Система оплаты труда с развитием трудового права в России
Положение 1835 года "Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оныя по найму" являлось первым нормативным актом, регулирующим трудовые отношения на территории России.
Главным нормативным актом, регулирующим трудовые отношения в дореволюционной России, стал Закон от 3 июня 1886 года "О найме рабочих и правилах надзора за фабричными заведениями". Данный Закон сохранил свою актуальность и в настоящее время. Им установлено правило, согласно которому "хозяин с нанявшимися должен обходиться справедливо и кротко, требовать от них токмо работы, условленной по договору или той, для которой наем учинен, платить им точно и содержать исправно"[1] . Работник, не получивший в течение месяца заработную плату, имел право требовать в судебном порядке расторжения заключенного с ним договора[5] . Если при рассмотрении жалобы работника суд устанавливал, что действительно имела место задержка заработной платы, то работнику присуждалось дополнительное вознаграждение в размере его двухмесячного заработка. Введение в действие Закона от 3 июня 1886 года означало возникновение новой отрасли права – трудового права. Таким образом, и в трудовом праве России главенствующим в этот период являлся договорный способ определения условий труда, вмешательство государства в регулирование труда сводилось к минимуму.
В самом начале установления Советской власти были урегулированы трудовые отношения. Эти реформы имели политическое основание, а поэтому носили скорей декларативный, чем практический характер. Так, устанавливался восьмичасовой рабочий день, гарантировались достойные условия труда, социальное страхование оплата труда. Подобное законодательство преследовало скорее политические, нежели практические цели и носило в целом декларативный характер.
Дальнейший этап развития законодательства о труде соответствует периоду военного коммунизма и основным нормативным актом данного периода является Кодекс законов о труде, опубликованный 10 декабря 1918 г. «Постановления Кодекса законов о труде распространяются на всех лиц, работающих за вознаграждение, и обязательны для всех предприятий, учреждений и хозяйств (советских, общественных, частных и домашних), а также и для всех частных лиц, применяющих чужой труд за вознаграждение»[6] . В основу метода правового регулирования первый КЗоТ 1918 г. закладывал принцип всеобщей трудовой повинности.
Характерной чертой трудового законодательства того периода было то, что регулирование всех условий труда, в частности, размера вознаграждения за труд, совершалось жестко установленными нормами. Так, например каждый род занятия имел определенную заработную плату. Ее размер зависел от опасности условий труда, тяжести работы, степень обученности и опытности для ее выполнения (ст. 58).
Впервые было введено понятие сверхурочных работ как единственной причины дополнительной оплаты труда рабочего.
К другим правам относились право на больничный – во время болезни каждый получал пособие через больничные кассы и право на отпускные – во время отпуска каждому гарантировались отпускные (ст. ст. 106 и 107).
Вместе с тем наблюдалось полное отсутствие договорных соглашений об условиях труда как между отдельными трудящимися и администрацией, так и между администрацией и профсоюзами. Многие нормы трудового законодательства этого периода имели только декларативное значение. Например, далеко не всегда осуществлялись на практике нормы, ограничивающие применение сверхурочных работ, гарантирующие предоставление ежегодного обязательного отпуска и т.д.
Последовавший далее переход к новой экономической политике, установившей свободу товарооборота, привел и к свободе распоряжения своим трудом. Стабилизация экономических и социальных отношений создали благоприятную почву для научных исследований в области трудового права.
Кодекс законов о труде РСФСР, принятый четвертой сессией ВЦИК 9 созыва 30 октября 1922 г[7] ,имел уже принципиальные отличия от предыдущего. Так, он закрепил право заключать индивидуальные и коллективные трудовые договора.
Кодекс существенно расширил права рабочих. Они получили право на гарантированную заработную плату в соответствии с тяжестью и количеством выполненной работы, которая не могла быть ниже прожиточного минимума.
Он не отменил обязательную трудовую повинность, но расширил границы возможного неучастия в ней.
Были введены и нормы, защищающие права несовершеннолетних. Оплата труда несовершеннолетнего должна была быть такой же, как у совершеннолетнего работника за полный рабочий день.
Война поставила перед правовым регулированием труда ряд сложных проблем. В связи с призывом многих миллионов людей в ряды армии и флота особенно острой стала проблема рабочих рук в промышленности, на транспорте, в строительстве и на селе. Это обстоятельство не могло не вызвать к жизни правовых норм, по-новому регулирующих возникновение и прекращение трудовых правоотношений. Хотя, как общее правило, и сохранился порядок добровольного вступления в трудовые отношения, Советское государство было вынуждено обратиться к таким правовым формам обеспечения народного хозяйства кадрами, как трудовая мобилизация и трудовая повинность.
