Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации за рубежом
Большое количество граждан Российской Федерации постоянно проживают за границей, ежегодно выезжают туда с краткосрочными туристическими или деловыми целями. Права иностранцев защищает государство их местопребывания.
В ст. 17 Европейской конвенции о защите прав и основные свобод человека государствам, группам или отдельным лицам запрещается «заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции». То есть речь идет о запрещении злоупотреблений правами на отмену или ограничение прав. Из статьи следует, что предел в ограничении прав может быть нарушен государством (в этом случае обвинение против него выдвигается лицом или группой лиц) и группой или отдельным лицом (тогда против них выдвигается обвинение государством).
Конституция РФ содержит норму о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и исполняют обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62). Государство обязано предоставлять иностранным гражданам защиту их прав, личности и имущества. Указанную защиту иностранцам государство предоставляет на равных основаниях со своими собственными гражданами в соответствии с международными стандартами.
Но наряду с этим защита прав граждан Российской Федерации за рубежом осуществляется и Российским государством. Юридическую помощь гражданам Российской Федерации за рубежом со стороны Российской Федерации оказывают консульские учреждения.
Находясь за границей, российские граждане обязаны подчиняться законам государства, на территории которого они находятся. В каждом государстве их правовой статус неодинаков и имеет свою специфику в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан. В то же время не прерывается их правовая связь с нашей страной — они должны учитывать действие и российских законов. Получается, что граждане Российской Федерации за границей находятся как бы в «двойном подчинении».
Россия является в настоящее время участником более 10 тысяч международных договоров, конвенций, пактов и т.д. Она участвует в большинстве принятых ООН международно-правовых документов и многих других многосторонних актах, которые могут явиться основой для действий консулов по защите прав и интересов граждан Российской Федерации (Венская конвенция о дипломатических отношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международные пакты о правах человека 1966 г., Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, 1985 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995 г.) и др.).
Важную роль в защите российских граждан за границей играют консульские конвенции и договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, действующие между Россией и другими государствами.
В настоящее время за рубежом действует свыше 200 консульских загранучреждений Российской Федерации[3], практическая деятельность которых соответствует требованиям Консульского устава 1976 г. и Положения о консульском учреждении Российской Федерации 1998 г. и направлена на защиту прав и интересов Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц.
Консульские должностные лица Российской Федерации, как по заявлениям граждан Российской Федерации, так и по своей инициативе принимают все необходимые меры, направленные на их нормальное безопасное пребывание и защиту их законных прав и интересов в пределах консульского округа.
В рамках своей компетенции консульские должностные лица должны оказывать российским гражданам, временно находящимся в консульском округе, следующие виды юридической помощи:
— информировать о законах, правилах и обычаях страны пребывания, особенностях правового положения иностранцев (в частности, граждан Российской Федерации) в стране и давать необходимые рекомендации (ст. 27 Консульского устава).
Касаясь правового положения иностранцев в стране, консул обращает большое внимание на особенности порядка регистрации, передвижения по стране и т.д.;
— в случае ареста или задержания принимать все меры по выяснению обстоятельств ареста или задержания граждан Российской Федерации и защите их нарушенных прав. Если российский гражданин арестован и находится под следствием, консул по просьбе заинтересованных лиц или по собственной инициативе обязан требовать разрешения на посещения и сношения с ним, а также следить, чтобы в отношении граждан Российской Федерации строго соблюдались процессуальные нормы, обеспечивающие его право на защиту и объективный ход расследования.
