Стили речи и стилистика. 4.1. Прочитайте синонимичные ряды слов

4.1. Прочитайте синонимичные ряды слов. Определите, к какой сфере стилистического употребления относится каждое из приведѐнных слов:

A) Буря, ураган, тайфун, смерч

Б) Бить, колотить, стучать, лупить, дубасить, тузить, дуть

B) Бранить, ругать, хулить, журить, распекать, разносить Г) Писатель, автор, прозаик, литератор

Д) Радоваться, восхищаться, восторгаться, превозносить, хвалить

4.2. Укажите строку, в которой названы «лишние» черты публицистического стиля:

A) лаконичность изложения при информативной насыщенности Б) доходчивость изложения

B) эмоциональность, обобщѐнность

Г) экспрессивность, отсутствие предварительного продумывания

4.3. Внимательно прочитайте текст. Спишите, расставляя необходимые буквы и знаки препинания. Определите, к какому стилю речи, жанру литературы можно отнести данный текст.

Включиш… т…левизор – там один язык (чаще всего ра…влекательный; редок сер…ѐзный ра…говор со зрителем); войдѐш… в храм – и там услышиш… современ…ый молитвен…ый язык (молитвословие); выйдеш… в парк – и услышиш… от симпатичных и хорошо одетых молодых людей обоего пола мирно звучащее (скверно)словие. И всѐ это – современ…ый нам рус…кий язык. Язык это прежде всего тексты словесная действител…ность средство общения и взаимодействия организации жизни во всех еѐ сферах. Так давайте(же) береч… это (не)исчерпаемое бога...ство переда…ое нам нашими предшестве…иками!

A) Публицистический Б) Научный

B) Официально-деловой Г) Художественный

Д) Разговорный Е) Репортаж Ж) Интервью

4.4. Прочитайте выражение «Карфаген должен быть разрушен». Определите, что это:

A) цитата Б) фраза

B) отрывок

Г) крылатое выражение

Д) цитата, ставшая крылатым выражением

Вспомните, кому принадлежат эти слова, в связи с чем были сказаны.

4.5. Внимательно прочитайте приведѐнные слова: мировые соглашения, презумпция невиновности, арбитражный суд, суды общей юрисдикции, неотвратимость наказания, мера и степень ответственности, состязательность сторон, римское право, адвокатская практика, нормативно-правовые акты, основной закон государства, судебные инстанции, уголовно- процессуальное законодательство. Определите, к какому стилю (подстилю) они относятся:

A) Официально-деловому Б) Дипломатическому

B) Художественному Г) Научному

Д) Юридическому

4.6. Прочитайте внимательно отрывок: «Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации». Определите: а) слова употребляются в прямом или в переносном смысле; б) имеются ли образные выражения; в) как называется документ, в котором записаны эти слова; г) к какому стилю относится данный отрывок.

A) Научному

Б) Публицистическому

B) Официально-деловому Г) Дипломатическому

Д) Юридическому

4.7. Прочитайте внимательно отрывок: «Литературный язык – язык строго нормированный. Норма – это система правил, свод законов языка, по которым строится правильная грамотная речь. Нормы существуют на всех уровнях языка. Они диктуют, как правильно произносить звуки и ставить ударение, какую форму слова следует выбрать, какие слова в каких случаях употреблять, как правильно строить предложения, чтобы быть правильно понятым собеседником». Определите: а) слова употребляются в прямом или в переносном смысле; б) имеются ли образные выражения; в) к какому стилю (подстилю) относится данный отрывок.

A) Учебно-научный Б) Публицистический

B) Официально-деловой Г) Дипломатический

Д) Юридический

4.8. Образуйте словосочетания со связью управления. Заключѐнные в скобки зависимые слова поставьте в нужной падежной форме, где нужно, добавьте подходящий предлог. Обратите внимание на различное управление в приводимых попарно сочетаниях. Образец: Удивляться (талант юного музыканта) - удивляться таланту юного музыканта. Удивлѐн (гибкость акробата) - удивлѐн гибкостью акробата.

1. Графин, полный (вода) - сундук, наполненный (одежда).

