Тема 21. Понятие, система и значение особенной части
ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНЮСТА РОССИИ
Кафедра уголовного права и криминологии
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
(Особенная часть)
Планы семинарских и практических занятий
Владимир 2007
У 26
Уголовное право (Особенная часть): Планы семинар. и практ. занятий / Сост.: А.Ф. Кулаков, А.В.Ильин, С.В.Ермаков; ВЮИ ФСИН России. Владимир, 2007. 80 с.
Включают в себя вопросы к семинарским занятиям и самостоятельной подготовке слушателей, к ним приведены необходимые для изучения тем подробные библиографические списки. К практическим занятиям предложены условия задач по каждой из тем, составленные на основе примеров из практики следственных и судебных органов.
Предназначены для курсантов (слушателей), изучающих Особенную часть Уголовного права РФ в соответствии с разработанной кафедрой УПиК ВЮИ Минюста России рабочей программой по данной дисциплине
Рецензенты:
С.В. Бажанов,начальник кафедры уголовно-процессуального права Владимирского юридического института ФСИН России, доктор юридических наук, полковник внутренней службы.
Б.А. Молчанов, заведующий кафедрой отраслевых юридических дисциплин Владимирского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.
ã ФГОУ ВПО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», 2007
ã А.Ф. Кулаков, А.В.Ильин, С.В. Ермаков, составление, 2007
Введение
Уголовное право является одной из профилирующих учебных дисциплин, изучаемых во Владимирском юридическом институте Минюста России и выносимых на государственные экзамены.
Целями проведения семинарских, практических занятий и деловых игр по Особенной части уголовного права являются закрепление полученных курсантами и слушателями на лекциях и в процессе самостоятельной работы знаний, их углубление, а также приобретение навыков и умения применения уголовно-правовых норм.
Задачи семинарских занятий – закрепление, углубление и контроль теоретических знаний курсантов и слушателей. Кроме того, на семинарских занятиях слушатели должны научиться вести дискуссию, осмысливать и обобщать теоретические положения Общей части уголовного права, усвоить сущность, социально-правовую природу и назначение уголовно-правовых норм и институтов.
Для приближения к условиям будущей деятельности по применению уголовного закона (будь то деятельность судьи, следователя, прокурора либо лица, производящего дознание), как показывает опыт, наиболее эффективным и апробированным методом является решение задач (казусов). Это способствует закреплению теоретических знаний у курсантов и развивает умение осуществлять юридически-верную квалификацию преступлений — важнейшую часть правоприменительной деятельности их будущей практической работы. В процессе решения задач, содержание (фабула) которых, как правило, основано на материалах реальных уголовных дел и материалах периодической печати, курсанты приобретают навыки правильного применения норм Особенной части уголовного права (в первую очередь, анализа признаков составов преступлений).
Решение задач (казусов) позволяет, с одной стороны, наглядно увязать в сознании курсантов теорию уголовного права с законодательством, а с другой стороны, — теорию и уголовное законодательство с практикой (опытом) в сфере правоприменительной деятельности.
При решении задач курсанты должны исходить из того, что фактические обстоятельства, изложенные в задачах, предполагаются установленными и доказанными. Однако в учебных целях допустимо (а зачастую и необходимо) изменение условия задачи и в особенности — логическое домысливание целого ряда фактических обстоятельств, имеющих уголовно-правовое значение.
Основным вопросом, как правило не поставленным в задаче, но требующим уголовно-правовой оценки, является вопрос о квалификации содеянного каждым из упомянутых в содержании задачи лиц. При этом дополнительно может быть поставлено несколько вопросов, ответы на которые оказывают решающее значение на уяснение вопросов рассматриваемой темы.
Особое внимание курсантами должно быть уделено аргументации решения задачи. Важно не просто дать точный ответ относительно квалификации содеянного тем или иным действующим лицом, но и подробно обосновать его. При этом необходимо использовать, как собственное умение толковать нормы Особенной части уголовного закона, так и прибегать к использованию руководящих постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по отдельным категориям уголовных дел, а также материалам судебной практики по аналогичным делам. Аргументы следует приводить как по уголовному закону (юридическая аргументация), так и по изложенным в задаче фактам (фактическая аргументация). Юридическая аргументация немыслима без детального изучения фабулы дела, фактических данных относительно поведения каждого из участвующих в ней лиц, а также весьма вероятного дополнения фабулы недостающими обстоятельствами. Обычно в задаче (казусе) ничего лишнего нет, каждый факт имеет значение для уголовно-правовой оценки (квалификации) содеянного либо, напротив, подчеркнуто не имеет уголовно-правового значения. Примерный ответ курсанта (слушателя ) на практическом занятии по особенной части Уголовному права РФ приведен ниже.