Были выпущены постановления, материально стимулировавшие достижение высоких показателей в работе в особо важных областях народного хозяйства. К ним следует отнести постановления о заработной плате поездных и маневровых бригад железнодорожного транспорта, работников угольных шахт, МТС и др.
С окончанием войны были ликвидированы нормы права, порожденные чрезвычайными обстоятельствами военного времени.
В четвертом пятилетнем плане предусматривалась система мероприятий по механизации производства, совершенствованию оплаты труда, улучшению жилищных и бытовых условий, охране труда. В 1955 - 1958 гг. была повышена заработная плата низкооплачиваемым трудящимся.
В 1964 г. на базе Основ гражданского законодательства были приняты гражданские кодексы союзных республик.Трудовое право развивалось под воздействием мер, которые предпринимались государством в целях повышения уровня материального положения граждан, обеспечения их социальных прав.
В 1964 г. в среднем на 21% была повышена заработная плата работникам просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и других отраслей, обслуживающих население.
Большие меры проведены по упорядочению заработной платы, с общей тенденцией к ее увеличению. В 1968 г. повышен минимальный уровень заработной платы (до 70 руб.). В 70-х гг. введены новые условия оплаты труда в непроизводственных отраслях народного хозяйства для работников массовых профессий и специальностей, непосредственно обслуживающих население (медсестер, продавцов, библиотекарей и т.п.). Повышена оплата труда для многих работников производственных отраслей (в черной и цветной металлургии, угольной и текстильной промышленности, на железнодорожном транспорте).
Переход к развитому социализму закрепил новый кодекс законов о труде 1971 года. Он не только не отменил трудовую повинность, но и ввел ее новый особый вид – трудовую мобилизацию. Реформировалась система оплаты труда.
Теперь заработная плата не должна была быть ниже не прожиточного минимума, а минимального размера, установленного государством. Все предприятия, фабрики и заводы лишались права устанавливать заработную плату работникам. Эту функцию взяло на себя государство в лице специально уполномоченных органов.
Конец XX века ознаменовался бурным развитием трудового законодательства России, было принято несколько основополагающих законов: Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в РСФСР"[9] , Закон РСФСР от 11 марта 1992 года № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях"[10] , Федеральные законы от 23 ноября 1995 года № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"[11] , от 12 января 1996 года № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"[12] , от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"[13] .
Перестройка с ее экономическими и идеологическими преобразованиями потребовала кардинального пересмотра не только отдельных норм трудового законодательства, но и самой концепции отрасли. Четвертый в истории России Трудовой кодекс был принят 30 декабря 2001 года и вступил в действие с 1 февраля 2002 года. В данном кодексе уже отображены основные мировые стандарты трудового права за счет ратификации Конвенции МОТ "Относительно защиты заработной платы". Закреплены основные принципы труда: равенство, свобода выбора труда, недопустимость дискриминации, принудительного труда, обязательность возмещения вреда, справедливые условия труда и другие. Понятие заработной платы существенно расширилось – к нему добавились разного рода компенсационные и стимулирующие выплаты. Постановлением правительства N 583 был окончательно закреплен переход на новую систему оплаты труда.
В современных условиях России экономическая сущность оплаты труда заново приобретает свое значение. Рост заработной платы в России продолжился так, в 2011 и 2012 годах высокий номинальный рост зарплат (11%) на деле обогнал инфляцию чуть больше, чем на процент. В 2009 году это соотношение было выгоднее для работника: 9,6% против 3,9% соответственно. В 2013 году анализ рынка показал, что повышение вновь не превысило уровень инфляции. В среднем движение рынка заработной платы в России составило 6,6%. В прошлом году реальная заработная плата в целом по стране выросла лишь на 1,3%. В первые два месяца 2015 г. в динамике ситуации с денежными доходами населения наблюдаются негативные тренды. Реальные располагаемые денежные доходы населения уменьшились по сравнению с январем-февралем 2014 г. на 0,7%, а реальная заработная плата – на 9,1%. Последние 5 лет повышение заработной платы скорее носит номинальный характер, при этом компании четко распределяют выделенный на повышение бюджет, отдавая его наибольший процент ключевым сотрудникам.
Подводя итоги краткому историческому анализу становления и развития трудового права в России, можно отметить следующее:
Каждая ступень развития трудового права имела свои достоинства и недостатки, соответственно и реформировалась оплата труда. Но главное, что оно не останавливалось, а развивалось с каждым новым этапом. Сейчас мы имеем достаточную основу для дальнейшего успешного развития трудового права, а так же реального скачка денежного вознаграждения работников.
В качестве итога можно выделить тенденцию развития трудового законодательства - это поиск адекватных правовых механизмов для достижения Российской Федерации целей в условиях становления общества с его новыми социальными технологиями и интеграции России в мировые глобальные процессы. Эффективность института трудового права, а с ним и справедливой системы оплаты труда можно будет оценить только спустя некоторое время.