2. Превосходство новых методов работы (старые) - преимущество новой техники (старая).

3. Препятствовать (уличное движение) - тормозить (развитие техники).

Вариант № 5

Для успешного выполнения данного варианта контрольной работы необходимо повторить следующие разделы грамматики русского языка, орфографии, орфоэпии, морфологии, синтаксиса, культуры речи и стилистики (по любому учебнику, включая учебники для общеобразовательной школы, техникума, колледжа), а также использовать основную и дополнительную литературу к данному курсу:

• Правописание Ы/И в корнях слов после приставок

• Правописание суффиксов, приставок, окончаний различных частей речи

• Правописание частицы НЕ с разными частями речи

• Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

• Правописание Ъ и Ь

• Правописание большой и маленькой букв

• Правописание слов через дефис

• Правописание предлогов ИЗ и ИЗО

• Правописание наречий, числительных, сложных слов

• Орфоэпические нормы русского языка

• Синонимы, антонимы

• Состав лексики русского языка

• Что такое фразеологизмы

• Художественные тропы и фигуры речи

• Стили речи. Стилистика

Орфография и орфоэпия

1.1. Расставьте Ъ и Ь в словах, где это необходимо. Обратите внимание на слова, в которых Ъ не ставится, запомните их. Составьте 3-4 предложений с некоторыми из этих словосочетаний по вашему выбору.

Контр…удар, супер…экспресс, меж…этажный, меж…областной, сверх…экономный, с…экономить, об…ект, об…единение, из…ян, раз…ѐм, об…ѐм, из…ятый, об…ятия, суб…ект, ад…ютант, с…ябедничать, ин…екция, кон…юнктура, контр…ярус, сверх…естественный, транс…европейский, меж…ярусный, пред…юбилейный, двух…ярдовый, трѐх…язычный, четырѐх…ярусный; трѐх…элементный, четырѐх…орудийный, четырѐх…палубный, контр…атака.

Работать кур…ером, преодолеть бар…ер, п…есы Мол…ера, пряность тим…ян, сверх…естественный, мыш...як, двух...ярусный, от...явленный мошенник, трех...этажный дом, надѐжный компан...он, возможность вар...ировать, куриный бул…он, почтал…он, солдатский медал…он, армянский кон…як, вырвать бур…ян, ад…ютант его превосходительства, сек…юрити, ман…як, фел…д…егерь, путевой об…ездчик.

1.2. Спишите слова, расставляя большую или маленькую буквы, где это необходимо. Составьте 5-6 предложений с некоторыми из этих словосочетаний по вашему выбору.

…ретьяковская галерея, …ушкинская премия, …омсомольская площадь,

…омсомольская юность, …ральские горы, …ральские пельмени, …ранцузский роман, …еликая

…ранцузская революция, …вропейские страны, …вропейский союз, …оловецкий монастырь в

…елом море..., омерический хохот, …уриданов осѐл, ...улгаковский роман, ...осковский государственный университет путей сообщения, …осковские конфеты, ...евятое мая, …осьмое марта, ...обелевская премия, ...сковская область, …аинова печать, …анькины ботинки,

…авилонская башня, …авилонское столпотворение, эпоха …озрождения, …ульский пряник,

…верской бульвар, часовня …верской Божьей матери, …онской монастырь, …онская степь,

«…онские рассказы» Шолохова, …ихоокеанский флот, …ихоокеанская волна, …ихоокеанская сельдь, …ологодское масло, …ологодские кружева, …ологодская область, …окровский собор,

…окровский бульвар, …оветская Россия, …оветские деньги, …еликая …течественная война.

1.3. Спишите. Устно объясните правописание частицы НЕ- с разными частями речи. Составьте 5-6 предложений с некоторыми из этих словосочетаний по вашему выбору.

