Институты государственной власти. Законодательная власть
В Конституции Республики Беларусь закреплены основополагающие идеи, ценности, принципы и цели унитарного демократического социального правового государства, разнообразных общественных объединений, основные параметры прав и свобод личности и гарантии их реализации, ориентированные на международные эталоны и стандарты.
Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляв1 внутреннюю и внешнюю политику.
Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Он осуществляет власть непосредственно и через своих представителей в органах государственной власти (Конституция Республики Беларусь, ст.3).
Республика Беларусь — демократическое государство. Демократия в республике осуществляется на основе многообразия политических институтов: института парламентаризма, институтов исполнительной власти, института государственной службы (регулирующий профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе), института главы государства, институтов судопроизводства. Это соответствует принципу разделения властей(Конституция Республики Беларусь, ст.6).Государственная власть распределяется между тремя независимыми ветвями – законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают друг друга ((Конституция Республики Беларусь, ст.3).
Эффективность функционирования ветвей власти достигается при координирующей роли Главы государства. Политико-идеологическая платформа их деятельности – ценности правовой государственности и народовластия.
Суть политико-идеологической ориентации институтов государственной власти выразил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Власть не может возвышаться и господствовать над обществом, а наоборот, она должна быть подчиненной обществу, контролируемой им». (Послание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Национальному собранию Республики Беларусь. — Мн., 2001. — С. 35).
Политические институты структуризируют и поле политических властных отношений. Для того чтобы органы государственной власти не выходили за рамки своего правового поля, не проникали в область чужой компетенции, имели возможность взаимоограничивать, уравновешивать, дополнять и контролировать деятельность друг друга, для равновесия и баланса властей используется так называемый механизм сдержек и противовесов.В системе современных государственных политических институтов наряду с их специализацией заметно увеличилась доля структур, контролирующих, отслеживающих деятельность политиков. К ним относятся институты судопроизводства. Судебная власть независима от Главы Государства, Парламента, Правительства и выполняет функцию контроля за конституционностью их нормативных актов.
Таким образом, самостоятельность властей, обуздание всевластия, недопущение злоупотребления властью, формирование равновесия и баланса властей обеспечивается их разделением, функционированием механизма сдержек и противовесов и независимой судебной властью.
Обратите внимание на то, что государство регулирует отношения между различными общностями людей на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.
Важнейшими политическими институтами общества являются политические партии и многочисленные общественные объединения, которые содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, их социальных, национальных и других общностей.
Президентявляется Главой государства, он гарант Конституции, прав и свобод граждан, олицетворяет единство народа, обеспечивает реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну за рубежом, является символом единства нации, высшим арбитром в спорах, гарантирует национальную безопасность и территориальную целостность страны.
Институту президентства более 200 лет. Десятого июля 1994 г. был избран и первый президент Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь избирается на 5 летнепосредственно народом. Полномочия Президента зависят от формы взаимоотношений Президента и Парламента, Президента и Правительства, Парламента и Правительства.
Президент республики, не являясь главой Правительства, фактически является главой исполнительной власти. Он определяет структуру Правительства, самостоятельно формирует его, согласовывая с Парламентом лишь кандидатуру премьер-министра, отправляет в отставку министров, председательствует на заседаниях Правительства, вправе отменять акты Правительства, формирует местную исполнительную власть.
Президент Республики Беларусь наделен существенными полномочиями в области законодательной власти. Он обладает правом законодательной инициативы, правом подписывать законы, возвращать их в парламент для повторного рассмотрения. Уполномочен издавать декреты, имеющие силу закона.
Довольно широки полномочия Президента и в судебно правовой сфере, формировании судебной системы. Президент предлагает к избранию либо прямо назначает и освобождает от должности председателей и судей Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Конституционного Суда, Генерального прокурора, имеет право помилования, осуществляет посредничество (функцию арбитра) между органами государственной власти.
Президенту предоставлены широкие полномочия в осуществлении внешней политики. Он ведет переговоры и подписывает международные договоры, предоставляет гражданство, политическое убежище, назначает и отзывает дипломатов, принимает верительные и отзывные грамоты, является Главнокомандующим Вооруженными Силами. В случае военной угрозы или при иных чрезвычайных обстоятельствах вводит военное или чрезвычайное положение, полную или частичную мобилизацию. За ним закреплено право наобъявление референдума,который является важным инструментом политического влияния.
