Структура юридической науки как системы знаний
Как и всякая наука, юридическая наука имеет свою структуру, т. е. внутреннее строение, которое характеризуется наличием определенных компонентов, составляющих данную науку и находящихся в соответствующих связях между собой. Вопрос о структуре юридической науки не имеет в отечественной литературе единой интерпретации, поскольку решается на основе разных подходов.
Так, например, С. С. Алексеев, рассматривая состав юридической науки, отмечает, что наука права, как и всякая наука, состоит из определенных знаний, которые разнообразны по своему содержанию и характеру, вследствие чего возникает вопрос о составе юридической науки, т. е. о том, из чего она состоит, из каких видов знаний складывается. В качестве частей, составляющих юридическую науку, С. С. Алексеев выделяет: общеметодологическую основу, фактический материал, теоретические построения и практические рекомендации. Общеметодологическая основа – это данные философии и некоторых других наук, предопределяющие правильный методологический подход при изучении права, правового регулирования. Фактический материал составляет информация о фактах, относящихся к области правового регулирования. Теоретическое построение – это обобщение фактического материала, общие понятия, теории, гипотезы. Практические рекомендации – предложения, советы о применении и совершенствовании действующего законодательства[250].
Вместе с тем С. С. Алексеев, характеризуя систему юридических наук, выделяет в ней общетеоретические (теоретико-исторические) науки, отраслевые науки, межотраслевые науки, науки, изучающие зарубежное и международное право, специальные прикладные науки[251], которые тоже, на наш взгляд, могут рассматриваться как компоненты структуры юридической науки.
Следует заметить, что структура юридической науки чаще всего раскрывается через выделение в составе юридической науки определенных видов наук. При этом разные авторы называют неодинаковое количество элементов в составе юридической науки.
В. Н. Хропанюк, А. А. Иванов, В. П. Иванов, Р. В. Шагиева, Ф. М. Раянов выделяют в составе юридической науки по три элемента, но называют их вместе с тем по-разному. В частности, В. Н. Хропанюк в составе юридической науки выделяет такие группы юридических наук, как теоретико-исторические, отраслевые и специальные. К теоретико-историческим наукам он относит теорию государства и права, историю государства и права, историю политических и правовых учений; к отраслевым – науки конституционного, административного, финансового, гражданского, трудового, уголовного права и другие; к специальным – криминалистику, судебную медицину, судебную психологию, судебную психиатрию, судебную бухгалтерию[252].
А. А. Иванов и В. П. Иванов в составе юридической науки выделяют теоретико-исторические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений), отраслевые юридические науки (конституционное право, уголовное право, административное право, гражданское право, таможенное право, семейное право, земельное право, международное право, налоговое право, финансовое право, гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право и др.), прикладные (специальные) юридические науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия, правовая статистика, юридическая психология и др.). Вместе с тем они отмечают, что есть науки, изучающие международные аспекты права – международное частное и публичное право, морское право, космическое право, государственное право зарубежных стран и др.[253].
По мнению Р. В. Шагиевой, весь комплекс юридических наук традиционно делится на фундаментальные, отраслевые и специально-прикладные науки. К фундаментальным юридическим наукам она относит теорию государства и права, историю политических и правовых учений, историю государства и права; к отраслевым – науки государствоведческого (конституционное право, административное право и др.), цивилистического (гражданское право, предпринимательское право и др.), криминалистического (уголовное право, уголовно-исполнительное право и др.), процессуального и других циклов; к специально-прикладным – криминалистику, судебную статистику, судебную медицину, судебную фотографию и др. Отдельно выделяются также науки, изучающие структуру, организацию и порядок деятельности государственных органов (например, наука о прокурорском надзоре, о судебных и правоохранительных органах) и науки международного права (космическое право, международное частное право, морское право и т. д.)[254].
Ф. М. Раянов в системе юриспруденции (юридической науки) современной Российской Федерации выделяет такие группы научных дисциплин, как теоретические и исторические научные дисциплины, отраслевые научные дисциплины, специальные юридические дисциплины. К первой группе он относит: 1) теорию юриспруденции (теорию государства и права), 2) историю отечественной юриспруденции, 3) историю юриспруденции зарубежных стран, 4) историю юридической мысли, 5) римское право, 6) международное право; ко второй группе – 1) конституционное право, 2) конституционное право зарубежных стран, 3) гражданское право, 4) гражданское процессуальное право, 5) административное право, 6) трудовое право, 7) уголовное право, 8) уголовно-процессуальное право, 9) экологическое право, 10) аграрное право, 11) финансовое право, 12) семейное право, 13) муниципальное право, 14) предпринимательское право, 15) земельное право; к третьей группе – 1) криминалистику, 2) криминологию, 3) правоохранительные органы, 4) юридическую психологию, 5) уголовно-исполнительное право, 6) прокурорский надзор[255].