Не…насытная жажда; стоять не…подвижно; не…писаный закон; не….оценимый вклад; выразить не…одобрение; не…обузданный нрав; не…оспоримый аргумент; не…опалимая купина; чтоб не…повадно было; не…поддельный интерес; не…оглядные просторы; не….поворотливый человек; не….откуда взять; не…опознанный объект; наказание за не…платѐж; уму не…постижимо; не…порочное зачатие; не…порочное, а нужное занятиене…дооценить врага; не…жданно-не…гаданно; не…имущие сословия; таблица не…металлов; старческая не…мощь; не…мыслимый наглец; не…казистый вид; не…молчный говор; не…исправимый лжец; не…ликвидный фонд; не…меркнущий свет; за не…имением средств; пришѐл не…кстати; выбросили за не…надобностью; отлучиться не…надолго; находиться не…подалѐку.

1.4. Внимательно прочитайте группы слов. От слов первого абзаца (а) образуйте и запишите как можно больше сложных понятий, подбирая слова из второго абзаца (б). Какова особенность их написания – слитно, раздельно или через деифс? Например: книга-справочник, книга-раритет, книжка-раскраска, книжка-раскладка.

а) Дом, Интернет, крем, бизнес, братья, генерал, город.

б) Полковник, поручик, прокурор, фельдмаршал, майор, губернатор, адъютант; вумен, карта, класс, клуб, ланч, леди, операция, партнѐр, план, семинар, сообщество, центр, школа; разбойники, сироты, славяне, близнецы, кролики, богатыри; бальзам, брюле, краска, лифтинг, пудра, скраб, сода; герой, крепость, курорт, музей, порт, сад, спутник; новостройка, высотка, долгожитель, коттедж, музей, небоскрѐб, гномик, теремок; аукцион, кафе, магазин, ресурс, сайт, услуги, экзамен.

1.5. Запишите слова с приставкой ПРЕД-, ПОД-, ОТ-, правильно выбирая букву И или

Ы в начале корня слова.

Пред…стория, пред…сторический, пред…дущий, пред…нфарктный, пред…юльский, пред…юньский. Под…маться, под…тожить, под…сканный, под…грать, под…гранный, под…скивается, под…нтегральный; от…граться, от…мать, от…мѐнный, от…сканный, от….гранный, от…скать.

1.6. Различайте по значению следующие слова, запишите их в две колонки: с приставкой

ПРЕ-и с приставкой ПРИ-.

Пр…пираться с кем-то (браниться); органы пр…зрения (опеки, приюта), испытывать пр…зрение; пр…ступить к работе, пр…ступить закон; пр…ходящий вовремя, пр…ходящий (временный, непостоянный); пр…ложить руку к чему-то, непр…ложный закон; пр…уменьшить (немного убавить), преуменьшить (значительно уменьшить); пр…ставить к окну, пр…ставиться (умереть); светопр…ставление; пр…терпеться к жѐстким правилам, пр…терпеть много испытаний; пр…слониться к чему-нибудь; пр…клониться к родному плечу, пр…клонить голову перед мужеством, пр…клонный возраст; пр…клоняться перед гением, пр…давать значение, пр…даное невесты, пр…давать новизну, пр…давать друга, древнее пр…дание; левый пр…дел в собора, пограничный пр…дел; радиопр…ѐмник, пр…емник (тот, что приходит на смену кому-то); пр…вратности судьбы, пр…вратник на воротах, пр…вратный (искажѐнный, ложный); пр…творить дверь, пр…творить в жизнь; пр…творное веселье; пр…бывать вовремя, пр…бывать в неведении; пр…пирать к стенке.

1.7. Запишите правильно лексику из области образования и науки - слитно, раздельно или через дефис: школа…интернат, школа…лицей, школа…семинар, педагог…наставник, педагог…новатор, педагог…организатор, учитель…методист, учитель…дефектолог, учитель…предметник, учитель…историк, учитель…языковед, урок…диспут, урок…дискуссия,

диспут…семинар, тест…прогноз, лекция…беседа, учѐный…практик, учѐный….физик, учѐный…химик, учѐный…астроном, учѐный…гений, словарь…справочник, книга-справочник, профессор…консультант, студент…заочник, студент…первокурсник, студент…отличник, реферат…конспект, реферат…резюме, Интернет…тестирование, приват…доцент, медиа….образование.

Добавьте своих 5-6 примеров. Составьте с этими словами 5-6 предложений, по вашему выбору.

