договоре в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), т.е. наследники имеют самостоятельное право требования к хранителю.
Плоды и доходы, а также иная фактически полученная от переданного хранителю имущества выгода причитается наследникам.
Доверительное управление наследственным имуществом. Это деятельность по реализации вещных и иных прав в составе наследства, а также осуществление распорядительных правомочий в отношении наследственного имущества. У хранителя, как известно, правомочие распоряжения отсутствует. Поэтому если в составе наследства имеется имущество, требующее осуществления правомочий собственника, нотариус или исполнитель завещания (если таковой назначен в завещании) учреждает доверительное управление этим имуществом (ст. 1173 ГК).