А. Г. Борисов считает, что в структуре юридической науки в соответствии с особенностями объекта и предмета научного поиска и назначения отдельных ее компонентов выделяют: историко-теоретический блок юриспруденции (теория государства и права, история государства и права, история учений о государстве и праве), отраслевую юридическую науку (конституционное право, административное, гражданское, трудовое, природоохранительное и др.), прикладную юридическую науку (криминалистика, юридическая психология, судебная медицина, юридическая статистика и др.), наука международного права (международного публичного и международного частного права)[256].
По мнению О. М. Беляевой в составе юридической науки следует выделять пять видов юридических наук: теорию государства и права, историко-правовые науки (история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений), отраслевые юридические науки (конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское право, уголовный процесс, гражданский процесс, трудовое право, финансовое право и др.), специальные юридические науки (криминология, правоохранительные органы, организация местного самоуправления и др.), прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия, судебная фотография, судебная статистика и др.)[257].
Пять видов (блоков) выделяет в системе юридических наук В. И. Цыганов: 1) теоретические и исторические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и др.), 2) отраслевые юридические науки (государственное (конституционное) право, гражданское право, административное право, уголовное право и т. п.), которые изучают отдельные сферы, области государственно-правовой жизни; 3) науки, изучающие систему, полномочия, принципы деятельности государственных органов (судоустройство, прокурорский надзор и др.); 4) науки, изучающие международное право (международное публичное право, международное частное право и др.); 5) прикладные юридические науки (криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная психиатрия и др.)[258].
Еще большее число групп в составе юридической науки (шесть) выделяет Л. А. Морозова. Это: теоретико-исторические науки (теория государства и права, отечественная и зарубежная история государства и права, история учений о государстве и праве); отраслевые юридические науки (гражданское, уголовное, конституционное право, другие традиционные отраслевые науки, а также сформировавшиеся в качестве новых отраслей экологическое право, право социального обеспечения, атомное, космическое право); прикладные юридические науки (криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия и др.); организационные науки (судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др.); международные науки (международное публичное, международное частное право, морское, космическое право и др.); компоративистика (сравнительное правоведение)[259].
Иначе подходит к характеристике структуры юридической науки В. М. Сырых. Исходя из того, что юридическая наука не может сводиться только к знаниям, поскольку знания не возникают сами по себе, а являются результатом активной целенаправленной деятельности индивидов или коллективных сообществ, связанной с производством научных знаний, он считает, что в содержание правовой науки включаются все необходимые компоненты, из которых состоит научная деятельность. К таковым, по его мнению, относятся субъект, объект и предмет правовой науки, ее философские основания, технические средства, процедуры, а также результаты[260].
Рассмотренные подходы страдают, на наш взгляд, односторонностью и не позволяют должным образом охарактеризовать структуру юридической науки, поскольку не учитывают различных аспектов юридической науки. Ведь структура юридической науки как системы знаний не тождественна структуре юридической науки как познавательной деятельности. В этой связи структуру юридической науки необходимо рассматривать с учетом того, в каком качестве анализируется наука: как система знаний или как познавательная деятельность.
Структуру юридической науки как системы знаний, на наш взгляд, целесообразнее всего рассматривать в зависимости от того, из каких относительно самостоятельных наук складывается юридическая наука[261]. Выше мы показали, что на этот счет не существует единства мнений. Не вдаваясь в анализ взглядов тех или иных исследователей относительно структуры юридической науки как системы знаний, полагаем, что юридическую науку (в частности, российскую юридическую науку) можно представить в виде пирамиды, разделенной на несколько уровней. Самый нижний уровень этой пирамиды составляют так называемые прикладные юридические науки – науки, которые непосредственно обслуживают юридическую, в основном правоприменительную практику. К ним традиционно относят криминалистику, криминологию, юридическую психологию, судебную медицину, судебную психиатрию и некоторые другие науки. Следующий, более высокий уровень составляют науки, которые условно можно назвать специально-юридическими науками. К ним следует отнести такие науки, как правоохранительные органы, прокурорский надзор, муниципальное право и другие. Еще более высокий уровень составляют международно-правовые науки, в числе которых называют международное публичное и частное право, космическое право, морское право, конституционное право зарубежных стран и т. д. Следующий уровень составляют отраслевые юридические науки – науки, изучающие отдельные отрасли российского права (науки конституционного, административного, гражданского, уголовного и других отраслей права). За отраслевыми науками следуют исторические науки о государстве и праве (история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, история учений о государстве и праве). Наконец, замыкает пирамиду юридических наук теория государства и права, которая по отношению ко всем другим юридическим наукам носит наиболее общий, фундаментальный и методологический характер.
Что касается структуры юридической науки как познавательной деятельности, то она может быть представлена такими элементами, как субъект, объект и предмет научного юридического познания, средства и методы научного юридического познания, результат научного юридического познания.