1.8. Внимательно прочитайте. А) Выпишите в две колонки данные слова и словосочетания: в первую – перед которыми следует употребить предлог ИЗ, во вторую – те, перед которыми необходимо ставить предлог ИЗО. Слова и словосочетания пишите вместе с выбранным предлогом. Б) Из приведѐнных примеров отдельной строкой выпишите фразеологизмы; устно объясните их значение. В) Составьте 5-6 предложений с любыми их этих словосочетаний.

Фигуры …льда, …дня в день, …огня да в полымя, …грязи да в князи, …первых уст узнать, …кожи вон лезть, …любви к искусству, …пальца высосать, …рук вон плохо, искры

…глаз посыпались, …всех сил стараться, …ряда вон выходящий, …одной крайности в другую, рубашка …льна, …всей мочи бежать, пар …рта виден, …всех судебных инстанций, …всех углов доносилось, платье …не мнущейся ткани, …стороны в сторону, как …рога изобилия,

…снежных хлопьев.

1.9. Спишите словосочетания двумя группами: сначала абзац со словами, в которых пишется суффикс с одной –Н-, затем абзац с словами, в которых пишется суффикс с двумя – НН-. Соответствующим надстрочным знаком выделите суффиксы во всех словах, при необходимости – корень слова. Устно объясните правописание этих суффиксов, установите закономерность при их выборе. Назовите слова, в которых нет суффикса. К какой части речи относится первое слово в каждом из словосочетаний? Составьте 5-6 предложений с любыми словосочетаниями по вашему выбору.

Пламе(н,нн)ый взгляд, оловя(н,нн)ый солдатик, стекля(н,нн)ая ваза, деревя(н,нн)ая скамья, телевизио(н,нн)ая антенна, миши(н,нн)ая возня, маши(н,нн)ое отделение, жизне(н,нн)ый путь, бара(н,нн)ий рог, бра(н,нн)ая речь, сжиже(н,нн)ый газ, стира(н,нн)ое бельѐ, мысле(н,нн)ый взор, таможе(н,нн)ая проверка, степе(н,нн)ая походка, довере(н,нн)ое лицо, време(н,нн)ый объезд, письме(н,нн)ое поручение, осли(н,нн)ое ухо, це(н,нн)ый груз, сте(н,нн)ая газета, лимо(н,нн)ый сок, тополи(н,нн)ый пух, весе(н,нн)ий сев, тума(н,нн)ое утро, зако(н,нн)ое право, студѐ(н,нн)ый ключ, танстве(н,нн)ый шѐпот, пуще(н,нн)ая стрела, казѐ(н,нн)ые деньги, причи(н,нн)ая связь, полуде(н,нн)ый зной, да(н,нн)ый отрезок, име(н,нн)ое оружие, печѐ(н,нн)ый картофель, плетѐ(н,нн)ый коврик, лу(н,нн)ая поверхность, увере(н,нн)ый ответ, дли(н,нн)ый коридор, се(н,нн)ая лихорадка, тушѐ(н,нн)ая морковь, жжѐ(н,нн)ый сахар, сгущѐ(н,нн)ое молоко, золочѐ(н,нн)ое блюдо, дива(н,нн)ая подушка, пуга(н,нн)ая ворона, мороже(н,нн)ое мясо, тми(н,нн)ый запах, око(н,нн)ый проѐм, осе(н,нн)яя непогода, со(н,нн)ая тишина, свяще(н,нн)ая реликвия, освещѐ(н,нн)улица, ваго(н,нн)ое депо, населѐ(н,нн)ый пункт, обыкнове(н,нн)ое чудо, крыси(н,нн)ый яд, вое(н,нн)ый заказ, коло(н,нн)ый зал, вощѐ(н,нн)ая бумага, мече(н,нн)ый клад, хвалѐ(н,нн)ый пирог, кова(н,нн)ый сундук, холщѐ(н,нн)ый мешок, лощѐ(н,нн)ый вид, белѐ(н,нн)ый холст, дарѐ(н,нн)ый конь, нефтя(н,нн)ой поток, песча(н,нн)ый берег, ути(н,нн)ая походка, лебеди(н,нн)ая песня, гуси(н,нн)ое перо, перепели(н,нн)ые яйца, кури(н,нн)ая печень, соловьи(н,нн)ый свист, петуши(н,нн)ый крик, бара(н,нн)ий рог, фаза(н,нн)ий вольер, румя(н,нн)ный пирог, сви(н,нн)ой жир, тюле(н,нн)ий жир, журавли(н,нн)ый клин, павли(н,нн)ий глаз, звери(н,нн)ый рѐв, воробьи(н,нн)ый скок, тка(н,нн)ый ковѐр, тиснѐ(н,нн)ый узор, коле(н,нн)ый сустав, тро(н,нн)ая речь.