Властные полномочия Президента зависят также от кратности его пребывания на этом посту. Президент Беларуси имеет право переизбираться на свой пост неограниченное число раз.
Порядок избрания и компетенция Президента, его освобождения и смещения закреплены в Главе 3 раздела IV Конституции Республики Беларусь (ст. 79—89).
В отдельных странах, где авторитарные тенденции очень сильны, произошла трансформация президентской республики в так называемую суперпрезидентскую. В суперпрезидентских республиках (Боливия, Колумбия, Гондурас) президент предельно контролирует все высшие полномочия всех ветвей власти и практически единолично решает многие вопросы государственного управления.
Законодательная власть— это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.
Законодательная власть воплощена, сосредоточена в парламенте. Парламент (от фр. parler— говорить) — законодательный и представительный орган. Впервые он был образован в Англии в 1265 г., что дало основание считать первый парламент мира матерью всех парламентов.
Существуют двух- и однопалатная структура парламента. Структурными единицами парламента являются также комиссии (постоянные, временные, специализированные), избираемые парламентом из своего состава для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения других вопросов; партийные фракции; этнические, территориальные и корпоративные представительства (территориальные объединения, группы депутатов). Внутренними органами парламента являются председатель, его заместитель, Президиум, Совет, Секретариат, счетная комиссия и др.
Сессии парламента длятся в течение года (с каникулами). Значительное место в деятельности депутатского корпуса отводится работе в избирательных округах. Депутаты получают заработную плату, т.е. являются профессиональными парламентариями, при осуществлении своих полномочий пользуются неприкосновенностью.
Высший орган представительной и законодательной власти в Республике Беларусь: Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь(с 1996г.). Парламент состоит из двух палат— Палаты представителей и Совета Республики.
Избрание депутатов Палаты представителей (110 человек) осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в одномандатных избирательных округах. Вторая палата парламента — Совет Республики — является палатой территориального представительства, состоит из 64 членов, 56 из которых (по 8 человек от каждой области и г. Минска) избираются тайным голосованием на заседаниях Советов базового уровня; 8 парламентариев назначает Президент. Срок полномочий парламента — 4 года. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены в случае грубого нарушения Конституции и при отказе в доверии Правительству. Решения по этим вопросам принимает Президент страны.
Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, может быть одновременно членом Правительства. Палата представителей избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Совет Республики также избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Эти руководители Парламента ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат. При Палате представителей функционируют Совет Палаты, постоянные комиссии, могут создаваться временные комиссии, депутатские группы. Совет Палаты является постоянно действующим органом, подотчетным Палате представителей. При Совете Республики функционируют президиум, постоянные (и временные) комиссии.
Законодательная власть в лице Парламента наделена следующими основными полномочиями:законотворчество, экспертиза законопроектов, принятие законов; выработка основных направлений развития общества, определение структуры и содержания его политической системы; утверждение госбюджета и отчета правительства о его исполнении; осуществление внешней политики, ратификация и денонсация международных договоров, объявление войны и заключение мира; амнистирование; участие в процедурах назначения ключевых должностных лиц исполнительной власти, конституционного и судебного надзора; легитимация Президента, Правительства или их действий; контроль за ходом выполнения законов, деятельностью должностных лиц и органов власти.
По отношению к парламенту применяются различные механизмы сдержек ипротивовесов.В Республике Беларусь законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом возвращения закона в Парламент для повторного рассмотрения и голосования, правом Президента на роспуск Парламента, Конституционным Судом. Конституционный Суд может дать заключение о несоответствии Конституции принятого Парламентом закона, после чего он утрачивает силу. Внутренними ограничителями законодательной власти являются двухпалатное построение Парламента и наличие регламента, определяющего строгое соблюдение процедуры законотворчества.
Полномочия Парламента, процедура внесения и рассмотрения законопроектов, принятия законов, основные формы деятельности Палаты представителей и Совета Республики закреплены в главе 4 раздела ГУ Конституции Республики Беларусь (ст. 90—105).