В целях защиты нарушенных законных прав и интересом российских граждан консул имеет право и обязан обращаться с запросом к надлежащим официальным органам не только по жалобам и претензиям граждан, но и по своей собственной инициативе, и истребовать сведения относительно любого дела и инцидента, затрагивающего интересы физических или юридических лиц Российской Федерации; в случае необходимости оказывать содействие в предоставлении в распоряжение гражданина Российской Федерации поверенного для защиты его интересов в суде, а также переводчика; без специальной доверенности представлять граждан Российской Федерации в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства государства пребывания;
— в случае утраты паспорта гражданином Российской Федерации оформить ему свидетельство на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию;
— в пределах своей компетенции выдавать по заявлениям граждан необходимые им документы для предоставления в местные официальные органы, а также легализовать иностранные документы для ввоза и использования их в России;
— нотариально удостоверять необходимые документы, принимать на хранение деньги, ценности, ценные бумаги и документы; осуществлять государственную регистрацию актов гражданского состояния (рождение, смерть и т.д.) и выдавать соответствующие свидетельства;
— предоставлять российским юридическим и физическим лицам информацию и сведения из имеющегося в консульстве банка данных по законодательству государства пребывания и фирмам государства пребывания, заинтересованным в сотрудничестве с российскими партнерами; оказывать в связи с этим на платной основе информационно-консультационные услуги, не запрещенные законодательством государства пребывания; кроме того, но запросам российских юридических лиц сообщать данные о деловой репутации и финансовой надежности интересующих их фирм, действующих в консульском округе, а также о возможности получения товаров, услуг, инвестиций, капиталов, технологий и т.д. из консульского округа в Россию;
— по заявлениям заинтересованных лиц или по поручению руководства принимать меры по розыску пропавших без вести и в пределах консульского округа граждан Российской Федерации. Обычно этот розыск осуществляется с помощью местных правоохранительных органов;
— оказывать содействие гражданам Российской Федерации, проживающим или временно находящимся в пределах консульского округа, в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме, предусмотренных ст. 32 Конституции РФ, в соответствии с законами Российской Федерации;
— оказывать помощь по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории консульского округа; при оформлении документов, необходимых страховой организации, выступать по просьбе пострадавшего гражданина Российской Федерации или его родственников в качестве их представителя в отношениях с уполномоченными страховых организаций в стране пребывания;
— по просьбе заинтересованных лиц сообщать им адреса местных юридических контор;
— указать адрес, куда необходимо обратиться для получения дополнительной информации по интересующим граждан вопросам.
За консульские действия, совершаемые на территории государства пребывания, консульским учреждением взимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации консульские сборы. Фактические расходы, связанные с совершением указанных действий, также подлежат возмещению российскими или иностранными физическими или юридическими лицами.
В отношении граждан Российской Федерации, проживающих в консульском округе, основными функциями консульских должностных лиц являются:
— принятие мер к тому, чтобы граждане Российской Федерации пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им государством пребывания и международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания;
— по заявлениям граждан Российской Федерации принятие всех необходимых мер для восстановления их нарушенных прав и интересов. Если восстановление нарушенных прав и интересов не последовало в результате обращения консула в компетентные местные органы консульского округа, то консул информирует об обстоятельствах дела главу дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания и при необходимости МИД России;
— осуществление регистрации и ведение учета российских граждан. Эта норма зафиксирована во всех консульских конвенциях, действующих между Российской Федерацией и иностранными государствами. Учет осуществляется путем заполнения на местных граждан Российской Федерации учетных карточек в соответствии с формами и правилами, устанавливаемыми МИД России;
— представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан Российской Федерации в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства последнего, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не в состоянии своевременно осуществить защиту своих прав и интересов;
— осуществление в пределах своей компетенции нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установлении опеки и попечительства, легализации и истребования документов, функций в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания;
— защита прав и интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства;
— посещение граждан Российской Федерации, помещенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления или отбывающих наказание в виде лишения свободы. Консул при личной встрече с задержанным, находящимся в тюрьме или под стражей гражданином Российской Федерации, должен убедиться, чтобы в отношении последнего соблюдались законы государства пребывания, положения международных договоров, участниками которых является Российская Федерация и государство пребывания, а также общепризнанные нормы и принципы международного права;
— исполнение поручений следственных и судебных органов Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, если это не противоречит законодательству государства пребывания и международным договорам, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания. Указанные поручения исполняются с соблюдением процессуального законодательства Российской Федерации.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается сущность и значение юридической помощи?
2. Какие органы призваны оказывать юридическую помощь в Российской Федерации?
3. В чем заключается организация бесплатной юридической помощи в Российской Федерации?
4. Какова государственная система бесплатной юридической помощи в Российской Федерации?
5. Что собой представляет негосударственная система бесплатной юридической помощи в Российской Федерации?
6. Каковы задачи и полномочия правозащитных организаций в Российской Федерации?
7. Каковы полномочия медиаторов как сторон, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации?
8. Кто оказывает юридическую помощь гражданам Российской Федерации за рубежом?
9. В чем заключается сущность оказания юридической помощи гражданам Российской Федерации за рубежом?
[1] Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 587.
[2] Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 г. // Рос. газета. 2007. Апр.
[3] URL: http://www.mid.ru (дата обращения — 6 октября 2012 г.).