1.10. Правописание наречий. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Расставьте ударения в словах. Устно объясните правописание. Составьте 3-4 предложения с этими словами по вашему выбору.

(Не)вдалеке, (не)вдомѐк, (не)ведомо, (не)вида…но, (не)вмоготу, (не)вмоч…, (не)возмо…но, (не)во…мутимо, (не)вольно, (не)впопад, (не)впроворот, (не)втерпѐж…, (не)ждан…о()негадан…о, (не)задолго, (не)зачем, (не)лишне, (не)мало, (не)медля, (не)много, (не)надолго, (не)нароком, (не)подалѐку, (не)скоро, (не)слыхан…о, (не)спроста, (не)хотя, (не)чисто, (ни)когда, (ни)почѐм, (ни) с чем, (ни) с того (ни) с сего, (ни) два (ни) полтора, (ни) туда (ни) сюда, (ни) так (ни) сяк.

1.11. Внимательно прочитайте примеры. Пишите слитно или раздельно. Устно объясните правописание. Какой частью речи являются слова с орфограммой? Составьте 3-4 предложения с этими словосочетаниями по вашему выбору.

Сделать в…течение месяца или года; всматриваться в…течение реки; я не верю в…продолжени… романа; в…продолжени… всего фильма; в…заключени… занятия; находиться в…заключени…; разрешение на…вылет рейса; пуля прошла на…вылет; на…прокат лодки не надейся; взять палатку на…прокат, в...следствие таяния снега; не вмешиваться в…следствие; что-то в...виде шара; иметь в…виду; в...продолжение недели; я то...же приеду; я тут ни...при...чѐм.

1.12. Данные словосочетания запишите в две колонки: 1 - в которой после шипящих нужно писать Ь; 2 – словосочетания, где после шипящих Ь не пишется. Устно объясните, почему. Отдельной строкой выпишите фразеологизмы, устно объясните их значение; составьте с фразеологизмами 3 предложения по вашему выбору.

Сбереч… честь смолоду, мелкая дрож…, лес был дремуч…, сто тысяч…, ременная упряж…, дополнительный тираж…, июльская суш…, золотая молодѐж…, у высоких речных круч…, траурный марш…, срочная помощ…, день выдался погож…, уйди проч…, бить наотмаш…, завлеч… в западню, виртуозный трубач…, сорвать куш…, плащ… от дождя, острый меч…, утеш… ребѐнка, умнож… три на пять, привлеч… к ответу, воздух горяч…, вкладыш… в диплом, ночной сторож…, пять коровьих туш…, фальш… в поведении, медведь неуклюж…, точечный массаж…, взбираеш…ся на гору, питаеш…ся правильно, совсем невтерпѐж…, распахнуть настеж…, собираться замуж…, уж… осень наступила, попадѐш…ся под горячую руку, не пореж…ся ножом.

1.13. Запишите словами и поставьте в дательном падеже следующие количественные числительные:

538, 7895, 932, 142, 769. Составьте 2 предложения с этими числительными в дательном падеже.

1.14. Составьте и запишите как можно больше сложных слов, первой частью которых будет слово суб-.Например: субкультура, субмарина и т.д. Слова расположите столбиком, по алфавиту, пронумеруйте.

1.15. Составьте как можно больше сложных слов, первой частью которых будет слово микро-.Например: микрофон, микрочастица и т.д. Слова расположите столбиком, по алфавиту, пронумеруйте.