Деловая игра, которая предусмотрена в рабочей программе по Уголовному праву, является одной из наиболее действенных форм проведения занятий. На такое занятие выносятся наиболее проблемные практические ситуации, в которых некоторые обстоятельства, позволяющие дать единственно правильное решение сознательно не указаны, что дает курсантам возможность ведения дискуссии, осмысления и аргументации предложенных точек зрения. Деловая игра требует от курсантов более тщательной подготовки – сочетания теоретических знаний, полученных в ходе лекций и семинарских занятий, так и практических умений, наработанных в ходе проведения практических занятий. Деловая игра выступает узловым, заключительным этапом усвоения рассматриваемой темы. Ее проведение основывается на отдельном, дополнительно разработанном преподавателями кафедры плане.
В ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям, деловой игре необходимо использовать рекомендуемый в настоящих планах соответствующий нормативный материал, учебно-методическую литературу, руководящие разъяснения и постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации. Перечень основной литературы, необходимой для изучения при подготовке к занятиям, указан непосредственно перед тематическими планами.
По окончании изучения курса по Особенной части Уголовного права курсанты и слушатели сдают экзамен.
Примерный ответ курсанта на практическом занятии:
Задача. Зудин и Кучко во время употребления спиртных напитков решили «шутки ради» искупать в реке своего начальника - пьяного Малахова и столкнули его в реку. Не справившись с течением, Махов стал тонуть, однако ни Зудин, ни Кучко, опасаясь за свою жизнь, не пришли к нему на помощь. В результате Махов утонул. Испугавшись ответственности, Зудин и Кучко выловили труп Махова и сожгли его. По пути домой Кучко стал высказывать мысль о целесообразности явиться с повинной в органы милиции. Опасаясь, что тот кому-либо проговорится о том, что произошло, Зудин нанес ему ножом несколько ударов в грудь и в живот, а затем, полагая, что Кучко мертв, снял с его руки часы.
Благодаря своевременно оказанной медицинской помощи Кучко удалось спасти, однако после длительной болезни, так и не выписавшись из больницы, он на 46-й день от полученных телесных повреждений скончался.
Решение:
1. Совершенное Зудиным и Кучко общественно опасное деяние непосредственно посягает на жизнь человека. Его непосредственным объектом выступает жизнь их начальника Малахова.
В содержании казуса нет данных, которые свидетельствовали бы о наличии у Зудина и Кучко прямого или косвенного умысла на лишение жизни Махова. К таковым нельзя отнести и те, которые характеризуют последующие бездействие этих лиц по отношению к тонущему Махову и сожжение ими трупа. Последнее находится за рамками состава убийства, бездействию же не предшествовало намерение лишить жизни потерпевшего. В то же время, сталкивая в воду пьяного Махова, Зудин и Кучко хотя и не предвидели, но должны были (как граждане, имеющие достаточный жизненный опыт) и могли предвидеть (о чем свидетельствует характеристика приведенной обстановки случившегося) возможность наступления результата — гибели Махова. Следовательно, действия Зудина и Кучко подпадают под признаки ст. 109 УК.
2. Ни одного из усиливающих ответственность обстоятельств, вмененных Зудину и Кучко в вину по факту лишения жизни Махова, ст. 109 УК не предусматривает. Однако если бы содеянное было расценено как убийство, не могли и при этом условии быть вменены в вину: а) обстоятельство, предусмотренное п. «б» ч. 2 ст. 105 УК, так как преступление совершено не в связи со служебной деятельностью Махова; б) уничтожение трупа с целью сокрытия преступления: оно не может рассматриваться в качестве разновидности особой жестокости, равно как и бездействие Зудина и Кучко в то время, когда потерпевший стал тонуть — существовала опасность для жизни и самого виновного, в его представлении, в случае вмешательства в развитие событий (по этой же причине исключается квалификация его бездействия по ст. 125 УК), нет направленности его поведения на причинение потерпевшему особых мучений, страданий; в) сожжение трупа хотя и было осуществлено в целях скрыть последствия неудачной шутки, но поскольку в п. «к» ч. 2 ст. 105 УК говорится об убийстве с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, этот пункт также неприменим. Нельзя вменять виновным и ст. 316 УК, так как ответственность за укрывательство могут нести только лица, не принимавшие участия в совершении укрываемого преступления.
3. Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст.109 УК РФ, наступает с 16-ти летнего возраста. Так как из условия задачи иное не вытекает, то Зудина и Кучко следует считать достигшими возраста уголовной ответственности. Состояние алкогольного опьянения, в котором они находились в момент совершенного преступления, согласно ст. 23 УК РФ, нельзя отнести не к смягчающим, ни к отягчающим вину обстоятельствам.
4. Лишая жизни Кучко, Зудин действовал с прямым умыслом. Об этом свидетельствует и характер его действий (нанес несколько ударов в жизненно важные части тела ножом), и побудительные мотивы (не допустить, чтобы Кучко проговорился о смерти Махова). Обязательным признаком субъективной стороны здесь выступает цель убийства – скрыть другое преступление, которая выступает квалифицирующим признаком (п. «к» ч.2 ст. 105 УК РФ). Тот факт, что смерть потерпевшего наступила не сразу, а спустя довольно длительное время, не влияет на уголовно-правовую оценку содеянного, как представляется, поскольку: а) имелся умысел на убийство; б) смерть фактически наступила; в) она находится в причинно-следственной связи с нанесенными Кучко ножевыми ранениями.
5. По второму эпизоду было бы неосновательным вменение в вину Зудину: корыстных побуждений при убийстве. Они возникли, как видно из содержания казуса, только когда Зудин счел, что потерпевший мертв; 2) нет оснований также для квалификации деяния по п. «а» - убийство двух и более лиц, так как в первом случае Зудиным смерть причинена по неосторожности, при этом действия виновного не охватывались единством умысла и совершены разновременно.
6. Уголовная ответственность за убийство предусмотрена ч.2 ст.20 УК РФ с 14-ти летнего возраста.
7. Непосредственным объектом последнего преступления выступает собственность Кучко, что закреплено в статьях 21 главы особенной части УК РФ. Следует также выделить предмет преступления, которым выступают часы Кучко.
8. Говорить в последнем эпизоде о разбойном нападении нельзя, так как умысел у Зудина на завладение часами Кучко возник уже после потери последним сознания, поэтому его действия следует квалифицировать по ч. 1 ст. 158 УК.
Подводя итог сказанному, правильной представляется квалификация поведения Зудина по совокупности статей: ч. 1 ст. 109, п. «к» ч. 2 ст. 105 и ч. 1 ст. 158 УК РФ.
Основной список литературы для подготовки
к занятиям по Особенной части Уголовного права
Вопросы Особенной части уголовного права в нормативно-правовых документах: сб. постатейн. материалов (по состоянию на 1 мая 2007 г.)/ Владим. юрид. ин-т; сост.: А.С. Колосов, Е.А. Кучерова, В.В. Меркурьев. Владимир, 2007.
Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный). – М., «Книжный мир», 2006.
Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Под ред. В.И. Радченко.- 2-е изд.,перераб. и доп. М., «Спарк»,2004.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. - 3-е изд., доп. и испр. М.: Юрайт-Издат, 2004.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.И. Рарог). М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
Курс российского уголовного права. Особенная часть. Учебник. Под ред. В.Н.Кудрявцева, А.В. Наумова. М., «Спарк»,2002.
Сборник Постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам. / Сост. С.Г. Ласточкина, Н.Н. Хохлова. М., 2003.
Судебная практика к УК РФ. Под ред. В.М. Лебедева. – 2-е изд., перераб. и доп. М., «Спарк»,2005.
Судебная практика по уголовным делам. / Сост. Г.А. Есаков. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учеб./ М.П. Журавлев, А.В. Наумов и др. – 5-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
Тема 21. Понятие, система и значение особенной части