Понятие и виды международных конференций, виды актов и их правовое значение
Международная конференция - это встреча официальных представителей двух или более государств для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес. Различия в наименовании конференции (конгресс, совещание, встреча и т.д.) не имеют особого юридического значения. Созыву конференции предшествуют переговоры, во время которых согласуются время и место проведения конференции, круг участников, предварительная повестка дня. В конференции могут участвовать наблюдатели (без права решающего голоса).
Основное отличие конференций от международных организаций заключается в том, что конференции — это временные органы. Различают конференции, созываемые в рамках международных организаций, и конференции, созываемые вне международных организаций; универсальные и региональные конференции; конференции с участием высших руководителей государств и конференции министров иностранных дел, послов и т.д. По кругу участников межправительственные конференции подразделяются на универсальные, в работе которых имеет право принять участие любое государство мира, и региональные, участниками которых являются государства, принадлежащие к определенному региону. В зависимости от целей созыва межправительственные конференции делятся на мирные, политические, экономические, дипломатические и смешанные.
Решения конференции могут приниматься путем голосования и консенсуса. Каждая делегация имеет на конференции один голос.
Конференции считаются законченными, когда достигается цель их работы в виде заключения тех или иных соглашений или после того, как участники переговоров приходят к выводу о невозможности соглашения из-за непримиримости точек зрения представленных государств. Окончание конференции обычно оформляется заключительным актом или протоколом, подписанным всеми участниками.
На межправительственных конференциях принимаются акты двух видов: содержащие материалы текущей работы и подводящие итоги их работы. К первой группе относятся протоколы заседаний, ко второй — документы международно-правового характера (договоры, конвенции и т. д.). Необходимо различать также акты процедурного характера и акты, принимаемые по существу рассматриваемых в ходе работы конференции вопросов. Результаты работы успешно завершившейся межправительственной конференции выражаются в актах с различным правовым значением, имеющих самые разнообразные наименования. Общепризнанной классификации таких наименований не существует.
Большинство межправительственных конференций завершается принятием заключительного акта. Заключительные акты представляют собой перечни основных событий в деятельности межправительственной конференции.
Наряду с этим существуют заключительные акты, значение которых невозможно свести к простому перечню, протоколу или отчету, тем более что на межправительственных конференциях обычно ведутся формальные протоколы заседаний и в заключительном акте, выполняющем те же функции, не было бы необходимости.
44. Международное процессуальное право: понятие, структура, источники.
Под международным процессуальным правом понимают совокупность определённых принципов и норм, которые регулируют должный порядок непосредственного осуществления необходимых прав и обязанностей, соответствующих субъектов публичного международного современного права.
Основными источниками процессуального международного современного права являются: -договоры международного характера; - соответствующие международные обычаи; - уставы и соответствующие правила процедуры различного рода межправительственных организаций; - соответствующие статуты и процедурные правила судов и трибуналов международного характера; - соответствующее национальное законодательство различных государств, позволяющее обеспечивать надлежащее выполнение соответствующих материальных норм, международного современного права и решений вынесенных международными судами.
Собственно международное современное процессуальное право, базируется на двух основных компонентах:
- комплекса норм, которые регламентируют деятельность международных органов юрисдикционного характера, по защите непосредственных прав и интересов соответствующих субъектов международного современного права;
- комплекса норм, которые регламентируют взаимодействие как международных, так и соответствующих национальных органов, которые непосредственно обеспечивают надлежащее выполнение соответствующих материальных норм международного современного права.
Порядок применения международных процессуальных норм судебными органами на территории РФ определяется международными договорами, Конституцией РФ, соответствующими кодексами (уголовным, гражданским, арбитражным, административным и др.), постановлениями пленумов ВС РФ и ВАС РФ.
Международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы. Согласно фз «О международных договорах» положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных актов принимаются соответствующие акты.
Неправильное применение судами РФ общепризнанных принципов и норм международного права имеет место, если судом не была применена норма международного права, подлежащая применению или суд применил норму, не подлежащую применению, либо судом общей юрисдикции было дано неправильное толкование нормы международного права. Толкование международного договора должно осуществляться на основании Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.
45. Международно-правовые вопросы гражданства. Приобретение и утрата гражданства, двойное гражданство, безгражданство.
К международно-правовым вопросам гражданства необходимо отнести:
1) коллизионные вопросы гражданства;
2) вопросы безгражданства (апатризма);
3) вопросы многогражданства (бипатризма).
Под коллизионными вопросами гражданства принято понимать столкновение норм различных национальных правовых систем, приводящие к появлению бипатризма и апатризма. Решение коллизий законов о гражданстве возможно в современном международном праве на основе международных договоров по данным проблемам.
Безгражданство может быть абсолютным относительным. Абсолютное безгражданство – то безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство – это безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. Вопросы безгражданства решаются в настоящее время на основании Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. и Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. Для ликвидации безгражданства Конвенция 1961 г. Безгражданство – это правовое состояние, при котором лицо не обладает гражданством какого-либо государства. Лица без гражданства именуются апатридами.
Международно-правовые вопросы бипатризма на практике чаще всего решаются на основе международных договоров по вопросам двойного гражданства. Проблема многогражданства возникает в случае использования дипломатической защиты и исполнения обязанностей в отношении государства своего гражданства.
Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с государством, определяемая наличием их взаимных прав и обязанностей.
Гражданство приобретается несколькими способами: 1) по рождению; 2) в результате натурализации; 3) в порядке восстановления в гражданстве; 4) вследствие пожалования; 5) в результате оптации.
Приобретение гражданства по рождению основывается на трех принципах: 1) «право крови» - ребенок приобретает гражданство государства родителей независимо от места рождения; 2) «право почвы» - ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился независимо от гражданства государства родителей; 3) смешанный, сочетающий первый и второй принципы.
Приобретение гражданства в порядке натурализации происходит путем подачи ходатайства лицом, которое достигло совершеннолетия, обладает дееспособностью, проживает на территории данного государства определенное число лет, знает государственный язык этой страны, признает ее конституцию, имеет средства к существованию. Данные условия каждым государством могут быть сокращены или дополнены.
Восстановление в гражданстве применяется государствами в случаях, когда лицо имело гражданство данного государства, затем его утратило, после чего вновь пожелало его приобрети.
Оптация – это выбор гражданства населением территории, которая переходит от одного государства к другому по соглашению между ними. Противоположностью оптации является трансферт, при котором территория вместе с населением переходит к другому государству без права выбора населением гражданства.
Утрата гражданства государства происходит при выходе из него по волеизъявлению лица. В демократических странах, в том числе в РФ, гражданин не может быть лишен гражданства или изменено гражданство без добровольного волеизъявления лица.
Двойное гражданство – это наличие у лица гражданства двух или более государств. Ст. 62 Конституции России предусматривает возможность ее гражданину иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральных законов или международным договором РФ.