1.16. Определите, какой частью речи являются слова весь, всякий, каждый. Составьте с ними предложения.

1.17. Определите, к какой части речи относятся данные слова. Какая грамматическая категория их объединяет – рода, числа, падежа, склонения? (Ответ запишите). Составьте 5-6 предложений с некоторыми словами по вашему выбору и запишите.

Ворота, всходы, выселки, Вязники (город), гамаши, гетры, Гималаи (горы), гольфы, горелки, Горки (город), городки, грабли, гульки, гусли, дебаты, дебри, деньги, джинсы, джунгли, дивиденды, доги (скачки), дрова, дровни, дроги, дрожжи, дрожки, Дубоссары (город), духи, жабры, жалюзи, Жигули (горы), жмурки, задворки, закорки, заморозки, заросли, зубья, именины, кавычки.

1.18. Спишите. Вставьте пропущенные буквы в словах. К какой части речи они относятся? Какая общая орфограмма в этих словах?

А…ревиатура, а…лиматизация, а…омпанемент, а…орд, а…ордеон, а…редитация, а…умулятор, а…уратность, аксе…уар, а…егория, а…ея, а…отация, анте…а, апе…яция, а…арат, а…ендицит, а…ликация, арти…ерия, а…амблея, а…аше, а…естат, а…ракцион, ба…ада, ба…он, баро…о, ба…ейн, би…ион, бю…етень.

1.19. Спишите. В перечисленных словах вставьте О или А в корнях слов: К...сательная, к…саться, прик…снуться, неприк…сновенный, к…снѐшься,

неприк…саемый, соприк…сновение.

1.20. Спишите. В приведѐнных примерах поставьте дефис, где это необходимо, остальные слова пишите слитно или раздельно. Составьте 3-4 предложения с этими словами.

Пол...лимона, пол…листа, пол…первого, древне...русский, киловатт...час, любо…дорого, крупно...калиберный, официально...деловой, северо...запад, юго…юго…восток, перво…наперво, печки…лавочки, более…менее, старо…славянский, пол…кило, пол…метра, полу…истлевший, полу…остров, полу…образованный, гран-при, ниже…городский, волго…вятский, старо…крымская (дорога), велико…возрастный, вундер…кинд, супер…маркет, пол…часа, ниже…подписавшийся, впол…оборота, Славяно…греко…латинская академия, полу…согнувшись, светло…розовый, лилово…сиреневый, тѐмно…вишнѐвый, бело…голубой, рыже…подобный, телефон…автомат, Царь…пушка.

1.21. Спишите. Расставьте ударения в приведѐнных словах. Составьте 3-4 предложения с некоторыми из них по вашему выбору.

Паблисити, памятуя, паралич, паспарту, пассатижи, пастила, пекинес, пепелище, перенял, переняла, петля, петель, пиала, пихта, пиццерия, планер, плато, плесневеть, пломбировать, побасѐнка, побелѐнный, поимка, полуденный, порт, порты, портов, портфель, постамент, поутру, предвосхитить, предложить, предложил, предмет, презент, премирование, премированный, премировать, прецедент.

Лексика и фразеология

2.1. Спишите. Из приведѐнных ниже словосочетаний выпишите фразеологизмы. Что обозначет каждый из них? Составьте с ними 2-3 предложения.

Вытереть очки, втирать очки, карта бита, карта области, идти ва-банк, поворачивать оглобли, поворачивать влево, из кулька в рогожку, перебиваться с хлеба на квас, изделие из рогожки, на воде вилами написано, на плакате написано, тянуть лямку, тянуть билет, намылить шею, намылить ребѐнка, играть первую скрипку, играть главную роль, один в поле не воин, филькина грамота, грамотный человек, с пятого на десятое, экзамены будут с пятого по десятое, свет в окошке, за ушами трещит, зуб на зуб не попадает.

2.2. Спишите, Вставьте пропущенные буквы. Среди приведѐнных ниже слов подчеркните общественно-политические термины:

Диета, образ…вание, р…волюция, конст…туция, эволюц…я, в…ртикаль, окол…ца, д…ктатура, пленум, манн…фест, пр…зент, пр…зидент, сам…ит, инст…тут, ат…аше, консул, д…пломат.

2.3. Самостоятельно подберите максимальное количество синонимов к слову

братский. Составьте 3-4 предложения с выбранными вами словами.

2.4. Найдите в соответствующих словарях и выпишите фразеологизмы, в которых имеются сравнительные обороты. Например: попал как кур в ощип; явился как снег на голову ; прятать голову подобно страусу и др. Обратите внимание на правописание и знаки препинания. Что обозначают выписанные вами фразеологизмы? Составьте с ними 3-4 предложения.

2.5. Внимательно прочитайте группу слов. Выпишите только те, которые являются неологизмами наших дней. Значение неизвестных вам слов найдите в соответствующих словарях. Составьте 3-4 предложения с некоторыми неологизмами по вашему выбору.

Бизнесмен, банкомат, брифинг, андеграунд, икебана, инаугурация, инвестиции, маклер, мониторинг, файл, гастарбайтер, маргинал, саммит, скинхеды, агрессия, субкультура, экстремизм, олигархия.

К какому пласту лексики относятся данные слова:

A) Исконно русские

Б) Заимствования из славянских языков

B) Заимствования из неславянских языков

Г) Архаизмы, переходящие в активный запас современного языка

2.6. Внимательно прочитайте группу слов. Спишите столбиком, подбирая к каждому слову его литературное значение. Например: клава – клавиатура, юзер – пользователь, емеля – электронная почта. К какому пласту лексики относятся данные слова?

Лапша, локалка, лазарь, чайник, чат, шаровары, шланг, мамка, мессага, мозги, мыло, моник, морда, шлейф, яблочник, микруха, ник, окно, эмпетришка, айпишник.

A) Неологизмы

Б) Заимствования из неславянских языков

B) Жаргонизмы (сленг) Г) Профессионализмы

2.7. Внимательно прочитайте группы слов. К каждому слову первого абзаца подберите его значение, находящееся во втором абзаце. Например: кишлак – селение. К какому пласту лексики относятся данные слова? Составьте 3-4 предложения с некоторыми словами по вашему выбору.

арба.

Урюк, арык, ишак, плов, бай, басмач, шакал, кишлак, пиала, медресе, ичиги, шайтан,

Вид обуви, абрикосы, осѐл, блюдо из риса с мясом, нехороший человек, селение,

чашка, духовное училище, чѐрт, телега, осѐл, бандит (налѐтчик), канал.

A) Профессионализмы Б) Экзотизмы

B) Диалектизмы Г) Жаргонизмы

2.8. Внимательно прочитайте группу слов. Сформируйте их парами по принципу антонимии и запишите, вставив пропущенные буквы. Например: далѐкий – близкий, зарубежье

– отечество и др. Составьте 5-6 предложений с выбранными вами парами слов.

Зло, благо, не…вежество, знойный, знание, ледяной, извес…ный, отвлечѐн…ый, не…знакомый, излишек, изобилие, избыток, и…чезать, не…достаток, не…хватка, интерес…ный, скуч…ный, истина, ложь, появлят…ся, дефицит, конкретный, короткий, многословный, длин…ый, долгий, продолжительный, долговремен…ый, красавец, красивый, усердный, говорливый, безобразный, краткий, урод, лак…ничный, л…нивый, лживый, правдивый, подлин…ый, стремительный, лиц…мерный, открытый, ложный, малодушный, мощ…, болтливый, мужествен…ый, медлен…ый, молчаливый, бе…помощ…ность.

2.9. Прочитайте внимательно. К данным фразеологизмам из соответсвующих словарей подберите фразеологические антонимы. Например: жить душа в душу – жить как кошка с собакой. Каково их значение? Составьте 5-6 предложений с выбранными вами фразеологизмами.

На ночь глядя, держать камень за пазухой, засучив рукава, держать ухо востро, тяжѐлый на подъѐм, мелкая сошка, входить в колею, гладить против шерсти, без царя в голове, заварить кашу, сбивать с пути истинного, за тридевять земель, камень за пазухой, говорить обиняками.

Наши рекомендации